Всем знакомо выражение "как год встретишь, так его и проведешь". Наступивший 2026-й я хочу начать с похода на выставку, посвящённую великой советской и российской балерине Майе Михайловне Плисецкой.
В ее имени слышится плеск аплодисментов.
Она рифмуется с плакучими лиственницами,
с персидской сиренью,
Елисейскими полями, с Пришествием.
Есть полюса географические, температурные, магнитные.
Плисецкая - полюс магии.
Она ввинчивает зал в неистовую воронку
своих тридцати двух фуэте,
своего темперамента, ворожит,
закручивает: не отпускает.
Есть балерины тишины, балерины-снежины -
они тают. Эта же какая-то адская искра.
Она гибнет - полпланеты спалит!
Даже тишина ее - бешеная, орущая тишина
ожидания, активно напряженная тишина
между молнией и громовым ударом. (Андрей Вознесенский)
Выставочный проект Бахрушинского театрального музея, посвящённый 100-летию со дня рождения Майи Плисецкой, с середины декабря открылся в Фонде искусств Тульского музейного объединения. Я внимательно слежу за тем, как продвигаются реставрационные работы на пешеходной улице Металлистов, где сразу в двух зданиях (4 и 6) будет открыт Музейно-театральный культурный центр Бахрушинского театрального музея в Туле. Я искренне благодарна музею за то, что они ещё до открытия своего филиала привозят к нам в город свои выставки. Год назад мы любовались "Народными костюмами на театральной сцене". На этот раз выставка гораздо масштабнее: она занимает залы на двух этажах, по три тематических раздела на каждом.
- Лебедь или Кармен
В экспозиции используются три проектора и телевизор для показа архивных записей балетов. Мы начали знакомство с выставкой со второго этажа Фонда искусств, где представлены раритетные фотографии и фрагменты балетов. Не постесняйтесь обратиться к служащим на входе в зал, они включат для вас изображение со звуком.
"В искусстве не важно что. Самое важное - как. Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало, - тогда это настоящее, иначе никак." (Майя Плисецкая)
Если спросить меня, что приходит мне в голову при слове "балет", среди первого я вспомню пуанты - неотъемлемую для меня часть классического танца. Я вижу в них проявление титанического труда балерины, её целеустремлённости, доступной далеко не каждому. Просто представьте, что на таких туфлях можно танцевать почти семьдесят лет...
"Лебединое озеро" Майя Плисецкая станцевала впервые в двадцать два года. В 1947 году она дебютировала в утреннем спектакле, которые не очень жаловали примы. Её Одетта-Одиллия стали вдохновением для многих художников. Она же впоследствии станцевала эту партию более восьмисот раз. А её фантастические руки стали частью знаменитого на весь мир стиля Плисецкой.
Плисецкая смогла найти свой путь в балете. Она всегда, по её собственному выражению, "анализировала роли, а не пятые позиции". Главным в своём искусстве она считала музыку, а не техническое совершенство. Она смогла покорить весь мир не академизмом, а открытой страстью и безусловной музыкальностью.
"И ещё меня поражает в её художественном облике совпадение совершенно надземной одухотворённости, той эфемерности, которую мы всегда невольно приписываем балету, с сильной и мощно действующей страстью. Пожалуй, во всяком случае на моей памяти, ни в ком так сильно не совпала надземность парения, надземность существования с совершенно явленной энергией трагического переживания себя в пространстве. И может быть, всё вот это и останется для нас непрерывным побуждением мыслить." (Белла Ахмадулина)
Майя Плисецкая не только танцевала на сцене, но и снималась в кино. В 1967 году она сыграла роль княгини Бетси Тверской в фильме Александра Зархи "Анна Каренина". Мне кажется, она очень гармонично и безукоризненно вписалась в дух эпохи Толстого. Да и сама эта экранизация для меня всегда будет канонической и непревзойдённой. Как непревзойдённым останется для меня её страстный образ в балете "Анна Каренина".
"Балет я считаю великим искусством. В нем можно выразить все многообразие жизни человека, богатство его душевных переживаний. Балет вызывает любовь к прекрасному, и музыка в нем должна быть самого высокого качества и зримо рассказывать о событиях, которые свершаются на сцене." (Арам Хачатурян)
Одноактный балет "Кармен-сюита" - удивительный пример того, чего может достичь талантливый человек, стремящийся к своей цели. Гениальная музыка Бизе абсолютно не подходила для балетной постановки. Но Майя, впервые услышавшая ей на патефонной пластинке отца на Шпицбергене, всегда мечтала станцевать эту гордую цыганку. Она просила переработать музыку и Хачатуряна, и Шостаковича, но в результате творческий союз Родиона Щедрина и кубинского хореографа Альберто Алонсо подарили ей партию, навсегда ставшую символом таланта великой балерины.
- Большой
Легендарные классические образы балерины рождались именно под сводами главной сцены нашей страны - Большого театра. Эта часть экспозиции посвящена полувековой службе Майи Плисецкой в Большом. На его сцене она появилась в 1943 году после окончания Московского хореографического училища. Она прослужила в нём до 1990 года.
Именно здесь, на спектакле "Шопениана", на неё обратила внимание знаменитый педагог, балерина и хореограф Агриппина Яковлевна Ваганова. Её Майя Михайловна всегда называла своим главным учителем, давшим ей представление о технике и законах танца.
"После двух месяцев работы меня не узнали. Человек преображался даже после одной репетиции с ней. Я всю жизнь скорблю, что не позанималась у нее хотя бы год, этого бы хватило на всю жизнь." (Майя Плисецкая)
Её восхождение наверх заняло семнадцать лет. В 1960 году после ухода со сцены Галины Улановой Плисецкая стала прима-балериной Большого театра. Свои силы в качестве хореографа она впервые попробовала в 1971 году в балете Родиона Щедрина "Анна Каренина", в котором она первой исполнила главную партию.
Плисецкая оставила сцену Большого театра в шестьдесят пять лет.
"Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте... До последнего мига боритесь... Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба." (Майя Плисецкая)
- Жар-птица Родиона Щедрина
История жизни и гения Майи Плисецкой невозможна без рассказа о семейном и творческом союзе балерины и композитора, длившемся более полувека. Честно говоря, я совсем не интересуюсь чужой личной жизнью. Ну вот как-то не цепляют меня отсутствие или наличие любовников или любовниц, не занимают сравнения на тему, кто старше, кто значительнее, кто богаче. Я не хочу знать, насколько отношения были искренними и равноправными. Сегодня на выставке мне просто приятно было смотреть на то, как улыбается эта пара практически на всех совместных фотографиях. У людей творческих и признанных действительно великими, мне кажется, всегда очень непростой характер, но они улыбаются рядом друг с другом, и это действительно прекрасно.
Мне кажется, что многие из нас хотели бы, чтобы муж считал нас "стопроцентной женщиной". Родион Щедрин часто сопровождал Майю Плисецкую во время гастролей. Балерина даже помаду свою хранила в кармане его пиджака, так как сама всё теряла, а муж постоянно находился рядом. Завещание Плисецкой, распорядившейся кремировать себя, а после смерти Щедрина соединить его прах со своим и развеять над Россией, вызвало множество споров и даже осуждения. А вот я в чём-то её понимаю...
Щедрин, как никто другой понимавший, что Плисецкая не мыслит жизни без балета, посвятил жене много своих произведений, в числе которых "Анна Каренина", "Чайка" и "Дама с собачкой".
"Он удержал меня на плаву. Родион писал мне балеты, дарил идеи, вдохновлял. Это уникально, это редкость. Потому что он редкий, он уникальный. Я таких людей, как он, просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных." (Майя Плисецкая)
- Творческая родословная
Я часто задумываюсь о том, насколько большое влияние на формирование личности оказывает её окружение и, в особенности, семья и те люди, рядом с которыми она росла. Мне кажется, что очень многое в нас было заложено в детстве. Одна из величайших балерин XX века родилась в Москве 20 ноября 1925 года в известной семье советского хозяйственного деятеля
Михаила Эммануиловича Плисецкого, возглавлявшего советскую угольную концессию на Шпицбергене, и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Семейные истории весьма субъективны, но, мне кажется, тем, кому они интересны, нужно почитать книгу младшего из троих детей в семье - танцовщика, хореографа и балетного педагога Азария Плисецкого "Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров".
В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян. Мама была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Она сумела вернуться лишь за два месяца до начала Великой Отечественной войны.
"…Почти каждый год мы заполняли анкеты, а то и дважды. И тут ничего не скрыть. Кто мать, кто отец? Какая статья? И так перед каждой поездкой за рубеж… Но у меня было любимое дело… Я танцевала, клеймо „дочери врага народа“ не погубило моей жизни, но всегда преследовало..." (Майя Плисецкая)
Чтобы одиннадцатилетнюю девочку не отдали в детский дом, маленькую Майю удочерила тётя, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер. Она отдала девочку в балет, когда той было семь лет и восемь месяцев. Хотя, к слову, сама Майя мечтала стать драматической актрисой как мама. Именно её тётя поставила того самого технически немудрёного, но очень эффектного "Умирающего лебедя" Сен-Санса, ставшего визитной карточкой Плисецкой, которого она в первый раз танцевала в четырнадцать лет, а последний – в семьдесят пять.
Три поколения семьи Плисецких-Мессереров в XX веке оставили глубокий след в русском балете. Мне была очень интересна часть экспозиции, посвящённая творчеству двоюродного брата Майи Плисецкой - советского и российского театрального художника Бориса Асафовича Мессерера.
Не так часто можно встретить семью, в которой практически каждый был незаурядной творческой личностью. Как примеру - артист балета, балетмейстер, народный артист СССР Асаф Михайлович Мессерер, ставший родоначальником балетной династии. Этот удивительный человек увлёкся балетом в шестнадцать лет, посмотрев "Коппелию" в Большом театре. Естественно, никто не принял его в Московское хореографическое училище, в таком возрасте никто не начинал познавать азы балета. Но его талант и целеустремлённость (плюс, как это часто бывает, счастливый случай) помогли юноше, посещавшему частные уроки, поступить в Большой театр и станцевать знаковые партии во многих классических постановках.
- Муза
Не удивительно, что эта утончённая женщина стала музой, вдохновлявшей и музыкантов, и модельеров, и фотографов, и художников.
Со знаменитым французским кутюрье Пьером Карденом Майю Плисецкую связывали долгие годы настоящей дружбы. Впервые Карден увидел её в образе Кармен в 1971 году на театральном фестивале в Авиньоне. Он бесплатно создавал для неё костюмы для балетных постановок.
"У нее был безупречный вкус. Она прекрасно разбиралась в моде, была необычайно элегантна." (Пьер Карден)
Я рассматривала выставленные в витринах балетные костюмы Плисецкой и ловила себя на мысли, что они совсем не ассоциируются у меня с балетом.
В 1966 году Марк Шагал создал диптих из двух панно для Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Говорят, танцовщицы на панно напоминают Плисецкую, с которой он познакомился во Франции в 1965 году.
"В верхнем углу, слева, – пестрая стайка балерин. С тугими ляжками, осиными талиями, в различных позах: кто прыгает, кто замер, кто на пальцы встал, кто руки сладким венчиком сложил, кто с худосочным партнером к турам изготовился… А одна, уж точно – я, бедро выгнула, накренилась, натянулась как струна, руки забросила за заплечья, ноги по второй позиции. Что-то такое я и взаправду изображала Шагалу под концерт Мендельсона. Ухватил Марк Захарович сей момент…" (Майя Плисецкая)
Французский фотограф Бетина Реймс, одна из самых высокооплачиваемых мировых мастеров фотографии, к 80-летию Плисецкой создала серию снимков для журнала "ELLE". Она смогла из модели в довольно солидном возрасте, абсолютно не умеющей сидеть на одном месте, сделать воплощение классического гламура. А может быть, это именно Майя Михайловна смогла заворожить мастера своей пластикой от хрупкого лебедя до "стали в шёлке".
Творчество Плисецкой вдохновляло и обладателя самой престижной премии в области балетной фотографии «Душа танца» Михаила Логвинова, который много работал с балетными труппами Большого и Мариинского театров, Парижской оперы, Венской оперы, Берлинской оперы и других сцен мира. Именно он смог языком фотографии передать танцевальный язык её "Болеро". Он же запечатлел юбилейный вечер "Ave Майя" в Большом театре.
К слову, разрешение танцевать "Болеро" Равеля Плисецкой дал лично Л.И. Брежнев всего за день до концерта, который был посвящен 35-летию творческой деятельности великой балерины. Она танцевала его так, что Хорхе Донн попросил Бежара переделать женскую роль под мужскую партию и теперь его танцуют мужчины.
"В средние века вас бы сожгли на костре как ведьму за такие танцы." (академик П.Л. Капица)
- Prima assoluta
За всю историю балета только десять балерин были удостоены звания “прима-балерина ассолюта”. Впрочем оно не является официальным статусом, а скорее выражает признание заметной карьеры, непоколебимого авторитета и международного уровня. Часть экспозиции посвящена работе Майи Михайловны за пределами Большого театра с зарубежными хореографами, её руководству балетной труппой "Театро лирико насиональ" в Мадриде с 1988 по 1990 годы и балетом Римской оперы в 1983-1984 годах.
Майя Плисецкая в последние годы, если можно так выразиться, жила на три города: Москву, Мюнхен и литовский Тракай. В 1990 году её отправили на пенсию. Как бы мы не восхищались талантом человека, мне всё же кажется, что шестьдесят пять лет - возраст для балерины более чем достойный. Тем более, что она не оставила сцену, объехав с выступлениями почти весь мир. 90-е годы в целом были довольно сложным временем для всех. После распада СССР Плисецкая вместе с мужем уехала из страны. У Щедрина в Мюнхене была постоянная работа. Она часто приезжала в Россию, но... в 1991 году получила гражданство Литвы. Не думаю, что нам судить о причинах такого решения.
"... Я работать с исступлением не привыкла. Ролан Пети сердится:
— Вы со мной такая ленивая — или всегда?
— Мне главное - запомнить текст, потом прибавлю.
— Странная русская школа, — резюмирует Ролан.
— Что ж тут странного? Я хочу танцевать до ста лет.
— А если не лениться?
— Больше сорока не протянешь…" (Майя Плисецкая)
Выставка продлится до 8 февраля, так что у вас ещё целый месяц есть возможность прикоснуться к удивительной творческой атмосфере и волшебству, созданному великой балериной и прекрасной женщиной, сочетавшей в себе искренность и дерзость, жизнерадостность и поразительную силу характера. Всего этого я и желаю вам в наступившем году! Ведь как год встретишь, так его и проведёшь...