Найти в Дзене
Гуляем и смотрим

На волшебном трамвайчике в фантазийный мир красок и форм Тульского фонда искусств

С 2021 года я, как и многие жители Тулы,следила за строительством фондохранилища Тульского музея изобразительных искусств на двести двадцать тысяч экспонатов, ожидая открытия выставочного пространства «Фонд искусств». Стоит сказать, что получившаяся пристройка, весьма современная внутри, внешне стала удачным архитектурным продолжением основного здания музея. Выставочные площади в ней занимают всего семьсот квадратных метров из пяти с половиной тысяч. Начать своё знакомство с Фондом искусств мы решили с выставки «Шедевры ХХ века из коллекции Тульского музея изобразительных искусств» в просторном и переполненном светом зале второго этажа. При чем же здесь трамвай? Дело в том, что, по большому счету, я поклонник классического искусства. Когда не нужно ничего придумывать: небо голубое, трава зелёная, люди пропорциональные, а кошку можно отличить от собаки. Но бывают для меня и исключения, когда атмосфера, созданная художником, буквально захватывает меня с первого взгляда. Сегодня это был

С 2021 года я, как и многие жители Тулы,следила за строительством фондохранилища Тульского музея изобразительных искусств на двести двадцать тысяч экспонатов, ожидая открытия выставочного пространства «Фонд искусств». Стоит сказать, что получившаяся пристройка, весьма современная внутри, внешне стала удачным архитектурным продолжением основного здания музея. Выставочные площади в ней занимают всего семьсот квадратных метров из пяти с половиной тысяч.

-2

Начать своё знакомство с Фондом искусств мы решили с выставки «Шедевры ХХ века из коллекции Тульского музея изобразительных искусств» в просторном и переполненном светом зале второго этажа.

-3

При чем же здесь трамвай? Дело в том, что, по большому счету, я поклонник классического искусства. Когда не нужно ничего придумывать: небо голубое, трава зелёная, люди пропорциональные, а кошку можно отличить от собаки. Но бывают для меня и исключения, когда атмосфера, созданная художником, буквально захватывает меня с первого взгляда. Сегодня это был "Трамвай в Темиртау".

Трамвай в Темиртау. Б.П. Милюков.
Трамвай в Темиртау. Б.П. Милюков.

Новое выставочное пространство создавалось с целью показать экспонаты, которые хранились в запасниках музея. Поэтому сегодня я, что бывает со мной крайне редко, пришла в музей без конкретных планов и целей, просто из любопытства.

  • живопись
Супрематическая композиция. К.С. Малевич. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В.В. Кандинский.
Супрематическая композиция. К.С. Малевич. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В.В. Кандинский.

В этой части выставки мы встретили и новинки, и давно уже знакомые по основной экспозиции работы. Зато можно спокойно рассмотреть знаменитые работы Малевича и Кандинского, в очередной раз пытаясь проникнуть в их сакральный смысл. Честно говоря, это направление в искусстве заставляет меня напрягаться. Но в этом тоже есть своя прелесть.

Как всегда, я хочу показать вам то, что лично мне понравилось больше всего. А понравилось мне, на удивление, многое. Вот вроде бы не моё, а то безумие красок захватит, то сюжет заставит задуматься. Порой даже казалось, что вижу то, о чём не задумывался сам автор.

  • скульптура
От Волги до Ганга. В.А. Малолетков.
От Волги до Ганга. В.А. Малолетков.

Скульптуры в экспозиции занимают, пожалуй самую малую часть. Я часто думаю, что скульпторы - самая недооценённая часть творцов. Каждый может навскидку перечислить десяток художников, а вот с именами скульпторов, уверена, у многих возникнут проблемы.

  • декоративно-прикладное искусство
Похищение Европы. И.Н. Бондаренко.
Похищение Европы. И.Н. Бондаренко.

Я очень люблю и стекло, и керамику. С удовольствием посещаю специализированные выставки, когда есть такая возможность. Коллекция предметов из стекла в основной экспозиции художественного музея всегда привлекает моё внимание. Но не могу сказать. чо сегодня изделия из стекла произвели на меня сильное впечатление. Думаю, всему виной выставка "Шедевры Императорского стеклянного завода XIX - начала XX веков из собрания Исторического музея", которая проходит сейчас в Тульском филиале ГИМа. А вот агитационная роспись на тарелках мне очень понравилась.

Очень заинтересовали меня и невозможные фигуры на керамике в центральной витрине. Авторы разные, а фигуры у всех невозможные.

И в завершение задержалась я около Коры.

Валерий Малолетков — один из наиболее ярких мастеров современного декоративного искусства России, работающий на стыке различных видов искусства и материалов. В художнике удивительным образом сплавлены любовь к вечным ценностям, глубокие знания отечественной и мировой культуры, страстный поиск и постоянный эксперимент с художественной формой, цветом и пространством, которые значительно расширили палитру и жанровые границы этого вида искусства, углубили содержание сюжетов и образов.

Вот почему для меня всё так сложно в такой вроде бы небольшой керамической фигурке? Не получилось у меня смотреть на неё с позиции "нравится или не нравится". Что в ней от коры за исключением того, что она девушка? Пожалуй, впервые мне захотелось поговорить с автором. Может быть, именно в этом смысл современного искусства - заставлять искать и думать.

Такая прогулка получилась у меня сегодня. Когда-нибудь завершится масштабная стройка за панорамными окнами, и наступят полные красота и гармония. Такие сегодня... метаморфозы.

Метаморфозы 1 и 2. А.В. Камардин.
Метаморфозы 1 и 2. А.В. Камардин.