Авторский коллектив силами Главного Редактора (кота) коллегиально (единолично) решил, что очередные, уже непонятно какие по счёту, части эпопеи о двухмоторных бомбардировщиках тридцатых годов применительно к Дальневосточно-Тихоокеанским событиям будут посвящены машинам европейской разработки, занесённым различными обстоятельствами на другой конец света. И начать решили с «Гуся редкого, германского», производства фирмы «Хейнкель».
Прекрасно выполненный арт авторства тайваньского моделиста Тома Кикучи (Tom Kikuchi) на котором реет единственный, переживший бои 1937 года «Хейнкель-111» с бортовым номером «1902». Правда бдительный Редактор заметил, что это просто вставленная в цветастый фон готовая модель, но кому какое дело до мнения не в меру вредных котов.
Итак. Немецкая школа авиастроения, долгожитель Heinkel He-111, прошедший всю Вторую Мировую, от звонка до звонка, и прозванный за характерную форму крыльев «Летающей Лопатой». Самолёт создавался в первой половине 30-х, когда желание «сделаться великими эгэйн» уже в общем-то было, один малоизвестный художник уже написал книжку, главное гадство Мировой Истории, но политесы «Версальских ограничений» ещё были вынуждены соблюдать. Поэтому новинка предстала перед прогрессивным человечеством в качестве «мирного перевозчика» (конструкцией действительно предусматривалось размещение пассажирского салона на десять персон), хотя в первую очередь речь конечно шла о среднем, двухмоторном бомбардировщике.
Конструкторский опыт, заработанный кровью и потом во время Великой Войны, не пропьёшь и «Хейнкель-111», цельнометаллический моноплан с гладкой обшивкой, закрытыми кабинами и убираемым в полёте шасси, первый раз взлетевший в феврале 1935 года, вполне себе неплохо летал и на испытаниях разогнался до оптимистичных 349 км/ч. На волне всё того же оптимизма была заказана установочная партия из десяти машин, получивших обозначение He-111A-0, … на которой оптимизм временно и закончился.
Из-за отсутствия на момент постройки чего-то более «продвинутого», на бомбардировщик установили пару рядных двигателей BMW VI 6.0 по 660 л.с., что, при взлётном весе, достигавшем почти восьми с половиной тонн, удручающе ухудшило ЛТХ ( стало всё плохо с управляемостью, скорость едва переваливала за 300 км/ч при не выдающейся дальности полёта в 900 км). Изменения конструкции вместе с установкой оборудования-вооружения ожидаемо взяли своё. Но нет худа без добра и у хитрых немцев на ненужные им «чемоданы без ручки 111А-0» быстро нашлись покупатели, которыми оказались … представители Китая. Редактор, твёрдо уверенный, что по-трезвому такие «игрушки» купить в те, тёмные времена было решительно невозможно, быстро нашёл соответствующую случаю фотографию с Германо-Китайских переговоров, проходивших в сентябре 1935 года:
В качестве «представителей Китая» выступало «самостийное правительство» провинции Кантон (ныне провинция Гуандун, КНР), находящейся на юге Китая и имевшей давние связи с ВПК Германии. Феномен разобщённой страны образца 30-х годов предусматривал наличие в практически любой, крупной территориально-административной единице всех признаков независимого государства, включая армию и ВВС и строго обязательно своего «Царя», (милитариста-военного правителя), человека при погонах, по долгу службы и состоянию души обязанного выяснять вооружённым или дипломатическим путём отношения с соседними «Царями».
На сделку (шесть, тех самых, ранних «Хейнкелей» модификации He-111A, иногда в «Интернетах» ошибочно именуемых He-111K) вышли быстро, а начавшиеся было летом 1936 года поставки были омрачены бескровным («почти бескровным», поправил ГлавРед) присоединением провинции к Центральному Правительству «милитариста» Чан Кайши, по факту, к собирателю земель китайских. Поэтому, по орг-причинам, закрытие контракта затянулось до ноября 1936 года. Объединённые CAF (Chinese Air Force) от такого, с небес свалившегося подарка, отказываться естественно не собирались, тем более что оплатили банкет другие, «самостийники», да и немецкая сторона подошла к выполнению обязательств ответственно, направив в Китай тест-пилота фирмы «Хейнкель» и пару механиков, учить аборигенов работе со сложной техникой.
Оборонительное вооружение бомбардировщика включало три 7.92-мм пулёмета MG-15 (носовая «стекляшка», «гнездо» в верхней части фюзеляжа и нижняя, выпускаемая в случае необходимости стрелковая установка- «скворечник»). Бомбовое вооружение, составлявшее, в зависимости от воображения «писателей», от 400 кг до тонны «подарков», располагалось во внутреннем бомбоотсеке, в вертикальных кассетах. На фото самолёты ещё в светленькой окраске ВВС провинции Кантон: всё из-за затянувшегося правового этапа возврата Провинции в «родную гавань», там вообще всё было сложно, но интересно.
В 1937 году все шесть «немцев» поступили на вооружение 19-ой бомбардировочной эскадрильи (19th BS), 8-ой Группы (8th BG) – единственного «соединения тяжёлых бомбардировщиков» ВВС Китая времён японо-китайской войны и с августа 1937 года принимали активное участие в боях с японцами («наглая ложь», отозвался ГлавВред). Редактор прав, немецкие по рождению бомбардировщики отметились всего двумя известными вылетами, ровно теми же, что и их коллеги по 8-ой Группе, американские Martin 139WC, только из 30-ой эскадрильи, ровно с тем же невнятным результатом. Первый, самый «громкий», состоялся 25 августа 1937 года, когда три «Лопаты-111», взлетев в Нанчане, присоединились к компании нескольких «Мартинов» и сопровождения, в лице всего одного истребителя Curtiss «Hawk» II. Экспедиция бодро направилась в район Шанхая нести разрушение с опустошением вражеским десантным кораблям и зоне высадки противника.
Понятно, что идея использовать в одной формации самолёты с абсолютно разными крейсерскими скоростями («Хейнкели» были заметно тихоходнее «Мартинов-139») пришла в голову командованию (если у такового вообще были хоть какие-то идеи) не от хорошей жизни, но экипажи «немцев» всё только усугубили, заранее выпустив в воздушный поток нижние стрелковые точки (хорошо прорисованы на картинке). Как результат, и без того невысокая скорость упала ещё больше и «Сто Одиннадцатые» вообще потеряли из виду «соратников», оставшись в полном одиночестве.
Добрались или не добрались китайцы до цели, история умалчивает (тайваньская историография считает, что, да, причём всех там выбомбили, правда Редактор переполнен скепсисом и не верит), но на обратном пути группа подверглась атаке японских истребителей и две машины (б/н «1903» и «1905») были настолько повреждены, что совершили аварийные посадки (читай, уничтожены). Кто именно выступал «обидчиками» неизвестно, но вероятнее всего это были флотские Nakajima A2N, до этого записавшие на свой счёт одного «Мартина».
Борт «1903» плюхнулся на шанхайском аэродроме Ханкоу (Hangkou), где в тот же день был добит ударом с воздуха. Характерный хвост легко узнаётся. Возможно на фото и другая машина-«октябрьская потеряшка», которую вроде как бросили в неисправном состоянии на аэродроме города Ханкоу (Hankou).
Дальше-больше. 1 октября одиночный бомбардировщик был по ошибке сбит «Хоком» III 34-ой вспомогательной эскадрильи. В кабине истребителя сидел курсант, принявший в сумерках He-111 за «японца». Погибли все шесть человек, находившихся на борту . А 14 октября две оставшиеся в строю «Лопаты» «громко хлопнули дверью», приняв участие в массовом, по китайским меркам, налёте на захваченные японцами аэродромы Шанхая (два упомянутых He-111, три «Мартина-139», пять «Дугласов» O-2MC, пять Нортроп «Гамма» и три «Хока» III, всего восемнадцать машин). О результатах налёта ничего неизвестно, китайские потери тоже не упоминаются. Ещё один, предпоследний «Хейнкель», 19 октября 37-го был уничтожен во время бомбардировки на аэродроме Ханкоу (Hankou).
Последний оставшийся «немец», уже упоминавшийся в статье б/н «1902», прожил по китайским меркам того времени безумно долго. Но скучно. Машину «футболили» по разным подразделениям (13-я, 14-я и 30-я бомбардировочные эскадрильи), используя в качестве транспортно-курьерского и учебного, пока в 1943-году не передали местной, полу-гражданской авиакомпании CATC, которая своими силами доработала «старичка» под пассажирские цели и провела ремоторизацию на имевшиеся радиальные двигатели P@W R-1690 «Hornet» от Ju-52. И, наконец, разбили в Куньмине в декабре 44-го. Бортовые кокарды странного вида на борту - ОЗ китайской гражданской авиации времен ВМВ, введённые в конце 1942 года.
В масштабе 1/72 «ранние Лопаты» представлены фирмой «Roden» из страны горячих поклонников балкенкройцев. Кого совершенно не смущает, каким классным пацанам (тут мониторинг запрещённых соцсетей в помощь) пойдут кровно заработанные денюжки, глобализм жеж, стоит предупредить, что это изделие родом из самого начала двухтысячных.
Запасливый автор такую игрушку в «хомячьих закромах» в своё время имел, но о сборке мысли даже возникало. Страшно было уже при взгляде на литники, вернее качество отливок.
Хотя надо отдать должное, деталировка (а это более 170 деталей) и сейчас даст фору многим. А в остальном, всё согласно суровым ожиданиям. У незнакомых с отечественными идиомами зарубежных моделистов, занявшихся сборкой этого красавца, претензии по сути были ко всему (исчезающая расшивка, геометрия, сборка). Ну вот например.
Отдельных «добрых слов» удастаивалось качество декали.
Если что, борт за номером «801» в природе существовал: машина командира 8-ой бомбардировочной группы (первая цифра «Восемь»), такое у китайцев практиковалось. Борт за номером «803» - чистой воды вымысел, ибо номера оставшихся машин – 1902-1906 (первые две цифры «19» - номер эскадрильи).
На этом наше сумбурное предновогоднее выступление заканчивается, если что, всех с Наступающим!
* Использована информация из открытых источников
** Автор никого ни за что не агитирует. Все люди взрослые, сами разберутся.