Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Heinkel He-111. «Летающая лопата» на Дальнем Востоке.

Авторский коллектив силами Главного Редактора (кота) коллегиально (единолично) решил, что очередные, уже непонятно какие по счёту, части эпопеи о двухмоторных бомбардировщиках тридцатых годов применительно к Дальневосточно-Тихоокеанским событиям будут посвящены машинам европейской разработки, занесённым различными обстоятельствами на другой конец света. И начать решили с «Гуся редкого, германского», производства фирмы «Хейнкель». Прекрасно выполненный арт авторства тайваньского моделиста Тома Кикучи (Tom Kikuchi) на котором реет единственный, переживший бои 1937 года «Хейнкель-111» с бортовым номером «1902». Правда бдительный Редактор заметил, что это просто вставленная в цветастый фон готовая модель, но кому какое дело до мнения не в меру вредных котов. Итак. Немецкая школа авиастроения, долгожитель Heinkel He-111, прошедший всю Вторую Мировую, от звонка до звонка, и прозванный за характерную форму крыльев «Летающей Лопатой». Самолёт создавался в первой половине 30-х, когда желание «

Авторский коллектив силами Главного Редактора (кота) коллегиально (единолично) решил, что очередные, уже непонятно какие по счёту, части эпопеи о двухмоторных бомбардировщиках тридцатых годов применительно к Дальневосточно-Тихоокеанским событиям будут посвящены машинам европейской разработки, занесённым различными обстоятельствами на другой конец света. И начать решили с «Гуся редкого, германского», производства фирмы «Хейнкель».

Прекрасно выполненный арт авторства тайваньского моделиста Тома Кикучи (Tom Kikuchi) на котором реет единственный, переживший бои 1937 года «Хейнкель-111» с бортовым номером «1902». Правда бдительный Редактор заметил, что это просто вставленная в цветастый фон готовая модель, но кому какое дело до мнения не в меру вредных котов.

Итак. Немецкая школа авиастроения, долгожитель Heinkel He-111, прошедший всю Вторую Мировую, от звонка до звонка, и прозванный за характерную форму крыльев «Летающей Лопатой». Самолёт создавался в первой половине 30-х, когда желание «сделаться великими эгэйн» уже в общем-то было, один малоизвестный художник уже написал книжку, главное гадство Мировой Истории, но политесы «Версальских ограничений» ещё были вынуждены соблюдать. Поэтому новинка предстала перед прогрессивным человечеством в качестве «мирного перевозчика» (конструкцией действительно предусматривалось размещение пассажирского салона на десять персон), хотя в первую очередь речь конечно шла о среднем, двухмоторном бомбардировщике.

-2
Конструкторский опыт, заработанный кровью и потом во время Великой Войны, не пропьёшь и «Хейнкель-111», цельнометаллический моноплан с гладкой обшивкой, закрытыми кабинами и убираемым в полёте шасси, первый раз взлетевший в феврале 1935 года, вполне себе неплохо летал и на испытаниях разогнался до оптимистичных 349 км/ч. На волне всё того же оптимизма была заказана установочная партия из десяти машин, получивших обозначение He-111A-0, … на которой оптимизм временно и закончился.

Из-за отсутствия на момент постройки чего-то более «продвинутого», на бомбардировщик установили пару рядных двигателей BMW VI 6.0 по 660 л.с., что, при взлётном весе, достигавшем почти восьми с половиной тонн, удручающе ухудшило ЛТХ ( стало всё плохо с управляемостью, скорость едва переваливала за 300 км/ч при не выдающейся дальности полёта в 900 км). Изменения конструкции вместе с установкой оборудования-вооружения ожидаемо взяли своё. Но нет худа без добра и у хитрых немцев на ненужные им «чемоданы без ручки 111А-0» быстро нашлись покупатели, которыми оказались … представители Китая. Редактор, твёрдо уверенный, что по-трезвому такие «игрушки» купить в те, тёмные времена было решительно невозможно, быстро нашёл соответствующую случаю фотографию с Германо-Китайских переговоров, проходивших в сентябре 1935 года:

-3
В качестве «представителей Китая» выступало «самостийное правительство» провинции Кантон (ныне провинция Гуандун, КНР), находящейся на юге Китая и имевшей давние связи с ВПК Германии. Феномен разобщённой страны образца 30-х годов предусматривал наличие в практически любой, крупной территориально-административной единице всех признаков независимого государства, включая армию и ВВС и строго обязательно своего «Царя», (милитариста-военного правителя), человека при погонах, по долгу службы и состоянию души обязанного выяснять вооружённым или дипломатическим путём отношения с соседними «Царями».

На сделку (шесть, тех самых, ранних «Хейнкелей» модификации He-111A, иногда в «Интернетах» ошибочно именуемых He-111K) вышли быстро, а начавшиеся было летом 1936 года поставки были омрачены бескровным («почти бескровным», поправил ГлавРед) присоединением провинции к Центральному Правительству «милитариста» Чан Кайши, по факту, к собирателю земель китайских. Поэтому, по орг-причинам, закрытие контракта затянулось до ноября 1936 года. Объединённые CAF (Chinese Air Force) от такого, с небес свалившегося подарка, отказываться естественно не собирались, тем более что оплатили банкет другие, «самостийники», да и немецкая сторона подошла к выполнению обязательств ответственно, направив в Китай тест-пилота фирмы «Хейнкель» и пару механиков, учить аборигенов работе со сложной техникой.

-4
Оборонительное вооружение бомбардировщика включало три 7.92-мм пулёмета MG-15 (носовая «стекляшка», «гнездо» в верхней части фюзеляжа и нижняя, выпускаемая в случае необходимости стрелковая установка- «скворечник»). Бомбовое вооружение, составлявшее, в зависимости от воображения «писателей», от 400 кг до тонны «подарков», располагалось во внутреннем бомбоотсеке, в вертикальных кассетах. На фото самолёты ещё в светленькой окраске ВВС провинции Кантон: всё из-за затянувшегося правового этапа возврата Провинции в «родную гавань», там вообще всё было сложно, но интересно.

В 1937 году все шесть «немцев» поступили на вооружение 19-ой бомбардировочной эскадрильи (19th BS), 8-ой Группы (8th BG) – единственного «соединения тяжёлых бомбардировщиков» ВВС Китая времён японо-китайской войны и с августа 1937 года принимали активное участие в боях с японцами («наглая ложь», отозвался ГлавВред). Редактор прав, немецкие по рождению бомбардировщики отметились всего двумя известными вылетами, ровно теми же, что и их коллеги по 8-ой Группе, американские Martin 139WC, только из 30-ой эскадрильи, ровно с тем же невнятным результатом. Первый, самый «громкий», состоялся 25 августа 1937 года, когда три «Лопаты-111», взлетев в Нанчане, присоединились к компании нескольких «Мартинов» и сопровождения, в лице всего одного истребителя Curtiss «Hawk» II. Экспедиция бодро направилась в район Шанхая нести разрушение с опустошением вражеским десантным кораблям и зоне высадки противника.

-5
Понятно, что идея использовать в одной формации самолёты с абсолютно разными крейсерскими скоростями («Хейнкели» были заметно тихоходнее «Мартинов-139») пришла в голову командованию (если у такового вообще были хоть какие-то идеи) не от хорошей жизни, но экипажи «немцев» всё только усугубили, заранее выпустив в воздушный поток нижние стрелковые точки (хорошо прорисованы на картинке). Как результат, и без того невысокая скорость упала ещё больше и «Сто Одиннадцатые» вообще потеряли из виду «соратников», оставшись в полном одиночестве.

Добрались или не добрались китайцы до цели, история умалчивает (тайваньская историография считает, что, да, причём всех там выбомбили, правда Редактор переполнен скепсисом и не верит), но на обратном пути группа подверглась атаке японских истребителей и две машины (б/н «1903» и «1905») были настолько повреждены, что совершили аварийные посадки (читай, уничтожены). Кто именно выступал «обидчиками» неизвестно, но вероятнее всего это были флотские Nakajima A2N, до этого записавшие на свой счёт одного «Мартина».

-6
Борт «1903» плюхнулся на шанхайском аэродроме Ханкоу (Hangkou), где в тот же день был добит ударом с воздуха. Характерный хвост легко узнаётся. Возможно на фото и другая машина-«октябрьская потеряшка», которую вроде как бросили в неисправном состоянии на аэродроме города Ханкоу (Hankou).

Дальше-больше. 1 октября одиночный бомбардировщик был по ошибке сбит «Хоком» III 34-ой вспомогательной эскадрильи. В кабине истребителя сидел курсант, принявший в сумерках He-111 за «японца». Погибли все шесть человек, находившихся на борту . А 14 октября две оставшиеся в строю «Лопаты» «громко хлопнули дверью», приняв участие в массовом, по китайским меркам, налёте на захваченные японцами аэродромы Шанхая (два упомянутых He-111, три «Мартина-139», пять «Дугласов» O-2MC, пять Нортроп «Гамма» и три «Хока» III, всего восемнадцать машин). О результатах налёта ничего неизвестно, китайские потери тоже не упоминаются. Ещё один, предпоследний «Хейнкель», 19 октября 37-го был уничтожен во время бомбардировки на аэродроме Ханкоу (Hankou).

-7
Последний оставшийся «немец», уже упоминавшийся в статье б/н «1902», прожил по китайским меркам того времени безумно долго. Но скучно. Машину «футболили» по разным подразделениям (13-я, 14-я и 30-я бомбардировочные эскадрильи), используя в качестве транспортно-курьерского и учебного, пока в 1943-году не передали местной, полу-гражданской авиакомпании CATC, которая своими силами доработала «старичка» под пассажирские цели и провела ремоторизацию на имевшиеся радиальные двигатели P@W R-1690 «Hornet» от Ju-52. И, наконец, разбили в Куньмине в декабре 44-го. Бортовые кокарды странного вида на борту - ОЗ китайской гражданской авиации времен ВМВ, введённые в конце 1942 года.

В масштабе 1/72 «ранние Лопаты» представлены фирмой «Roden» из страны горячих поклонников балкенкройцев. Кого совершенно не смущает, каким классным пацанам (тут мониторинг запрещённых соцсетей в помощь) пойдут кровно заработанные денюжки, глобализм жеж, стоит предупредить, что это изделие родом из самого начала двухтысячных.

-8
Запасливый автор такую игрушку в «хомячьих закромах» в своё время имел, но о сборке мысли даже возникало. Страшно было уже при взгляде на литники, вернее качество отливок.

Хотя надо отдать должное, деталировка (а это более 170 деталей) и сейчас даст фору многим. А в остальном, всё согласно суровым ожиданиям. У незнакомых с отечественными идиомами зарубежных моделистов, занявшихся сборкой этого красавца, претензии по сути были ко всему (исчезающая расшивка, геометрия, сборка). Ну вот например.

-9

Отдельных «добрых слов» удастаивалось качество декали.

-10
Если что, борт за номером «801» в природе существовал: машина командира 8-ой бомбардировочной группы (первая цифра «Восемь»), такое у китайцев практиковалось. Борт за номером «803» - чистой воды вымысел, ибо номера оставшихся машин – 1902-1906 (первые две цифры «19» - номер эскадрильи).

На этом наше сумбурное предновогоднее выступление заканчивается, если что, всех с Наступающим!

* Использована информация из открытых источников
** Автор никого ни за что не агитирует. Все люди взрослые, сами разберутся.