Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Martin 139 в Поднебесной и не только.

Примеры из Истории, когда летательные аппараты тяжелее воздуха прославились (или «прославились») не в стране-разработчике, а в других царствах-государствах, в которые осуществлялись экспортные поставки, не являлись и не являются каким-то из ряда вон выходящим событием, примеров сравнительно много. Герой прошлой статьи, получивший в стране происхождения (США) обозначение Martin B-10, а в других странах известный как Martin «Model 139», как раз такого поля ягодка. Итак, Авторский Коллектив, при активной помощи Павла Манакова, решил всё-таки продолжить занятную и поучительную историю «Мартин 139» или поэтично так: «Кривые дорожки Экспорта». Заглавной картиной было выбрана китайская открытка, в деталях показывающая самую известную операцию «Мартинов-139», имевшую место быть 20 мая 1938 года и по совместительству являющуюся первым авиа-ударом по территории непосредственно Японии. Правда, не без нюансов.
Итак, грустная для Глена Мартина осень 1936 года. Конкурс на новый дальний бомбардировщ

Примеры из Истории, когда летательные аппараты тяжелее воздуха прославились (или «прославились») не в стране-разработчике, а в других царствах-государствах, в которые осуществлялись экспортные поставки, не являлись и не являются каким-то из ряда вон выходящим событием, примеров сравнительно много. Герой прошлой статьи, получивший в стране происхождения (США) обозначение Martin B-10, а в других странах известный как Martin «Model 139», как раз такого поля ягодка. Итак, Авторский Коллектив, при активной помощи Павла Манакова, решил всё-таки продолжить занятную и поучительную историю «Мартин 139» или поэтично так: «Кривые дорожки Экспорта».

Заглавной картиной было выбрана китайская открытка, в деталях показывающая самую известную операцию «Мартинов-139», имевшую место быть 20 мая 1938 года и по совместительству являющуюся первым авиа-ударом по территории непосредственно Японии. Правда, не без нюансов.


Итак, грустная для Глена Мартина осень 1936 года. Конкурс на новый дальний бомбардировщик проигран, будущее туманно и, о чудо, свет в конце тоннеля: «зелёный свет» экспортным поставкам самолёта. Конечно, всё на самом деле было не в таких унылых тонах, как пытается представить экзальтированный ГлавРед, ибо уже в 1935 году был заключён контракт на лицензионное производство пятидесяти бомбардировщиков Мартина в Испании, на фирме
CASA. Уже даже машина получила местное обозначение Martin 139WSP и речь шла о поставки из Америки первых, «референсных» образцов, но тут разразилась Гражданская Война.

-2
С началом Войны в Испании Госдеп США лицензию отозвал (нейтралитет тогда был именно такой), ни один самолёт поставлен не был, а все картинки, вроде представленной выше – от лукавого. Все заинтересованные лица об американском контракте знали, зато о том, что всё пошло прахом, знали далеко не все и появившиеся с пылу с жару советские машины аналогичного назначения Архангельского, СБ, стали небезосновательно величать «Мартин-бомберами».

В середине 1936 года и СССР закупил один образец модификации Martin 139WR с двигателями «Райт» R-1820-F53 «Циклон» мощностью 770 л.с. (под каждого заказчика производитель готовил свою модификацию, отличавшуюся двигателями, винтами и БРЭО). «На посмотреть». Покупку в меру активно гоняли до середины 37-го, когда произошла авария на посадке, после чего то, что осталось отдали для ознакомления на завод №156 в Москве. «Американец» смотрелся на фоне СБ так себе, ну а то, что у янки совершенно другой технологический уровень и культура производства прекрасно знали и без «Мартина», тем более, что экспортные машины отличались от тех, что поставлялись Армии США, в частности, прицела «Норден» (и много чего ещё) в комплекте не было.

-3
В феврале 1937 года двадцать две машины закупила Аргентина (Martin 139WAA). «Мартины» совершенно логично выиграли у «европейцев» (итальянского SM.79 и немецкого Ju-86) и лоббирование «дяди Сэма» видимо не причём. Тащить через океан каждую гайку для замены сломанной, когда всё под боком – так себе затея. Особенно на фоне надвигающейся Бури. В конце 37-го к местным ВВС присоединился местный Флот, заказав двенадцать самолётов Martin 139WAN, отличавшихся от «армейцев» модификацией «Циклонов» (двигателей) и использовавшихся для патрулирования. Отдельные экземпляры смешной «Летающей Рыбки Чехонь» ( Главред милостиво согласился с дебатами из прошлой статьи, что чехонь лучше гуппи: раз больше, значит вкуснее) в Аргентине дожили до начала пятидесятых и прославились только тем, что единственный выживший «Мартин-139», находящийся в Национальном Музее ВВС США (NASM), имеет аргентинское происхождение.

Последней из «Непричастных» (непричастных к событиям в Дальневосточно-Тихоокеанском регионе) отметилась Турция: первый турецкий Martin 139WT был принят ВВС в сентябре 37-го. Самолёты заказывали по личному распоряжению Ататюрка, опасавшегося экспансии Италии (и Редактор, и Автор основательно удивились воображаемой прыти Дуче), видимо по принципу «дёшево и быстро – значит хорошо», например у поляков заказали такие сомнительные для 1937 года игрушки, как PZL P.24.

-4
Правда всё ограничилось двадцатью закупленными бомбардировщиками, которые до 1944 года занимались морским патрулированием, в том числе над Черным морем, отсюда такие весёленькие цвета (последнее – смелая гипотеза ГлавРеда). Двенадцать «Чехонцев» у бережливых турок дожили до 1946 года (прозвище на тему рыбо-Мартинов –опять происки разошедшегося не на шутку кота).

И вот, наконец, Дальний Восток. В ноябре 1934 года, задолго до официального разрешения на экспорт, девять «Martin 139» заказало Центральное Правительство Китая. Удивительного в этом ничего не было. Глав-консультантом Чан Кайши по авиации трудился американец, Клэр Шенно, небезосновательно записываемый завистниками в лоббисты всего авиа-американского, в общем, и фирмы «Curtiss», в частности. И хотя у «Кёртисса» было нечто похожее на бомбардировщик в производственной линейке середины тридцатых, как говорится, что-то пошло не так.

-5
В феврале 1934 года янки привезли на смотрины военизированную версию своего пассажирского, двенадцатиместного двухмоторного биплана Curtiss T-32 «Condor» II смешанной конструкции: прототип бомбардировщика BT-32. Несмотря на то, что в апреле 34-го самолет повредили на посадке, китайцы после восстановления «толстяка» всё-таки купили и назначили личным авиа-транспортом Чан Кайши. Этим, единственным экземпляром дело и ограничилось (поздние поставки чисто транспортных Т-32 не в счёт): видимо восьмитонная машина, разгонявшаяся до 283 км/ч, не впечатлила настолько, что нашли в себе силы послать лесом даже «непогрешимого Кёртисса» .

В общем, получите и распишитесь, «Мартины-139». Закупленные «американцы» поставлялись двумя партиями: первую, из шести бомбардировщиков Martin 139WC-1 ВВС приняли в мае 37-го, вторую (три оставшиеся тушки модификации Martin 139WC-2) - только в декабре, то есть, когда японо-китайская война была в полном разгаре. Первая шестёрка была отправлена на комплектование одной из трёх эскадрилий единственной и неповторимой 8-ой «дальнебомбардировочной» Авиагруппы в Наньяне. Две другие эскадрильи Группы были оснащены шестью Хейнкелями He-111A-0, вернувшимися «в родную гавань» после присоединения провинции Кантон (ныне Гуандун) к Центральному Правительству (это отдельная история) и пятью итальянскими «трёхмоторниками», Savoia S.72.

-6
Учитывая, что «Савои» в китайский реалиях (да и вообще) бомбардировщиками были только на бумаге и применялись исключительно в транспортных целях, вся несокрушимая мощь «Группы» не превышала типоразмера эскадрильи. Что касается дел технических, то субмодификации 139WC-1 и 139WC-2 оснащались двигателями Wright R-1820-F3S по 750 «лошадок» и мало чем отличались и от друг от друга, и от B-10B (ценное БРЭО было естественно удалено).

Боевым возможностях Группы никак не способствовал уровень подготовки и боевой дух летно-командного состава. Причём речь шла далеко не только о «Восьмой Бомбардировочной», но и об общем состоянии ВВС Гоминьдана. Это как раз тот редкий случай, когда во многом совпала оценка ситуации американскими (в лице Шенно) и советскими (отечественные «Ихтамнеты») участниками событий: неумение, нежелание учиться, граничащее с прямым саботажем. По крайней мере у части китайского персонала. ГлавВред безапелляционно заявил, что у китайской Историографии совершенно иная, вызывающая доверие позиция, а всё дело в советско-американских неумёхах, которые не могли или не хотели научить бравых «Соколов Поднебесной» чему-то путному. Возможно такой бурной реакции и твердой, как гранит, позиции способствовала невесть откуда полученная посылка со знаменитыми уханьскими консервами из летучих мышек и скидочный сертификат на почти новый, семилетний Zeekr 001.

-7
Известный, кроме всего прочего, мемуарист Клэр Шенно, приехавший инспектировать 30-ю Эскадрилью (30th BS ROCAF), вооружённую «Мартинами-139», как раз и стал свидетелем аварии такого бомбардировщика. Причём по воспоминаниям, китайский пилот специально разбил аппарат, выключив на посадке двигатели. Видимо речь шла о машине с фотографии: б/н 3001, которую впоследствии восстановили. Первые две цифры тактического кода – номер эскадрильи, последние две- порядковый номер самолёта в подразделении. В общем, китайцы сделали абсолютно всё, чтобы максимально «усложнить» жизнь многочисленной японской агентуре на местах.

Дальнейшие события показали, что скорее правы были зарубежные мемуаристы, чем безмерно любящий подарки редактор-кот. Первый же боевой вылет 25 августа 1937 года закончился не так, чтобы очень хорошо. Смешанная группа из трёх He-111 и двух (по японским данным трёх) Martin 139 отправились бомбить десантные корабли 3-го японского Флота у Шанхая. Результат налёта оказался нулевым, а домой не вернулись два «Хейнкеля» и один «Мартин», павшие жертвами истребителей Nakajima A2N c авианосца «Хосё» (Hosho), прикрывавших зону высадки.

-8
Максимальная скорость японского истребителя «Тип 90» (Nakajima A2N3) была меньше, чем крейсерская у «Мартина» и казалось, последнему-то и карты в руки, но как известно, воюют не машины (тогда, по крайней мере), а люди. Результат тех боёв налицо. На фото как раз борт с «Хосё».

14 октября 37-го три «Мартина», взлетевшие с Нанкина, участвовали в групповом налёте (на круг восемнадцать разнотипных китайских машин) на аэродромы в районе Шанхая. О результатах деяния ничего неизвестно, но хоть без потерь обошлись. А 17 октября сразу два бомбардировщика (б/н 3003 и 3004) разбились на взлёте: из восьми членов экипажа выжил только один. Полёты оставшихся «Мартинов» прекратили. До выяснения. Правда выяснять уже было собственно нечего, ибо в строю оставалась только одна машина (две японцы сожгли на земле в августе-сентябре), которая разбилась 22 октября 37-го, возвращаясь с рейда на Баошан (по японским данным сбита истребителем): три члена экипажа погибли. В общем, прибывшему в самом конце 37-го года пополнению из трёх «Мартин-Бомберов» усиливать было ровным счётом нечего, 30-я эскадрилья первого созыва (был и второй) испарилась.

-9
Вновь прибывшие поступили на вооружение 14-ой смешанной «добровольческой» эскадрильи, укомплектованной, чем Бог послал. И нашими СБ, ставшими в 1938 году явлением массовым, и выжившими с времён былинных Vultee V-11. Соответственно изменился и цифровой код (на фото б/н 1403 - 14-я эскадрилья).

И так получилось, что именно два свеженьких «Мартина-139» с бортовыми номерами 1403 и 1404 провели самую известную операцию китайской бомбардировочной авиации, наверное, за всё время существования ВВС Китая. К акции готовились с весны 38-го года, план был хорошо продуман и на редкость дерзок, не каждый же день приходится бомбить территорию непосредственно Японии, «Империи Зла версии 1.0», и … абсолютно бессмыслен с военной точки зрения. Во-первых, два отряженных для такой операции бомбардировщика – это слишком мало для нанесения хоть какого-то заметного ущерба противнику, если конечно они не носят имена «Enola Gay» и «Bockscar». Ну а во-вторых, «бомбить» предполагалось резаной бумагой (листовками). Так сказать, открыть глаза японскому населению на преступления местной «Военщины».

-10

Как бы там ни было, 19 мая 1938 года, почти в полночь по местному времени, оба «Мартина» стартовали с аэродрома городка Нинбо. За штурвалом машин находились сливки общества, командиры 14-ой и 19-ой эскадрилий. Ведущий, капитан Хсю Хуаншэн (Hsu Huan-Sheng) в 60-х годах прошлого столетия даже дослужился до командующего ВВС Тайваня. Уже 20 мая, в районе трёх часов утра по неизвестно какому времени, самолёты достигли берегов Японии, посетили район Нагасаки, Фукуоки и Сасебо, побросали бумагу (если не врут, около двухсот тысяч листовок) и, закончив «рекламную компанию» провели «визуальную разведку» («ага, ночью, без ПНВ и РЛС», стал умничать Редактор) и даже подверглись обстрелу с земли/воды. А что самое важное, уже поздним утром, после 9:00, благополучно вернулись домой. На секретной карте всё это выглядело примерно вот так:

-11

Событие стало относительно широко известно в мире, заняв первые полосы журналов и газет (правда ненадолго), а в Китае, на фоне военных неудач, естественно отмечалось с особым размахом. Понятно, что на всех причастных и стоявшие рядом с Операцией «Ну как тебе такое, Дулиттл?» посыпался «золотой дождь» наград, званий и проч. Японцев событие видимо и не удивило (у них у самих уже давно были бомбардировщики, способные пролететь куда больше тысячи километров в одну сторону), и не очень расстроило: агитировать японских «пейзанов» 30-х за всё хорошее, так себе идея. Что касается «внутреннего потребления», китайской аудитории, то тут сказать что-то определённое сложно. Пропаганда – вещь в себе.

-12
Ещё пара фотографий со всевозможными участинками торжества «Первого Кусь-Кусь Японии». Дальнейшая судьба трёх оставшихся «Мартинов» была покрыта туманом. Самолётики осенью 38-го пофутболили по разных подразделениям (например 19-ой и воссозданной 30-ой эскадрилье), а уже в 1939 году «Мартины» нигде и никак не упоминаются, ни китайской, ни японской сторонами.

На «экспортном потенциале Модели 139», в 1938 году уже достаточно возрастной конструкции, деяние не отразилось ровно никак: кто хотел купить, тот уже купил. И о «Тех, кто уже купил». Редактор единолично решил, что если в статью добавить приключения «Мартинов» двух оставшихся эксплуатантов, прицепить сюда же китографию, то статья достигнет циклопического размера, а коты, занимающиеся Литературоведеньем, такого не любят. Врёт (подлец). Просто ждёт посылок с подарками из стран, где в кофешопах продают не совсем кофе или требуется повышенное внимание в общении с красавицами-прелестницами. Редактор всегда прав. Продолжение следует (наверное).

*** Клэр Ли Шенно (Шеннолт, Claire Lee Chennault). Человек угрюмого вида, дурного характера и незаурядных организаторских способностей.

-13
Отставной майор американских ВВС, с 1937 года – неофициальный советник по авиации Чан Кайши, бывший на «короткой ноге» как с генералиссимусом, так и с его женой, непосредственно участвовавший в принятии многих важных решений, затрагивающих ВВС Гоминьдана. В частности, являлся отцом-основателем и командиром Группы Американских Добровольцев - American Volunteer Group (AVG), известных как «Летающие Тигры». Войну закончил в звании бригадного генерала, командующего 14 Воздушной Армией USAAF в Китае. Оставил потомкам духзахватывающие воспоминания, куда там Толкиену.

Всем добра.

* ** Использована информация из открытых источников.