Примеры из Истории, когда летательные аппараты тяжелее воздуха прославились (или «прославились») не в стране-разработчике, а в других царствах-государствах, в которые осуществлялись экспортные поставки, не являлись и не являются каким-то из ряда вон выходящим событием, примеров сравнительно много. Герой прошлой статьи, получивший в стране происхождения (США) обозначение Martin B-10, а в других странах известный как Martin «Model 139», как раз такого поля ягодка. Итак, Авторский Коллектив, при активной помощи Павла Манакова, решил всё-таки продолжить занятную и поучительную историю «Мартин 139» или поэтично так: «Кривые дорожки Экспорта».
Заглавной картиной было выбрана китайская открытка, в деталях показывающая самую известную операцию «Мартинов-139», имевшую место быть 20 мая 1938 года и по совместительству являющуюся первым авиа-ударом по территории непосредственно Японии. Правда, не без нюансов.
Итак, грустная для Глена Мартина осень 1936 года. Конкурс на новый дальний бомбардировщик проигран, будущее туманно и, о чудо, свет в конце тоннеля: «зелёный свет» экспортным поставкам самолёта. Конечно, всё на самом деле было не в таких унылых тонах, как пытается представить экзальтированный ГлавРед, ибо уже в 1935 году был заключён контракт на лицензионное производство пятидесяти бомбардировщиков Мартина в Испании, на фирме CASA. Уже даже машина получила местное обозначение Martin 139WSP и речь шла о поставки из Америки первых, «референсных» образцов, но тут разразилась Гражданская Война.
С началом Войны в Испании Госдеп США лицензию отозвал (нейтралитет тогда был именно такой), ни один самолёт поставлен не был, а все картинки, вроде представленной выше – от лукавого. Все заинтересованные лица об американском контракте знали, зато о том, что всё пошло прахом, знали далеко не все и появившиеся с пылу с жару советские машины аналогичного назначения Архангельского, СБ, стали небезосновательно величать «Мартин-бомберами».
В середине 1936 года и СССР закупил один образец модификации Martin 139WR с двигателями «Райт» R-1820-F53 «Циклон» мощностью 770 л.с. (под каждого заказчика производитель готовил свою модификацию, отличавшуюся двигателями, винтами и БРЭО). «На посмотреть». Покупку в меру активно гоняли до середины 37-го, когда произошла авария на посадке, после чего то, что осталось отдали для ознакомления на завод №156 в Москве. «Американец» смотрелся на фоне СБ так себе, ну а то, что у янки совершенно другой технологический уровень и культура производства прекрасно знали и без «Мартина», тем более, что экспортные машины отличались от тех, что поставлялись Армии США, в частности, прицела «Норден» (и много чего ещё) в комплекте не было.
В феврале 1937 года двадцать две машины закупила Аргентина (Martin 139WAA). «Мартины» совершенно логично выиграли у «европейцев» (итальянского SM.79 и немецкого Ju-86) и лоббирование «дяди Сэма» видимо не причём. Тащить через океан каждую гайку для замены сломанной, когда всё под боком – так себе затея. Особенно на фоне надвигающейся Бури. В конце 37-го к местным ВВС присоединился местный Флот, заказав двенадцать самолётов Martin 139WAN, отличавшихся от «армейцев» модификацией «Циклонов» (двигателей) и использовавшихся для патрулирования. Отдельные экземпляры смешной «Летающей Рыбки Чехонь» ( Главред милостиво согласился с дебатами из прошлой статьи, что чехонь лучше гуппи: раз больше, значит вкуснее) в Аргентине дожили до начала пятидесятых и прославились только тем, что единственный выживший «Мартин-139», находящийся в Национальном Музее ВВС США (NASM), имеет аргентинское происхождение.
Последней из «Непричастных» (непричастных к событиям в Дальневосточно-Тихоокеанском регионе) отметилась Турция: первый турецкий Martin 139WT был принят ВВС в сентябре 37-го. Самолёты заказывали по личному распоряжению Ататюрка, опасавшегося экспансии Италии (и Редактор, и Автор основательно удивились воображаемой прыти Дуче), видимо по принципу «дёшево и быстро – значит хорошо», например у поляков заказали такие сомнительные для 1937 года игрушки, как PZL P.24.
Правда всё ограничилось двадцатью закупленными бомбардировщиками, которые до 1944 года занимались морским патрулированием, в том числе над Черным морем, отсюда такие весёленькие цвета (последнее – смелая гипотеза ГлавРеда). Двенадцать «Чехонцев» у бережливых турок дожили до 1946 года (прозвище на тему рыбо-Мартинов –опять происки разошедшегося не на шутку кота).
И вот, наконец, Дальний Восток. В ноябре 1934 года, задолго до официального разрешения на экспорт, девять «Martin 139» заказало Центральное Правительство Китая. Удивительного в этом ничего не было. Глав-консультантом Чан Кайши по авиации трудился американец, Клэр Шенно, небезосновательно записываемый завистниками в лоббисты всего авиа-американского, в общем, и фирмы «Curtiss», в частности. И хотя у «Кёртисса» было нечто похожее на бомбардировщик в производственной линейке середины тридцатых, как говорится, что-то пошло не так.
В феврале 1934 года янки привезли на смотрины военизированную версию своего пассажирского, двенадцатиместного двухмоторного биплана Curtiss T-32 «Condor» II смешанной конструкции: прототип бомбардировщика BT-32. Несмотря на то, что в апреле 34-го самолет повредили на посадке, китайцы после восстановления «толстяка» всё-таки купили и назначили личным авиа-транспортом Чан Кайши. Этим, единственным экземпляром дело и ограничилось (поздние поставки чисто транспортных Т-32 не в счёт): видимо восьмитонная машина, разгонявшаяся до 283 км/ч, не впечатлила настолько, что нашли в себе силы послать лесом даже «непогрешимого Кёртисса» .
В общем, получите и распишитесь, «Мартины-139». Закупленные «американцы» поставлялись двумя партиями: первую, из шести бомбардировщиков Martin 139WC-1 ВВС приняли в мае 37-го, вторую (три оставшиеся тушки модификации Martin 139WC-2) - только в декабре, то есть, когда японо-китайская война была в полном разгаре. Первая шестёрка была отправлена на комплектование одной из трёх эскадрилий единственной и неповторимой 8-ой «дальнебомбардировочной» Авиагруппы в Наньяне. Две другие эскадрильи Группы были оснащены шестью Хейнкелями He-111A-0, вернувшимися «в родную гавань» после присоединения провинции Кантон (ныне Гуандун) к Центральному Правительству (это отдельная история) и пятью итальянскими «трёхмоторниками», Savoia S.72.
Учитывая, что «Савои» в китайский реалиях (да и вообще) бомбардировщиками были только на бумаге и применялись исключительно в транспортных целях, вся несокрушимая мощь «Группы» не превышала типоразмера эскадрильи. Что касается дел технических, то субмодификации 139WC-1 и 139WC-2 оснащались двигателями Wright R-1820-F3S по 750 «лошадок» и мало чем отличались и от друг от друга, и от B-10B (ценное БРЭО было естественно удалено).
Боевым возможностях Группы никак не способствовал уровень подготовки и боевой дух летно-командного состава. Причём речь шла далеко не только о «Восьмой Бомбардировочной», но и об общем состоянии ВВС Гоминьдана. Это как раз тот редкий случай, когда во многом совпала оценка ситуации американскими (в лице Шенно) и советскими (отечественные «Ихтамнеты») участниками событий: неумение, нежелание учиться, граничащее с прямым саботажем. По крайней мере у части китайского персонала. ГлавВред безапелляционно заявил, что у китайской Историографии совершенно иная, вызывающая доверие позиция, а всё дело в советско-американских неумёхах, которые не могли или не хотели научить бравых «Соколов Поднебесной» чему-то путному. Возможно такой бурной реакции и твердой, как гранит, позиции способствовала невесть откуда полученная посылка со знаменитыми уханьскими консервами из летучих мышек и скидочный сертификат на почти новый, семилетний Zeekr 001.
Известный, кроме всего прочего, мемуарист Клэр Шенно, приехавший инспектировать 30-ю Эскадрилью (30th BS ROCAF), вооружённую «Мартинами-139», как раз и стал свидетелем аварии такого бомбардировщика. Причём по воспоминаниям, китайский пилот специально разбил аппарат, выключив на посадке двигатели. Видимо речь шла о машине с фотографии: б/н 3001, которую впоследствии восстановили. Первые две цифры тактического кода – номер эскадрильи, последние две- порядковый номер самолёта в подразделении. В общем, китайцы сделали абсолютно всё, чтобы максимально «усложнить» жизнь многочисленной японской агентуре на местах.
Дальнейшие события показали, что скорее правы были зарубежные мемуаристы, чем безмерно любящий подарки редактор-кот. Первый же боевой вылет 25 августа 1937 года закончился не так, чтобы очень хорошо. Смешанная группа из трёх He-111 и двух (по японским данным трёх) Martin 139 отправились бомбить десантные корабли 3-го японского Флота у Шанхая. Результат налёта оказался нулевым, а домой не вернулись два «Хейнкеля» и один «Мартин», павшие жертвами истребителей Nakajima A2N c авианосца «Хосё» (Hosho), прикрывавших зону высадки.
Максимальная скорость японского истребителя «Тип 90» (Nakajima A2N3) была меньше, чем крейсерская у «Мартина» и казалось, последнему-то и карты в руки, но как известно, воюют не машины (тогда, по крайней мере), а люди. Результат тех боёв налицо. На фото как раз борт с «Хосё».
14 октября 37-го три «Мартина», взлетевшие с Нанкина, участвовали в групповом налёте (на круг восемнадцать разнотипных китайских машин) на аэродромы в районе Шанхая. О результатах деяния ничего неизвестно, но хоть без потерь обошлись. А 17 октября сразу два бомбардировщика (б/н 3003 и 3004) разбились на взлёте: из восьми членов экипажа выжил только один. Полёты оставшихся «Мартинов» прекратили. До выяснения. Правда выяснять уже было собственно нечего, ибо в строю оставалась только одна машина (две японцы сожгли на земле в августе-сентябре), которая разбилась 22 октября 37-го, возвращаясь с рейда на Баошан (по японским данным сбита истребителем): три члена экипажа погибли. В общем, прибывшему в самом конце 37-го года пополнению из трёх «Мартин-Бомберов» усиливать было ровным счётом нечего, 30-я эскадрилья первого созыва (был и второй) испарилась.
Вновь прибывшие поступили на вооружение 14-ой смешанной «добровольческой» эскадрильи, укомплектованной, чем Бог послал. И нашими СБ, ставшими в 1938 году явлением массовым, и выжившими с времён былинных Vultee V-11. Соответственно изменился и цифровой код (на фото б/н 1403 - 14-я эскадрилья).
И так получилось, что именно два свеженьких «Мартина-139» с бортовыми номерами 1403 и 1404 провели самую известную операцию китайской бомбардировочной авиации, наверное, за всё время существования ВВС Китая. К акции готовились с весны 38-го года, план был хорошо продуман и на редкость дерзок, не каждый же день приходится бомбить территорию непосредственно Японии, «Империи Зла версии 1.0», и … абсолютно бессмыслен с военной точки зрения. Во-первых, два отряженных для такой операции бомбардировщика – это слишком мало для нанесения хоть какого-то заметного ущерба противнику, если конечно они не носят имена «Enola Gay» и «Bockscar». Ну а во-вторых, «бомбить» предполагалось резаной бумагой (листовками). Так сказать, открыть глаза японскому населению на преступления местной «Военщины».
Как бы там ни было, 19 мая 1938 года, почти в полночь по местному времени, оба «Мартина» стартовали с аэродрома городка Нинбо. За штурвалом машин находились сливки общества, командиры 14-ой и 19-ой эскадрилий. Ведущий, капитан Хсю Хуаншэн (Hsu Huan-Sheng) в 60-х годах прошлого столетия даже дослужился до командующего ВВС Тайваня. Уже 20 мая, в районе трёх часов утра по неизвестно какому времени, самолёты достигли берегов Японии, посетили район Нагасаки, Фукуоки и Сасебо, побросали бумагу (если не врут, около двухсот тысяч листовок) и, закончив «рекламную компанию» провели «визуальную разведку» («ага, ночью, без ПНВ и РЛС», стал умничать Редактор) и даже подверглись обстрелу с земли/воды. А что самое важное, уже поздним утром, после 9:00, благополучно вернулись домой. На секретной карте всё это выглядело примерно вот так:
Событие стало относительно широко известно в мире, заняв первые полосы журналов и газет (правда ненадолго), а в Китае, на фоне военных неудач, естественно отмечалось с особым размахом. Понятно, что на всех причастных и стоявшие рядом с Операцией «Ну как тебе такое, Дулиттл?» посыпался «золотой дождь» наград, званий и проч. Японцев событие видимо и не удивило (у них у самих уже давно были бомбардировщики, способные пролететь куда больше тысячи километров в одну сторону), и не очень расстроило: агитировать японских «пейзанов» 30-х за всё хорошее, так себе идея. Что касается «внутреннего потребления», китайской аудитории, то тут сказать что-то определённое сложно. Пропаганда – вещь в себе.
Ещё пара фотографий со всевозможными участинками торжества «Первого Кусь-Кусь Японии». Дальнейшая судьба трёх оставшихся «Мартинов» была покрыта туманом. Самолётики осенью 38-го пофутболили по разных подразделениям (например 19-ой и воссозданной 30-ой эскадрилье), а уже в 1939 году «Мартины» нигде и никак не упоминаются, ни китайской, ни японской сторонами.
На «экспортном потенциале Модели 139», в 1938 году уже достаточно возрастной конструкции, деяние не отразилось ровно никак: кто хотел купить, тот уже купил. И о «Тех, кто уже купил». Редактор единолично решил, что если в статью добавить приключения «Мартинов» двух оставшихся эксплуатантов, прицепить сюда же китографию, то статья достигнет циклопического размера, а коты, занимающиеся Литературоведеньем, такого не любят. Врёт (подлец). Просто ждёт посылок с подарками из стран, где в кофешопах продают не совсем кофе или требуется повышенное внимание в общении с красавицами-прелестницами. Редактор всегда прав. Продолжение следует (наверное).
*** Клэр Ли Шенно (Шеннолт, Claire Lee Chennault). Человек угрюмого вида, дурного характера и незаурядных организаторских способностей.
Отставной майор американских ВВС, с 1937 года – неофициальный советник по авиации Чан Кайши, бывший на «короткой ноге» как с генералиссимусом, так и с его женой, непосредственно участвовавший в принятии многих важных решений, затрагивающих ВВС Гоминьдана. В частности, являлся отцом-основателем и командиром Группы Американских Добровольцев - American Volunteer Group (AVG), известных как «Летающие Тигры». Войну закончил в звании бригадного генерала, командующего 14 Воздушной Армией USAAF в Китае. Оставил потомкам духзахватывающие воспоминания, куда там Толкиену.
Всем добра.
* ** Использована информация из открытых источников.