Артист театра и кино Павел Баршак любим многими зрителями. Он рано стал популярным. Своим дебютом на экране ученик Петра Наумовича Фоменко обязан картине " Леди на день" Дмитрия Астрахана, где начинающий актер снялся с прославленными мастерами Мариной Нееловой и Олегом Табаковым. Но известность пришла после фильма Алексея Учителя "Прогулка."
Сегодня в его именном досье около сотни разных работ в кино и интересных персонажей на сцене. На днях Первый канал завершил очередной показ сериала "Союз Спасения. Время гнева", где Баршак создал образ одного из декабристов.
О главных героях сериала можно прочесть здесь:
Но сегодня, уважаемые читатели, обращаемся к искусству известного актера в связи с другим событием. Исполнитель роли барона Вениамина Соловьева отметил своеобразный личный юбилей. Коренной москвич родился в День Святителя Николая - 19 декабря. Казалось бы, сам бог уготовил ему славное имя. Но отец настаивал на Андрее, а маме хотелось назвать сына Павлом.
45 лет - прекрасный возраст жизненной и творческой зрелости. И не менее прекрасный повод обратиться еще раз к важным актерским проектам. Со всей симпатией к этому незаурядному профессионалу вспомнить самые лучшие его работы. "Взгляните на меня с любовью", - как звучит лейтмотив спектакля "Заповедник" по одноименной повести Довлатова. Постановка Игоря Теплова с участием приглашенного артиста Баршака идет на сцене Театра имени Пушкина.
В творческой профессии представителю династии энергетиков повезло сразу. Интерес к сценическому искусству проявился рано, еще в отрочестве. Сын советских инженеров учился в экспериментальном учебном заведении с углубленным изучением языков. И преподаватель английского ставила школьные спектакли. В "Пигмалионе" шестиклассник Паша сыграл доктора Хиггинса. Чуть позже была роль в пьесе "Как важно быть серьезным." К слову, актер хорошо говорит по-английски и немного, по собственному признанию, по-испански.
С той поры юный исполнитель британской классики, забросив детскую мечту о водителе мусоровоза, и потянулся к театру. Родители, правда, отправив подростка в колледж при МЭИ еще лелеяли надежду на продолжение династии, но ничего не помогло. Интерес к сцене занозой засел в мальчишеском сердце. А тут еще брат Александр всерьез заболел искусством. Так, в один год они и поступили в театральные вузы. Только старший выбрал Школу-студию МХАТ, а Павел оказался в ГИТИСе.
Да еще и в мастерской Петра Наумовича Фоменко. На том известном актерско-режиссерском курсе учились Миндаугас Карбаускис, прежний художественный руководитель Театра имени Маяковского, Сергей Пускепалис, возглавлявший при жизни Театр имени Волкова в Ярославле, и другие ныне популярные артисты.
После получения диплома дорога в Театр "Мастерская Петра Фоменко" была открыта. Говорят, что Баршак слыл одним из любимчиков наставника. Сам скромный актер об этом ничего не говорил. Но в труппу был зачислен сразу вместе с даровитыми однокурсниками. Ирина Пегова, правда, вскоре перешла под крыло Олега Павловича Табакова. Максим Литовченко и Евгений Цыганов играют в "Мастерской" до сей поры.
А герой нашего сегодняшнего повествования расстался с любимым детищем Фоменко в 2016-м. Формальным поводом стала неявка на спектакль, якобы Баршак забыл расписание. Но, наверное, глубинная причина в другом. Актер не скрывал, что боготворил учителя и не раз признавался: - "Я служу Петру Наумовичу Фоменко." Ему показалось, что из театра ушел дух его основателя. Хотя Павел Дмитриевич никогда громких заявлений не делал и отличается сдержанностью в высказываниях.
Петр Наумович Фоменко действительно очень много значил в профессиональном становлении актера Баршака. В знак величайшего уважения к педагогу он даже назвал сына Фомой. И как некий знак судьбы воспринимает свое неожиданное знакомство с Кириллом Пироговым на пороге ГИТИСа.Один из известных и безусловно талантливых учеников Фоменко буквально заклинал абитуриента пойти на курс к гению сценического искусства.
И молодой человек, уверовав в слова будущего коллеги, забрал аттестат из театрального училища при Театре имени Вахтангова. По обыкновению предприимчивых соискателей актерской славы юный москвич поступал сразу в несколько вузов. И будучи принятым в Щукинское училище, остановил свой выбор на нем. Кто знает, может быть ныне фото Баршака висело в славном вахтанговском фойе . Но у него на пути встал Пирогов. И о том, что когда-то последовал совету коллеги, актер ничуть не жалеет.
К слову, то был последний набор Фоменко в ГИТИСе. По сложившейся традиции выпускники 2001 года практически полным составом влились в действующую труппу. Начинал Баршак сценическую карьеру с роли уличного артиста-жонглера в постановке " Безумная из Шайо." Уже после ухода Петра Наумовича из жизни тот же Кирилл Пирогов восстановил постановку учителя, и ныне спектакль идет на новой сцене.
И "Египетские ночи" 2002 года, где начинабщий актер сыграл молодого человека Алексея Ивановича, тоже идет в Театре и сегодня. Режиссер включил в сценическую композицию неоконченную повесть Пушкина, она и дала заглавие постановке.
Художественный руководитель бесконечно трогательно и бережно относился к своим ученикам и коллегам. "Никто так не любил артистов, как Петр Наумович", - призналась как-то прима Вахтанговского театра Людмила Максакова. Режиссер обычно заботился и о занятости своих актеров в кино. Так, в сериале "Штрафбат" у Николая Лебедева снялась практически вся фоменковская труппа.
То же самое случилось и с фильмом "Прогулка". Тогда практически вся молодежь из "Мастерской" засветилась на экране. К моменту съемок в кинокартине Алексея Учителя наш герой почти два года играл на сцене, в творческом досье числились и две маленькие работы в кино.
И первая же главная роль принесла впечатляющий успех. Фильм сразу сделал молодых артистов известными. Новаторская картина открыла ХХV Московский международный фестиваль в 2003 году. Награды не заставили себя ждать. Приз за лучшую режиссерскую работу, роль Ирины Пеговой была признана победной. А Баршак проснулся знаменитым. Это был феерически яркий взлет.
Сам Павел склонен думать, что для каждого зрителя открытие артиста связывается с разными фильмами. Может, для кого-то это и была "Прогулка", а другой обратил внимание, например, в сериале "Солдаты." Для меня такой картиной, наверное, все-таки стала "Игра."
Артистически Баршак одарен сполна. Природная органичность прекрасно уживается с самыми разными его ролями. Он притягательно хорош собой, магия взгляда очаровывает зрителя мгновенно. И как ни крути, от признания мужской харизматичности никуда не уйти. Обаяние космическое. К тому же актер музыкален, прекрасно играет на гитаре и столь же хорошо поет. Недаром в ранней молодости вместе с Цыгановым они собирали публику на концерты своей группы "Гренки." Успели даже записать собственный диск.
Наверное, из него получился бы и замечательный актер озвучивания. Он обладает голосом приятного узнаваемого тембра. Просто необходимости в том же дубляже большой нет, актер и без того высоко востребован И все же некоторые работы Баршака по озвучиваю нужно отметить. Речь о мультфильмах. Его голосом говорит князь Белояр в мультике "Кащей. Начало."
Анимационный фильм "Капитанская дочка" вошел в золотую коллекцию нашего кинематографа. Мультипликационная экранизация повести Пушкина удалась на славу, получила множество фестивальных наград. Работа и сегодня смотрится свежо и интересно. Актер Баршак проникновенно читает от имени лирического героя. Убеждена, случись артисту сыграть в этой вечной повести, поручик Петр Гринев в его исполнении смотрелся бы великолепно.
Возможно, неплохой герой получился бы у него и в экранизации Островского. Есть в современном артисте задатки классического игрока. Петр Наумович Фоменко со свойственной ему прозорливостью разглядел в ученике необходимый потенциал. И в распределении ролей Баршак получил Робинзона. В 2009-м художественный руководитель поставил свою знаменитую "Бесприданницу". Актер рассказал, какую интересную придумал ему роль мастер. Правда, из спектакля пришлось уйти из-за съемок в "Солдатах". Молодому отцу нужно было кормить семью, и Фоменко его понял.
Позже он вернулся в постановку уже на роль Вожеватова. Пьеса дожила до наших дней, ныне с успехом идет на новой сцене. Правда, знатоки утверждают, что на старой пьеса смотрелась лучше. Полина Агуреева, Илья Любимов, Евгений Цыганов вот уже много лет выходят словно в приросших к ним образах. А цинично-прагматического купца Васю играет другой актер.
Параллельно с успешно развивающейся сценической карьерой в жизни театрального актера неизменно присутствовало кино. Хотя сам Баршак утверждает, что иногда бывало и пусто, звонков с приглашениями не поступало по полгода. Но только в начале нулевых он снялся в двадцати картинах. Что ни год , то новый фильм, а то и два.
Но настоящий взрыв зрительского признания случился в 2011-м, когда вышли двадцать огненных серий криминальной драмы "Игра". У этого неудобного, на мой взгляд, с нравственной точки зрения сериала достоинств на самом деле много.
Захватывающий, динамично развивающийся сюжет, со смысловой осью о трагичном перерождении обычного человека в жестокого преступника. Главный герой одержим демоническим духом разрушения. Нужна какая-то определенная авторская смелость, чтобы законченного негодяя наделить такой ошеломляющей харизмой.
Многие зрители, судя по отзывам в Сети, считают "Игру" самой лучшей работой Баршака. Сыграл актер превосходно. Кабы не звериный нрав его героя, можно было сказать, что такая роль большая удача. Но фильм слишком страшен, чтобы разбрасываться подобными эпитетами. Когда у актера спросили, не страшно ли ему за свой внутренний мир, который волей неволей соприкоснулся с чудовищным нутром героя, он честно ответил: - "Страшно. Но либо ты играешь, либо не играешь. Третьего не дано." И сам сериал актер считает проходящим, однодневным, хотя и с хорошо прописанной историей, что сейчас так редко встречается в сценариях.
После "Игры", признается Баршак, ему со всех сторон стали предлагать роли негодяев. Но он совсем не готов эксплуатировать такой безнравственный образ. Павел вообще часто отказывается от съемок, за любую работу не хватается.
Но иногда позволяет себе отступить от правил. От роли Арамиса в картине Сергея Жигунова "Три мушкетера" не отказался, хотя крайне отрицательно относится к ремейкам. И после выхода картины признал, что это был не самый лучший проект. Но так хотелось примерять на себя образ мушкетера-романтика, любимого с детства героя.
Зато очень рад, что снялся в таком интересном историческом проекте как "Союз Спасения. Время гнева." Пусть и в роли второго плана. Хотя пробовался на главного героя - Муравьева-Апостола. Как рассказывает Павел, актеры вообще с большой охотой шли на пробы, срабатывало профессиональное чутье. Не каждый раз встречаются такие масштабные работы.
И претендентов на роль командира батальона мятежного Черниговского полка, которого в итоге сыграл Леонид Бичевин, было много. "Едва ли не половина участников кастинга, " - уточняет Баршак. Сам актер пробовался и на роль Трубецкого, походил в его мундире. Но в фильме носил китель штабс-капитана барона Вениамина Соловьева. Сыграл превосходно, как и вся великолепная актерская четверка, представивших на экране декабристов так называемой второй линии.
О героях сериала можно прочесть здесь:
Пожалуй, после "Игры" в его творческой биографии и не было таких больших работ, где его герой держал бы весь сюжет. Но какие его годы.
Играет на экране Павел Дмитриевич много. И сам бог велел сняться в картинах режиссера Александра Баршака.
Старший брат много значит в жизни младшего. Самые-самые первые впечатления от актерского искусства связаны как раз с увлечением Александра, он учился в школе с театральным уклоном. Среди его одноклассников Павел и нахватался,что называется, нужных познаний.
Когда оба стали профессионалами, появились и совместные работы. Александр Баршак снимает давно. Среди его кинопроизведений известная комедия "Выборы-2", сказка "12 месяцев", детектив "Московские тайны". Павел впервые появился в фильмах брата еще в короткометражках, потом был "Аптекарь."
Экранизация романа Владимира Орлова собрала звезд российского кино, включая Светлану Ходченкову и Тимофея Трибунцева. В мистической истории из 80-х Баршак-младший получил небольшую роль. Главного же персонажа в фильме брата он сыграл лет через десять в сериале "Охотница."
Хотя из "Мастерской Фоменко" ученик Петра Наумовича уволился, но репертуарный театр из жизни Баршака не ушел. Он работает как приглашенный артист. Спектакли с его участием можно увидеть в Театре имени Пушкина. С этим театром актера связывают давние, практически родственные отношения. Ушедший из жизни режиссер Роман Козак был крестным отцом его первого сынишки.
И когда нынешний художественный руководитель Евгений Писарев задумал поставить на пушкинской сцене "Заповедник" Довлатова, то на главную роль и был приглашен Павел Баршак. Постановщик спектакля Игорь Теплов, коллега по сериалу "Игра", бережно и новаторски обошелся с остроумной прозой. Спектакль производит хорошее впечатление. Инсценировщик сохранил бесценные довлатовские диалоги, усилил пушкинский поэтический флер, музыкально создал атмосферу советских 70-х.
И Баршак органично вписался в образ мятущегося писателя. Почему-то очень трогают сцены со сценической дочерью, актер прижимает к себе девочку так, словно это его ребенок. Казалось бы, мелочь. А по большому счету, это и есть настоящее, проникновенное мастерство.
С кинематографом у театрального актера сложились долгие и плодотворные отношения. Прошедшим летом на экраны вышла комедия-фантазия "Роман с того света", где Баршак сыграл второстепенную роль. В производстве находятся еще пять картин. Возможно, зрителя ждут небанальные открытия интересного актера.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно, найдете что-нибудь полезное для себя. Приятных просмотров хорошего кино и новых знакомств с театральными работами любимых артистов!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на публикации канала о других актерах здесь: