Найти в Дзене
Первый ярус

Вячеслав Тихонов: -"Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей." Символ судьбы великого артиста

Вячеслав Тихонов в фильме "Звезды на крыльях, 1955 год. Фото- Яндекс-картинки И все-таки решение вернуться к образу Болконского в экранизации 1967-го, уважаемые читатели, верное. Признавая величие кинематографической версии Бондарчука, история Вячеслава Тихонова все-таки не дает покоя. Почему же при казалось бы явном фактурном соответствии роль, по мнению критиков и режиссера, не задалась. Пресса была безжалостна. И дело обстояло очень серьезно. Неудача едва не стоила актеру карьеры. Вячеслав Васильевич чересчур близко к сердцу принял тогдашнюю критику. В комментариях к публикации об образах князя Андрея в разных экранизациях было замечено: - "Не справился с ролью? Значит режиссер виноват." Перед Тихоновым скорее всего и не ставилась задача сыграть по-настоящему живого человека. Образ князя Болконского в экранизации романа "Война и мир" можно обсудить здесь: А сегодня вспомним и другие роли Вячеслава Васильевича. Кино-календарь сам подвел нас к этой дате. 4 декабря день памяти
Вячеслав Тихонов в фильме "Звезды на крыльях, 1955 год. Фото- Яндекс-картинки
Вячеслав Тихонов в фильме "Звезды на крыльях, 1955 год. Фото- Яндекс-картинки

И все-таки решение вернуться к образу Болконского в экранизации 1967-го, уважаемые читатели, верное. Признавая величие кинематографической версии Бондарчука, история Вячеслава Тихонова все-таки не дает покоя. Почему же при казалось бы явном фактурном соответствии роль, по мнению критиков и режиссера, не задалась.

Пресса была безжалостна. И дело обстояло очень серьезно. Неудача едва не стоила актеру карьеры. Вячеслав Васильевич чересчур близко к сердцу принял тогдашнюю критику. В комментариях к публикации об образах князя Андрея в разных экранизациях было замечено: - "Не справился с ролью? Значит режиссер виноват." Перед Тихоновым скорее всего и не ставилась задача сыграть по-настоящему живого человека.

Образ князя Болконского в экранизации романа "Война и мир" можно обсудить здесь:

А сегодня вспомним и другие роли Вячеслава Васильевича. Кино-календарь сам подвел нас к этой дате. 4 декабря день памяти великого артиста.

 В роли Бога в фильме Эльдара Рязанова " Андерсен. Жизнь без любви."Фото- Яндекс-картинки
В роли Бога в фильме Эльдара Рязанова " Андерсен. Жизнь без любви."Фото- Яндекс-картинки

Народный артист СССР шел своим земным путем чуть более 81 года - от февраля 1928-го до 2009 го. И всю жизнь посвятил кино. Впервые появившись на экране в "Молодой гвардии" 1948 года, в последний раз снялся в картине Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви" в 2006-м.

В роли Володи  Осьмухина в фильме "Молодая гвардия". Фото- Яндекс-картинки
В роли Володи Осьмухина в фильме "Молодая гвардия". Фото- Яндекс-картинки

Тихонов актер выдающийся. Владея редким даром глубокой органичности, он практически не лицедействовал на экране, он проживал роль, наделял героя своей неповторимой харизмой. Для актера такой природы выбор роли чрезвычайно важен. Чем больше сцепок со своим внутренним миром, тем легче вживаться в образ, тем ярче получается герой.

По-настоящему коллекционными становятся работы, где личность актера самым благодатным образом отражается в персонаже. И такая удача на самом деле на поток не попадает. Тихонов актер безусловной штучной породы. И при всей его богатейшей фактурности, далеко не каждая роль могла стать его.

Больших работ в творческом досье Вячеслава Васильевича на самом деле много. Среди них эпохальная, олицетворяющая лучшее в советском кино, роль разведчика Исаева в телесериале "Семнадцать мгновений весны". Характерно-легендарный майор Млынский в картине "Фронт без флангов." Душевный образ писателя Ивана Ивановича в экранизации трогательной повести Троепольского "Белый Бим Черное ухо."

Военная фотография  учителя истории Мельникова из "Доживем до понедельника". Яндекс-картинки
Военная фотография учителя истории Мельникова из "Доживем до понедельника". Яндекс-картинки

Образ Ильи Семеновича Мельникова из того же благодатного ряда. Не только личное достижение актера - настоящая веха в истории советской кинематографии. Фильм Станислава Ростоцкого к тому же буквально спас карьеру Тихонова. После неудачи в "Войне и мире" он намеревался покинуть профессию. Ну может, и не совсем отказаться от актерства, но сосредоточиться на театре.

И от картины "Доживем до понедельника" Вячеслав Васильевич отказывался как только мог. Но режиссер настоял на своем. Картина о советской школе стала культовой. А роль учителя истории одной из самых лучших работ Тихонова.

В фильме "Доживем до понедельника" с актрисой Ириной Печерниковой. Фото- Яндекс-картинки
В фильме "Доживем до понедельника" с актрисой Ириной Печерниковой. Фото- Яндекс-картинки

В топ почитаемых мной актеров советской школы Тихонов попал не только как безупречный красавец, но и как поющий артист. И любимая многими картина "Доживем до понедельника" в личном восприятии ассоциируется с душевной песней: - "В этой роще березовой, вдалеке от страданий и бед, где колеблется розовый немигающий утренний свет..."

Не обладая, в общем-то, мощным голосом, пел Вячеслав Васильевич необыкновенно хорошо. Музыкально одаренные актеры особая когорта в киноискусстве. Ведь западающая в сердце зрителя мелодия становится ключевым моментом в картине. Притягивает интерес к актеру. Иногда публика запоминает больше песню и поющего артиста, нежели сюжет.

С Валентиной Куценко в фильме "Звезды на крыльях". 1955 год. Фото- Яндекс-картинки
С Валентиной Куценко в фильме "Звезды на крыльях". 1955 год. Фото- Яндекс-картинки

Вячеслав Тихонов пришел в кино на исходе 40-х. И пятидесятые годы стали взлетом его популярности. Наверное, начало оттепели породило не только идеологически новое кино, но и определило его художественные особенности. Никогда, наверное, так много не пели на экране, как в фильмах 50-х. Большинство культовых советских песен - "Огней так много золотых", "Когда весна придет, не знаю" - пришло как раз из любимых многими кинопроизведений.

В тот период набирающий творческую высоту актер снялся в десяти картинах. Что ни год, то новый фильм. Среди них - известные ныне "Максимка", "Об этом забывать нельзя," "Жажда." А в "Звездах на крыльях" открылся еще один талант выпускника ВГИКа, он запел.

Фильм о морских летчиках снят Киевской киностудией. По признанию самого артиста в одном из интервью, на "Мосфильме" не особо жаловали начинающих актеров, пробиться было трудно, а в Киеве принимали с радостью.

С актером Львом Фричинским  Фото- Яндекс-картинки
С актером Львом Фричинским Фото- Яндекс-картинки

Красавчик Олекс Лавринец, курсант Военно-морского училища, кого и сыграл молодой актер, кроме того, что постигает азы летной профессии, ухаживает за хорошенькой комсомолкой Надеждой. И изо всех сил стремится покорить ее сердце. На помощь призывает песню. Правда, завоевать любовь девушки ему так и не удалось, но бойкая гармонь словно приросла к плечу веселого будущего аса.

С гармошкой он не расставался, держал ее в руках чуть ли ни чаще, чем штурвал самолета. Ну, такое оно - музыкальное кино 50-х. Что пел настойчивый в своих безуспешных ухаживаниях курсант? "Очень редко мы встречаемся, только встретимся - прощаемся..." Но главный саундтрек к фильму песня морских летчиков: - " Мы раньше всех встречаем в небе зори..."

Кажется, что так, с гармошкой в руках актер и шагнул в следующий фильм. Картина "Дело было в Пеньково" вышла практически сразу после "Звезд на крыльях" - в 1957-м. И хотя популярность песни "Огней так много золотых" куплеты Матвея Морозова не превзошли, но звание поющего артиста за Тихоновым закрепили.

По слухам, молодой актер сомневался в своих способностях, сильно переживал, получится ли спеть хорошо. И как будто бы тогдашняя его жена Нонна Мордюкова разучивала с ним мелодию. Сам он об этом ничего не рассказывал, но петь в кино с тех пор стал регулярно.

Вообще, Тихонов в ранних ролях кажется совсем другим артистом - открытым, живым, каким-то очень теплым и совсем не канонически правильным. Его глаза излучают свет, часто в них отражается озорство и смешливость. Кажется, что молодой Тихонов это совсем иная игровая палитра. Специально пересмотрела его первые работы. Но сегодня только о песнях из уст харизматичного красавца.

В фильме "ЧП- Чрезвычайное происшествие", 1959 год. Фото- Яндекс-картинки
В фильме "ЧП- Чрезвычайное происшествие", 1959 год. Фото- Яндекс-картинки

И все-таки из десятка интересных ранних работ Тихонова роль в картине "ЧП-Чрезвычайное происшествие" хочется выделить. Актер в ней прекрасен. И фильм заметный - остросюжетный, захватывающий. Да и снят по мотивам реальных событий. Летом 1954 года в нейтральных водах Южно-Китайского моря было захвачено советское судно "Туапсе."

О фильме "ЧП-Чрезвычайное происшествие" можно прочесть здесь:

Тихонов сыграл моториста "Полтавы", так назывался в фильме плененный танкер. Виктор Райский в его исполнении обаятелен необыкновенно. Ради спасения товарищей и возвращения домой веселый и находчивый одессит решился на двойную игру.

Основной мотив фильма отражен и в песне, что поет герой Тихонова: - "Волны грозно шумят, мачты глухо скрипят, только чудятся звезды родные вдали. Через весь океан сквозь любой ураган возвратятся домой корабли." Премьера фильма прошла в ноябре 1958-го. Успех у публики был грандиозный, картина стала лидером проката 1959 года.

В том же, 59-м, вышел новый фильм Станислава Ростоцкого. Режиссер работал совместно с киностудией "Баррандов." По сценарию чехословацкого драматурга Людвика Ашкенази он снял четыре трогательные новеллы, объединенные темой пражской весны 45-го.

Лейтенант Рукавичкин герой третьего сюжета. После работы сапер пишет, что место разминировано. А однажды в поисках мела для своих надписей заскочил в местную школу. Там познакомился с молоденькой учительницей. Неожиданная встреча оставила след в душе каждого. Тем же мелом на школьной доске он запишет свой московский адрес. Но вряд ли влюбленные встретятся. Старый учитель, войдя в класс, по привычке стер все написанное.

По дорогам войны сапер гоняет на машине с героем Михаила Пуговкина. Вместе они и споют под гитару знаменитые "Эх, дороги, пыль да туман." Красивая мелодия сопровождает и романтическое свидание советского лейтенанта с чешской учительницей.

Вячеслав Васильевич не имел музыкального образования. И игрой на инструментах не владел. Известно, что на гитаре иногда играл, но исключительно в семейном кругу. Хотя за фортепиано на экране его увидеть можно. И когда в кинокартине "На семи ветрах" его попросят: - "Спой, капитан." - Он и споет словно под собственный аккомпанемент: - "Сердце молчи, в снежной ночи в поиск опасный уходит разведка".

Военная драма Станислава Ростоцкого открыла музыкально-песенный цикл Тихонова 60-х. Эта была третья, после "Дела было в Пенькове" и "Майских звезд", работа актера с талантливым режиссером. Картина 1962 года и сегодня смотрится по-современному живо. Все-таки мастерство постановщика значит очень много.

С Маргаритой Володиной в картине "Оптимистическая трагедия". Фото- Яндекс-картинки
С Маргаритой Володиной в картине "Оптимистическая трагедия". Фото- Яндекс-картинки

В "Оптимистической трагедии", как и в "Звездах на крыльях", герой Тихонова не расставался с гармошкой. И она так лихо к нему идет. Разудалые матросские куплеты звучат в революционной драме без конца. А то раздается и русская народная " Наверх вы, товарищи, все по местам, последний парад наступает. Врагу не сдается наш гордый Варяг, пощады никто не желает." Здесь же грустно-тревожная: - " Не вейся ты, чайка, над нами. И голосом тонким не плачь." Или "Расскажи-ка ты, кукушка, птица серая моя, сколько годиков-годочков проживу на свете я."

Рисунок роли революционного матроса Алексея выписан актером виртуозно. Такого Тихонова зритель, пожалуй, больше и не увидит. Наверное, образ из "Оптимистической трагедии" не вполне характерен для привычного восприятия современным зрителем. В более поздних картинах видится актер другим. Но ранние роли его такие колоритные.

С возрастом пришли совсем другие персонажи. И опять же по слухам, тогдашний министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева настолько была впечатлена красавцем-матросом из "Оптимистической трагедии", что настояла на роли Болконского в "Войне и мире". Бондарчук был против, но последовал указке сверху.

С актрисой Ниной Меньшиковой в фильме "Доживем до понедельника". Фото- Яндекс-картинки
С актрисой Ниной Меньшиковой в фильме "Доживем до понедельника". Фото- Яндекс-картинки

Петь актер продолжил после Болконского. Четвертая совместная работа с другом Станиславом Ростоцким реабилитировала его в глазах критики, буквально вернула к творческой жизни.

В картине "Доживем до понедельника" прозвучала, на мой взгляд, лучшая мелодия от Тихонова: - "Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей." Композиция Кирилла Молчанова и стала мощным заключительным аккордом к певческому кинотворчеству Вячеслава Васильевича. В кино он продолжал сниматься, но петь больше не пел. Не звучало пение даже в пятой совместной работе с Ростоцким.

"Иволга", как мне кажется, стала своеобразным символом судьбы самого актера. Вся его жизнь овеяна какой-то грустью. Он часто исполнял песню на встречах со зрителями. После ухода Вячеслава Васильевича из жизни дочь Анна поет ее на фестивальных и телевизионных встречах в память об отце.

Исаев (Штирлиц) отмечает 23 февраля. Фото- Яндекс-картинки
Исаев (Штирлиц) отмечает 23 февраля. Фото- Яндекс-картинки

Споет Тихонов еще разве что в знаменитых "Семнадцати мгновениях весны:- "Ой, ты степь широкая, степь раздольная..." Песня, написанная для оперы "Князь Серебряный" композитором Петром Триодиным звучит во многих фильмах, включая "Офицеры"и "Битва за Москву".

А советский разведчик Исаев поет ее, будучи в образе немецкого офицера Штирлица. Под рюмочку и запеченную в камине картошку где-то под Берлином он затягивает про родную степь и Волгу. Затягивает беззвучно, поет, что называется про себя. Но зритель слышит доверительный, душевный баритон актера. Сначала акапельно, потом голос поддерживается баяном.

Телесериал "Семнадцать мгновений весны". Фото- Яндекс-картинки
Телесериал "Семнадцать мгновений весны". Фото- Яндекс-картинки

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно, найдете что-то полезное для себя. Приятных возвращений к хорошему советскому кино с участием Вячеслава Тихонова.

К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина

Ссылка на другие публикации здесь: