В свое время ув. коллега ruartem поделился информацией о том, что на ресурсе Госкаталог.РФ разместили фотоснимок подбитого танка КВ-1 производства Челябинского Кировского завода выпуска октября - ноября 1941 года, который, согласно информации из подписи к этой фотографии, остался стоять в районе деревни Дютьково Одинцовского района Московской области.
В сопроводительной информации также было указано, что что этот снимок танка КВ сделал летом 1951 года фотограф Розум А.Г. (возможно, этим фотографом был уроженец Одинцовского района певец Розум Александр Григорьевич).
С большой вероятностью на вышеприведенной фотографии мы видим один из танков КВ 145-й танковой бригады Западного фронта, которая вела бои в районе Дютьково в 20-х числах ноября 1941 года.
19 ноября 1941 года 145-я танковая бригада была срочно выведена из боев в составе 2-го кавалерийского корпуса на юго-западных подступах к Москве в район Серпухова и уже оттуда совершила марш на звенигородское направление в состав 5-й армии. К середине дня 21-го ноября бригада сосредоточилась в районе Ершово, имея в своем составе 37 танков, в том числе всего 5 танков КВ (к моменту вступления в бой на серпуховском направлении в 145-й танковой бригаде было более двух десятков тяжелых танков). Остальные танки были потеряны в боях либо отстали на марше по техническим неисправностям и позже попали в другие танковые части Западного фронта.
Ниже для наглядности карта района боев танкистов 145-й танковой бригады в районе Звенигорода 21 - 27 ноября 1941года.
22 ноября 1941 года мотострелковый батальон 145-й танковой бригады вместе с танками 1-го танкового батальона атаковали немцев в Кораллово, но введенные в бой подразделения сумели занять только южную окраину этого населенного пункта из-за сильного артиллерийского огня противника.
В последующие дни бригада перешла к обороне на фронте Дютьково - Скоково - Ершово, подпирая своими танками малочисленные пехотные подразделения 5-й армии. А в ночь на 28 ноября 145-ю танковую бригаду срочно сняли с фронта и перебросили в 16-ю армию на волоколамское направление.
К сожалению, о потерях танков КВ в боях под Звенигородом в имеющихся на данный момент в наличии информации нет. Нет также и списка потерь личного
состава бригады в этих боях на ОБД "Мемориал".
Лишь в статье в Википедии о дворянской усадьбе в Кораллово рассказывается о том, что колокольня церкви в Кораллово, где находились
немецкие автоматчики, была в упор расстреляна из танка КВ, что дало
возможность пехоте 457-го стрелкового полка 144-й стрелковой дивизии продвинуться вперёд.
Похожий боевой эпизод упомянут в наградном листе на командира танка КВ 2-го танкового батальона 145-й танковой бригады лейтенанта Екименкова Владимира Александровича. 23 ноября 1941 года в районе деревни Скоково Екименков "...по просьбе командира 407-го СП разбил купол церкви и выбил оттуда 12 - 15 человек автоматчиков".
Фотоснимок церкви Толгской иконы Божией Матери в усадьбе Кораллово также обнаружился на сайте Госкаталог в числе других интересных фотографий, в основном, церквей Одинцовского района и города Звенигород, которые фотограф Розум сделал в первые послевоенные годы.
В подборке фотографий из собрания Звенигородского государственного музея-заповедника присутствует и фотоснимок немецкой подбитой бронетехники со следующей подписью - «Немецкий танк в окрестностях с. Ершова».
С большой вероятностью штурмовое орудие StuG III с бортовым номером 23, видимо, из 203-го батальона штурмовых орудий (Sturmgeschütz-Abteilung 203) был подбито 11 декабря 1941 года в боях по освобождению района к северу от Звенигорода от немецко-фашистских захватчиков. Согласно информации из оперативной сводки 5-й армии на 6.00 12 декабря, 11 декабря в районе Ершово частями 144-й стрелковой дивизии захвачен один подбитый немецкий танк. Вероятно, это произошло в полосе 1310-го стрелкового полка, который заявил в качестве трофея за этот день один сгоревший немецкий танк.
15 - 16 декабря части 144-й стрелковой дивизии овладели и районом Кораллово - Ивашово. Согласно информации из оперативной сводки дивизии на 4.00 17 декабря, 1310-й стрелковый полк при этом заявил в качестве трофеев 14 танков и одну бронемашину, а 457-й стрелковый полк - 9 танков и при этом в скобках добавлено - наши.
Так что очень вероятно, что большая часть этой как бы трофейной бронетехники ранее принадлежала 145-й танковой бригаде и была потеряна в боях 21 - 27 ноября 1941 года.
В комментариях к записи в Живом Журнале товарищи поделились воспоминаниями местных жителей об обстоятельствах потери танка КВ, который остался после войны стоять около проселочной дороги между деревне Дютьково и усадьбой Кораллово. Согласно этим воспоминаниям, в ходе атаки наш танк застрял в ручье, который пресекал эту дорогу. А позже его пришлось уничтожить, чтобы он не достался врагу.
Причем вывели из строя танк очень качественно, поэтому его после освобождения данного района эвакуационные отряды Треста по передвижке и разборке зданий Мосгорисполкома по эвакуации бронетанковой техники и не эвакуировали. Напомню, что всего из района Звенигорода этими эвакуационными отрядами было эвакуировано на фронтовые рембазы и заводы промышленности для ремонта и восстановления 3 танка КВ, 10 танков Т-34, 10 танков Т-60, 2 танка БТ, 5 танков Т-26 и 14 немецких танков.
По вышеупомянутым воспоминаниям местных жителей подбитый между Дютьково и Кораллово танк КВ был вывезен на металлолом только в начале 70-х годов прошлого века при прокладке трассы Окружной железной дороги, так что сейчас место гибели танка находится под её насыпью.
И заодно расскажу о отличившимся в боях в районе Звенигорода танкисте Екименкове, вручение партийного билета которому в мае 1942 года запечатлено на фотоснимке фотокорреспондента ТАСС Дмитрия Чернова.
Екименков Владимир Александрович в конце августа 1941 года по завершению
ускоренного курса Чкаловского танкового училища (звание "лейтенант" присвоено 25 августа 1941 года приказом по личному составу войск Приволжского военного округа № 0438) был отправлен в распоряжение Уральского военного округа. Причем как танкист он начал проходить подготовку только с 15 мая 1941 года после того как Чкаловское стрелково-пулеметное училище было переформировано в Чкаловское танковое училище.
Далее, вероятнее всего, лейтенант Екименков сразу попал в Челябинск в 24-й отдельный учебный танковый батальон, а оттуда с маршевой ротой танков КВ-1 - в 145-ю танковую бригаду.
За ноябрьские и декабрьские бои 1941 года в составе этой бригады лейтенант Екименков был награжден орденом Красного Знамени и медалью За Отвагу.
Погиб старший лейтенант Екименков 26 декабря 1942 года под Великими Луками, будучи командиром роты танков КВ-1С 13-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва.
На этом пока всё. Исправления и дополнения приветствуются, так как позже эта тема также планируется к доработке. Если данная информация была интересна, то прошу ставить палец вверх для продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. И прошу рекомендовать канал для других читателей. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал: t.me/kniga_pro_kv
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/96249.html).
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Сайт Госкаталог.РФ (goskatalog.ru);
3. Документы 5-й армии Западного фронта и 145-й танковой бригады (ЦАМО РФ, сайты Память народа, Подвиг народа и ОБД Мемориал);
4. Сайт Соборы.Ру (sobory.ru).
Другие записи о боях с участим танков КВ в ходе оборонительных боев Битвы за Москву:
Танк КВ из 1-й гвардейской танковой бригады и церковь
Экипаж танка лейтенанта Киндера
Памятник танкистам в деревне Рычково