До недавнего времени мне казалось, что альбом Deep Purple «Fireball» - самый нелюбимый у Ричи Блэкмора, как, впрочем, и «Who Do We Think We Are», потому что подавляющее большинство песен с этих альбомов никогда группой не исполнялись на концертах в 70-е. Но оказывается, что альбом «Fireball» для Маэстро всё же не был отвратным, потому что как минимум четыре композиции с этого альбома на концертах DP в 1971-1973 годах исполнялись, что выяснилось благодаря относительно недавно опубликованным бутлегам группы.
Этот небольшой очерк я скорее пишу для себя, потому что наверняка очень мало найдётся среди моих читателей рокеров, которых заботят такие музыкальные тонкости, которые очень сильно волнуют меня. Речь идёт о концертных вариантах песен Deep Purple, которые ранее никогда не выходили на официальных и полуофициальных дисках, а были только на недоступных до эпохи Интернета массовому любителю музыки бутлегах.
Да, меня интересуют только песни Deep Purple. потому что именно Deep Purple – главная классическая рок-банда из всех когда-то существовавших, а составы Mark II и Mark III первой половины 70-х – это золотые составы этой группы, именно эти составы и создали всю классику DP, которая одновременно является и классикой всемирного рока.
И даже такие монстры как «Зеппелины» или «Саббаты» в этом плане меня почему-то совсем не интересуют, хотя я их обожаю не меньше, чем «Парплов». Вот сам не знаю, почему, но редкие концертные записи этих монстров меня не волнуют, а вот концертные раритеты Deep Purple я все знаю наизусть – все их изучил досконально до самой последней ноты на каждом из попавших мне в руки дисков и более-менее слушабельных бутлегов.
И вот, начал я в один прекрасный момент искать песни с шести альбомов составов Mark II и Mark III, которые на физических носителях до появления Интернета мне никогда не попадались в «живом» исполнении. Начал я с «Deep Purple in Rock», но до сего момента обнаружились только три песни с этого альбома, которые исполнялись группой вживую в 70-х – «Speed King», «Child in Time» и «Into the Fire». Остальные четыре никогда на концертах не игрались, по крайней мере я их не откопал даже на бутлегах.
С альбома «Fireball» поначалу нашлась только одна – «The Mule», да и то в самом настоящем кастрированном варианте. Очень долгое время я не обнаруживал концертных версий ни одной другой песни с этого альбома, пока на диске «Come Hell or High Water» 1993 года я нашел «живой» вариант песни «Anyone's Daughter». Но то была уже не «концертная классика» 70-х, поэтому не считается.
И вот, попался мне как-то сборник раритетов Deep Purple «Listen Learn Read On» 2002 года, на котором я обнаружил сразу три раритета с альбома «Fireball», исполненных группой в 1971-1973 годах – это песни «Fireball», «No No No» и «Fools». Но остальные песни с диска в концертных вариантах мной не найдены до сих пор, и я вполне обоснованно полагаю, что они на концертах группой никогда не исполнялись.
Нет, исполнялись еще на концертах композиции «Demon's Eye» и «No One Came», но уже без Ричи Блэкмора, и в совсем другую эпоху. Первая – только в сольном исполнении Иэна Гиллана, а вторая – со Стивом Морсом, а это уже совсем не то. Сам Ричи Блэкмор почему-то эти две песни не любил, иначе они засветились бы на каких-нибудь бутлегах, ведь не один же я такой умный, были умные и в 70-е, которых специально ходили на концерты DP и записывали с них бутлеги. Если бы эти песни исполнялись, то обязательно бы сегодня появились.
Но они так и не появились.
Таким образом я прекрасно могу представить, какие именно песни не нравились Ричи Блэкмору, ведь в те годы весь концертный репертуар утверждал именно он, как главная скрипка в оркестре. Конечно, многое еще зависело и от Иэна Гиллана, но так как после того, как Маэстро избавился от опеки Блэкмора, он эти песни на концертах всё же исполнял. Ну, а раз исполнял, значит, тут проблема только в Блэкморе.
Короче, хочу вам представить все три найденные мной песни с альбома DP «Fireball» в концертном исполнении, чтобы все, кто понимает в музыке группы, прикинул, насколько хорошо или насколько плохо вели себя музыканты на рядовых концертах. Дело в том, что эпохальный, и даже эталонный концертник «Made in Japan» создавался специально под запись, и потому группа сыграла просто образцово.
А вот бутлеги передают атмосферу рядовых концертов, и очень часто на этих концертах музыканты лабали просто «на отвяжись». Во многих песнях Ричи Блэкмор не снисходил даже до соло-гитары, и вместо него в поте лица все гитарные соляки выписывал на своем органе Джон Лорд. Особенно хорошо это видно по песне «No No No» - нет там соло, как нет его даже в одной из версий песни «Child in Time» - там тоже Ричи Блэкмора полностью заменил Джон Лорд.
Ну ладно, то, что я хотел – написал, скажу только, что наиболее «полным» в концертном исполнении является альбом «Machine Head» - Ричи Блэкмор не любил только одну песню с него - «Pictures of Home», он никогда не играл её на концертах. А самым нелюбимым альбомом Блэкмора был «Who Do We Think We Are» - кроме песни «Mary Long» он с этого диска в 70-х не играл ни одной композиции, и даже хитовую «Woman from Tokyo» утвердил в концертном репертуаре Deep Purple только в 80-х.
Конечно, следовало бы рассказать еще о двух альбомах состава Mark III – «Burn» и «Stormbringer» 1974 года, но это отдельная тема, не менее интересная, чем тема с песнями «эпохи Гиллана» 70-х. Поэтому на данном моменте я заканчиваю, а продолжу эту тему в одном из своих следующих очерков.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-ГРУППЕ DEEP PURPLE НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Fireball» – это второй шедевр группы Deep Purple. Причем гораздо более значительный
Deep Purple in Brazil ~ это редкий раритет, вышедший только один раз, и только на виниле