Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Deep Purple «Made in Japan» 1972 г. – альбом поистине эпохальный. До него концертные записи были не в моде

До появления на мировом музыкальном рынке альбома группы Deep Purple «Made in Japan» концертные альбомы считали коммерчески невыгодным делом. И только после выхода этого шедевра стало ясно, что это вовсе не так

Deep Purple "Made in Japan", 1972 г.
Deep Purple "Made in Japan", 1972 г.

Альбом Deep Purple «Made in Japan» - это событие, конечно же, эпохальное – такая музыка не стареет и спустя многие десятилетия. Я впервые услышал запись в 1976 году, почти сразу, как только вообще начал слушать рок-музыку. В следующем году мне удалось выменять на какую-то мелочь два японских диска этого альбома под названием «Live In Japan» без конверта. Потом увидел и альбомы с конвертами, и, честно говоря, официальный вариант меня разочаровал – японский выглядел куда внушительней со своими цветными фотографиями.

Японский вариант альбома - "Live In Japan". Обе пластинки, внешний и внутренний развороты конверта
Японский вариант альбома - "Live In Japan". Обе пластинки, внешний и внутренний развороты конверта

Как бы там ни было, а музыка на этом альбоме была потрясающая, и на тогдашний мой взгляд все концертные варианты песен звучали гораздо мощнее, чем студийные оригиналы. Единственно мне не понравилась «Child in Time», этот концертный вариант для меня и сегодня является бледной тенью оригинала с «Ин Рока». Ну, и некоторые соло на гитаре «подкачали», но это было не принципиально, мне и такие понравились.

Еще чуть позже мне в руки попался сборник DP «24 Carat Purple» (1975 г.), на котором была «Black Night», записанная на одном из тех концертов в Японии, но на альбом не вошедшая, а выпущенная первоначально в 1973-м на сингле «Woman from Tokyo».

На видео: запись с другого концерта Deep Purple в Японии в августе 1972 г. Обратите внимание на то, как отличаются композиции от базовой "альбомной" версии

Однако оказалось, что выпущенные в 73-м 8 песен с альбома – это только вершина айсберга! Оказывается, что были записаны все три концерта DP, данные группой в Осаке и Токио 15, 16 и 17 августа 1972 года, и в 90-х на CD были выпущены звуковые дорожки всех этих концертов, полностью, и все три варианта всех композиций очень сильно отличались друг от друга, часто - кардинально!

Мало того, многие композиции были засняты на пленку с почти отличным качеством. И самый главный сюрприз был лично для меня, так это то, что группа сыграла на тех концертах и записала еще две вещи – «Speed King» и «Lucille»! Таким образом количество композиций на альбоме должно было достигать 10.

Английский вариант альбома "Made in Japan", 1972 г.
Английский вариант альбома "Made in Japan", 1972 г.

Итак, вот сет-лист композиций, которые вышли на оригинальном альбоме, а также сюда приплюсованы три добавочные песенки.

~ Диск 1:

1). Highway Star (6:46);

2). Child in Time (12:20);

3). Smoke on the Water (7:28);

4). The Mule (9:43).

~ Диск 2:

5). Strange Kind of Woman (9:06);

6). Lazy (11:09);

7). Space Truckin' (19:48).

Информация о том, где и когда записывалась каждая композиция на базовом альбоме "Made in Japan", 1972 г.
Информация о том, где и когда записывалась каждая композиция на базовом альбоме "Made in Japan", 1972 г.

~ Бонусы:

8). Black Night (4.54);

9). Speed King (7:25);

10). Lucille (8:03).

Продолжительность первых 7 песен взята с оригинального немецкого винила, «Black Night» - с «сорокопятки» 1973 года (совпадает с версией, вышедшей на сборнике в 1975-м), а последние две – с CD-­выпусков.

Интересный момент – фотографии, размещенные на конвертах всех выпусков альбома, включая и японский «Live In Japan», сделаны не в Японии, а на одном из концертов группы в Лондоне в 1972 году. Кроме того, на японском варианте на конверте было указано, что все песни записаны только на одном концерте, проведенном в Токио 17 августа. На самом деле это не так, и звуковая дорожка этого варианта идентична официальной версии «Made in Japan».

Как писалось выше, были записаны все три концерта, и впоследствии из них были выбраны самые качественные варианты. Было признано, что наилучшие версии были сыграны на концерте в Осаке 16 августа, и 4 композиции были взяты именно с него. Однако музыканты группы вспоминают, что им лично больше всего понравилось выступление в Токио 17 августа, но руководство лейбла решило по своему, и с токийского концерта было выбрано только 2 композиции. «Smoke on the Water» взята с концерта в Осаке 15 августа, но и то, только потому, что на остальных версиях Ричи Блэкмор слишком вольно изменил основной рифф, лейблу это не понравилось.

На видео: запись "Smoke on the Water" с другого концерта в Японии (17/08/1972 Budokan Tokyo Japan). Очень сильно отличается от того, что попало на виниловый диск

Первоначально альбом было решено издавать только в Японии, так как считалось, что концертные альбомы, особенно двойные, не имеют коммерческого успеха. И на самом деле, до 1973 года очень мало групп выпускали «концертники», которые в основном были провальными, за некоторым исключением. Но Deep Purple имели в мире такой успех, что практичные японцы настояли на записи, убедив в успехе и руководство лейбла Purple Records. Англичане рискнули, и тоже выпустили альбом в самом начале декабря 72-го, но решили перестраховаться, и начали распродавать его по цене стандартного сингла – по 3 фунта стерлингов с мелочью.

Более осторожные американцы не выпускали альбом до конца апреля следующего, 1973-го, предварительно выпустив очередной «студийник» DP «Who Do We Think We Are». И только убедившись в коммерческом успехе «Made in Japan», альбом вышел и в США. Для этого американцам не пришлось заглядывать в британские чарты – они закупали английские альбомы как импорт и продавали у себя уже по более высокой цене. Альбом пользовался огромным успехом, и уже в мае американский выпуск был продан в количестве более миллиона копий.

Вот так и получается, что титул «эпохальный альбом» к «Made in Japan» прилип совсем не зря: именно после его выхода и триумфа очень многие группы и исполнители стали издавать и свои «концертники». Вот так «концертный» успех DP дал весьма ощутимый толчок «концертной граммофонной индустрии», и оказалось, что концертные альбомы публика воспринимает ничуть не хуже, чем студийные пластинки!

ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ ~ ЧИТАТЕЛИ И ПОДПИСЧИКИ!

С 13 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА Ю-МАНИ НЕ ПРИНИМАЕТ ЗАРАБОТАННЫЕ НА ДЗЕН ДЕНЬГИ ОТ НЕРЕЗИДЕНТОВ РФ. PAYPAL НЕ ПРИНИМАЕТ ТОЖЕ.

ПОЭТОМУ Я ЖИВУ ТОЛЬКО С ВАШИХ ПРЯМЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА МОЙ КОШЕЛЕК Ю-МАНИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ МНЕ РЕГУЛЯРНО ГОТОВИТЬ НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КАНАЛА.

ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ!

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Первое видео концерта Deep Purple 1968 года и виниловый диск этой записи «Purple Storm»

Два диска «Deep Purple» состава Mark II 1969-73, заполненных сингловыми и не публиковавшимися ранее песнями

«Machine Head» ~ третий шедевр Deep Purple, ставший всемирным рок-эталоном

«Perfect Strangers» 1984 г. - форменный провал Deep Purple. Но он мне всё равно нравится