Найти в Дзене
Строительный мир

Испытание, которое проходят единицы: что доказал российский авиадвигатель ПД-8

На первый взгляд это звучит пугающе — разрушение лопатки вентилятора прямо во время работы двигателя. Но именно такие испытания считаются одними из самых важных в мировой авиации. На предприятии «ОДК-Сатурн» в Рыбинске успешно прошёл эту проверку российский авиадвигатель нового поколения ПД-8, предназначенный для самолетов SJ-100 («Суперджет») и Бе-200. Испытание подтвердило главное: даже при экстремальной аварийной ситуации двигатель остается безопасным для самолёта и пассажиров. Сценарий обрыва лопатки вентилятора — обязательный пункт сертификационного базиса для гражданских авиадвигателей во всём мире. Он моделирует редкую, но потенциально критическую ситуацию: разрушение элемента вращающейся части на взлетном режиме, когда нагрузки максимальны. Если в таком случае фрагменты пробьют корпус двигателя, последствия могут быть катастрофическими. Поэтому стандарт один: все обломки должны быть полностью удержаны внутри силовой установки. Инженеры «ОДК-Сатурн» воспроизвели ситуацию максима
Оглавление
Источник: ОАК
Источник: ОАК

На первый взгляд это звучит пугающе — разрушение лопатки вентилятора прямо во время работы двигателя. Но именно такие испытания считаются одними из самых важных в мировой авиации. На предприятии «ОДК-Сатурн» в Рыбинске успешно прошёл эту проверку российский авиадвигатель нового поколения ПД-8, предназначенный для самолетов SJ-100 («Суперджет») и Бе-200.

Испытание подтвердило главное: даже при экстремальной аварийной ситуации двигатель остается безопасным для самолёта и пассажиров.

Зачем вообще «ломать» двигатель

Сценарий обрыва лопатки вентилятора — обязательный пункт сертификационного базиса для гражданских авиадвигателей во всём мире.

Он моделирует редкую, но потенциально критическую ситуацию: разрушение элемента вращающейся части на взлетном режиме, когда нагрузки максимальны.

Если в таком случае фрагменты пробьют корпус двигателя, последствия могут быть катастрофическими. Поэтому стандарт один: все обломки должны быть полностью удержаны внутри силовой установки.

Как проходили испытания ПД-8

Инженеры «ОДК-Сатурн» воспроизвели ситуацию максимально близко к реальности:

  • одну из лопаток вентилятора оснастили пиротехническим зарядом;
  • двигатель вывели на взлётный режим;
  • по команде заряд был подорван — лопатка разрушилась;
  • при этом ни один фрагмент не пробил корпус двигателя.

Испытание прошло полностью штатно. Корпус выдержал ударные нагрузки, а система доказала свою конструктивную прочность.

Источник: ТАСС
Источник: ТАСС

Почему это критично для безопасности полетов

В Ростехе подчеркивают: удержание фрагментов — это не формальность, а прямая гарантия безопасности пассажиров.

Если двигатель сохраняет целостность при таком сценарии, значит:

  • фюзеляж самолёта не повреждается;
  • экипаж сохраняет управляемость;
  • возможны безопасное завершение полета и посадка.

Для гражданской авиации это один из ключевых критериев допуска к эксплуатации.

Что такое ПД-8 и для чего он создаётся

ПД-8 — это российский двухконтурный турбовентиляторный двигатель нового поколения.

Он разработан рыбинским предприятием «ОДК-Сатурн» в рамках программы импортозамещения.

Основные задачи двигателя:

  • оснащение импортозамещенного SJ-100;
  • применение на самолетах-амфибиях Бе-200ЧС;
  • замена иностранных силовых установок.

В проекте активно использовались:

  • новейшие отечественные материалы;
  • технологии 3D-печати;
  • цифровое моделирование, заимствованное из программы более мощного ПД-14.

Испытания уже идут не только на стендах

Работы по ПД-8 начались в 2019 году, а активная фаза испытаний стартовала в 2025-м.

На сегодняшний день:

  • двигатели наработали более 4 000 часов;
  • они установлены на двух «Суперджетах»;
  • проходят лётные испытания в ЛИИ им. Громова на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
Источник: iXBT.com
Источник: iXBT.com

Почему это важно в глобальном масштабе

Сегодня всего несколько стран в мире способны самостоятельно проектировать и производить современные авиадвигатели. Россия — в их числе.

Как отметил первый заместитель гендиректора Ростеха Владимир Артяков, проекты по линейке отечественных двигателей выходят на финишную прямую:

  • идут сертификационные испытания;
  • параллельно разворачиваются мощности для серийного производства;
  • ПД-8 готовится к полноценным лётным тестам в составе пассажирского самолёта.

Итог

Испытание на обрыв лопатки — это не эффектный эксперимент, а жёсткая проверка инженерной зрелости.

ПД-8 её прошёл.

Это означает, что российский двигатель:

  • соответствует международным требованиям безопасности;
  • готов к финальной сертификации;
  • приближается к серийному производству.

А значит, программа импортозамещенного «Суперджета» получила ещё одно прочное — в буквальном смысле — подтверждение своей состоятельности.

Подписывайтесь на Строительный мир, чтобы первыми узнавать, как в России создают и проверяют технологии, от которых напрямую зависит безопасность людей.

Читайте больше наших статей: