Найти в Дзене
Альтернативная история

«Только бизнес…». Что если Bofors возобновил выпуск танков? Шведский экспортный ОБТ Stridsvagn 120 «Sköld»

Во второй половине XX века Швеция, несмотря на свой нейтралитет, создала одну из самых оригинальных танковых школ в мире. Танк Stridsvagn 103, разработанный в 1960-х годах инженером Свеном Берге (Sven Berge) и выпущенный компанией Bofors, стал легендой — машина без башни, с фиксированным орудием, управляемым поворотом корпуса и гидропневматической подвеской. Однако к концу 1990-х годов Strv 103 ушёл в историю, а шведская оборонная промышленность сосредоточилась на лёгких боевых платформах — в первую очередь на CV90, разработанной концерном Hägglunds, позже вошедшим в состав BAE Systems Hägglunds. Но что если бы в условиях растущей нестабильности в Европе и глобального спроса на современные боевые машины Швеция сделала шаг назад — к тяжёлой бронетехнике? В альтернативной реальности, разворачивающейся с начала 2010-х годов, Bofors, сохраняя своё ядро как артиллерийское подразделение BAE Systems Bofors, получает государственный мандат на исследование возможностей возрождения национально
Оглавление

Во второй половине XX века Швеция, несмотря на свой нейтралитет, создала одну из самых оригинальных танковых школ в мире. Танк Stridsvagn 103, разработанный в 1960-х годах инженером Свеном Берге (Sven Berge) и выпущенный компанией Bofors, стал легендой — машина без башни, с фиксированным орудием, управляемым поворотом корпуса и гидропневматической подвеской. Однако к концу 1990-х годов Strv 103 ушёл в историю, а шведская оборонная промышленность сосредоточилась на лёгких боевых платформах — в первую очередь на CV90, разработанной концерном Hägglunds, позже вошедшим в состав BAE Systems Hägglunds.

Но что если бы в условиях растущей нестабильности в Европе и глобального спроса на современные боевые машины Швеция сделала шаг назад — к тяжёлой бронетехнике?

Танки реальные и альтернативные | Альтернативная история | Дзен

Возрождение Bofors: от артиллерии — к танкам

В альтернативной реальности, разворачивающейся с начала 2010-х годов, Bofors, сохраняя своё ядро как артиллерийское подразделение BAE Systems Bofors, получает государственный мандат на исследование возможностей возрождения национального танкостроения. Не как конкурента Leopard 2 или Abrams, а как поставщика экспортного танка нового типа — лёгкого, мобильного, но с мощным вооружением и высокой защищённостью.

Ключевым решением становится гибридизация двух шведских икона:
удлинённый, усиленный корпус Strv 103, адаптированный под современные требования (новая гидропневматическая подвеска, композитное бронирование, система активной защиты);
башня от опытной БМП CV90120-T, разработанной в конце 1990-х годов совместно с немецкой Rheinmetall, оснащённая 120-мм гладкоствольной пушкой L/50.

Танк Strv 103
Танк Strv 103

Результат — Stridsvagn 120 «Sköld» («Щит») — экспортный основной боевой танк (ОБТ), официально представленный в 2018 году на выставке Defence & Security Equipment International (DSEI) в Лондоне.

Strv 120 «Sköld»: технические особенности

  • Боевая масса: 42 тонны — значительно легче большинства западных ОБТ, что позволяет использовать его на слабых мостах и в условиях ограниченной инфраструктуры.
  • Вооружение: 120-мм пушка с автоматом заряжания (боекомплект — 40 выстрелов), спаренный пулемёт 7,62 мм, возможность установки ПТРК через люк командира.
  • Защита: комбинированная броня с керамическими элементами, навесная динамическая защита MEXAS, система радиоэлектронного противодействия и лазерное предупреждение.
  • Мобильность: гибридная силовая установка (дизель Volvo с электродополнением), максимальная скорость — 70 км/ч, запас хода — 650 км.

Особое внимание уделено низкому силуэту — высота машины всего 2,2 метра, что делает её сложной целью для противника. Гидропневматическая подвеска позволяет «приседать», уменьшая профиль ещё больше, или поднимать переднюю часть при стрельбе с закрытых позиций — прямое наследие Strv 103.

-4

Экспорт и применение: Украина как первый заказчик

Несмотря на скептицизм аналитиков, Strv 120 «Sköld» находит своего покупателя. В 2021 году, в условиях нарастающего кризиса на востоке Европы, Украина заключает контракт с BAE Systems Bofors на поставку 36 танков в рамках широкой программы модернизации бронетанковых сил. Доставка осуществляется в рекордно короткие сроки — первые 12 машин прибывают в феврале 2022 года.

Эти танки немедленно направляются в оборонительные районы северных подступов к Киеву. Их лёгкость, высокая проходимость и низкая заметность оказываются решающими в условиях лесисто-болотистой местности Подолья. «Sköld» эффективно действует в засадных тактиках, используя рельеф и складки местности, а 120-мм пушка демонстрирует высокую результативность при поражении целей на дистанциях до 3 км.

Колонна танков Strv 120 «Sköld» на подступах к Киеву
Колонна танков Strv 120 «Sköld» на подступах к Киеву

Украинские экипажи отмечают удобство управления, быстрый темп огня (благодаря автомату заряжания) и отличную защищённость от осколков и кумулятивных боеприпасов. Несколько машин получают повреждения в ходе интенсивных боевых действий под Ирпенем и Бучей, но все они сохраняют боеспособность и возвращаются в строй после лёгкого ремонта.

«Только бизнес»?

Разумеется, шведское правительство подчёркивает: поставки осуществляются в рамках коммерческого контракта, без политической подоплёки. «Это не помощь, это бизнес», — заявил тогдашний министр торговли Анна هallberg в интервью Svenska Dagbladet. Bofors, в свою очередь, использует украинский опыт как «боевой тест» для продвижения «Sköld» на другие рынки: Балканы, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия.

К 2025 году Strv 120 «Sköld» уже состоит на вооружении трёх стран, а Bofors готовит обновлённую версию — с гибридным электродвижением и элементами автономного управления.

Танки Strv 120 «Sköld» в ходе боевых действий на Украине
Танки Strv 120 «Sköld» в ходе боевых действий на Украине

Заключение

В этой альтернативной реальности Швеция не отказалась от своих танковых традиций. Напротив — она нашла уникальный ответ на вызовы XXI века: не копируя западных гигантов, а создав собственный путь — компактный, умный, эффективный. И, возможно, именно такой танк, рождённый из идей Свена Берге и инженеров Hägglunds, стал бы одним из символов нового этапа в истории европейского танкостроения.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Т-34-115 или история загадочного танка из Нижнего Тагила - Альтернативная История
Ikv75/A42 Cruiser "Nordwind", или шведско-британская "тридцатьчетверка". - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/tolko-biznes-chto-esli-bofors-vozobnovil-vypusk-tankov-shvedskij-eksportnyj-obt-stridsvagn-120-skold/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉