Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Портреты роз. 3. Белое/красное. В каплях.

На чем я остановился в предыдущем очерке? Поинтриговал немного о белых и красных розах. Вовсе не потому, что это - самые распространенные/привычные, "на слуху" цвета роз. И не из-за давно замшевшей в Истории Войны Алой и Белых роз. Все гораздо проще. И сложнее: белые и красные розы - особенные для фотографирования. 3. Фотографирование красных. Красная-красивая – это такой избыточный перехлест, что получающаяся картинка нередко захлебывается собственной эмоциональной насыщенностью. Фото-оптика со своими цвето-рецепторами вообще теряется, столкнувшись с откровенно красным-алым-ализариновым объектом. Ослепительный цвет - скрывающий/стирающий структуру-фактуру-рельеф. Превращающий объект в нечто настолько режущее глаз, что детали теряются. Кстати, любопытно, подумал тут, что откровенно-чисто-красных объектов в живой природе вообще не так много. Будто понимают они исключительность восприятия такой окраски и ее избегают. Понятно, что проблемность фотографического изображения красных цве

На чем я остановился в предыдущем очерке?

Поинтриговал немного о белых и красных розах. Вовсе не потому, что это - самые распространенные/привычные, "на слуху" цвета роз. И не из-за давно замшевшей в Истории Войны Алой и Белых роз. Все гораздо проще. И сложнее: белые и красные розы - особенные для фотографирования.

3. Фотографирование красных.

Красная-красивая – это такой избыточный перехлест, что получающаяся картинка нередко захлебывается собственной эмоциональной насыщенностью. Фото-оптика со своими цвето-рецепторами вообще теряется, столкнувшись с откровенно красным-алым-ализариновым объектом. Ослепительный цвет - скрывающий/стирающий структуру-фактуру-рельеф. Превращающий объект в нечто настолько режущее глаз, что детали теряются.

Кстати, любопытно, подумал тут, что откровенно-чисто-красных объектов в живой природе вообще не так много. Будто понимают они исключительность восприятия такой окраски и ее избегают.

Понятно, что проблемность фотографического изображения красных цветков - всего лишь частность. Но когда/если с этой "частностью" сталкиваешься - досаждает и озадачивает.

Как-то уже высказывался на Канале о проблемном фотографировании красных цветков, и тогда получил любопытный комментарий: читатель поделился, что тоже раззадорила его задача сделать достойный портрет какого-то красного цветка (уже и не вспомню точно, розы или георгина), и после многих (десятков!) попыток он все-таки добился желаемого успеха. Заинтриговал товарищ, но подробностями/деталями поделиться не захотел.

Вот и с фотографированием красных роз у меня получается не так, как с прочими.

Хотя начну со снимка, который как раз получился, на мой взгляд. И, напомню, с фотографии именно этой розы я начал свой розовый вернисаж. Только там другая фотография.

Нюанс же тут в том, что края лепестков у этого сорта всегда заметно "припеченные", как пирожки с румяной корочкой. И вот эта-то "корочка" сразу меняет восприятие цвета: выразительно подчеркивает и свето-тени, и поразительную фактурность лепестков, их микро-орнамент и тонкие цветовые переходы.

3-01.
3-01.

Именно эта роза - из красных - оказалась наиболее фотогеничной. При всей незатейливости своего венчика. Поэтому не удержусь показать еще один ее портрет.

3-02.
3-02.

"Так это же не красная!" - возразит внимательный читатель с нормальным уровнем критического мышления.

Ну да, не красная - скорее, двухцветная. И очень мне симпатичной расцветки. И все-таки снимок поместил именно тут: очень наглядно, как визуально сливаются чисто-красные части лепестков и как они слились бы вообще в единое алое пятно, если бы не их контрастно окрашенная наружная сторона.

Да и потом снимок, при всех заметных изъянах, брызжет нарядностью!

3-03.
3-03.

Зато безоговорочно красная роза на следующей фотографии, и ничего бы мы в ней не разглядели, если бы не покрывающие ее мелкие капельки.

Опрыскивание перед фотографированием красных цветков - общеизвестный прием, про который я вычитал давным-давно, когда осваивал фотографирование кактусов.

Но в этом случае (как и в других) я не опрыскивал цветок специально - просто заметил его таким.

Впрочем, про окрапленные цветки роз у меня ниже специальная подборка. А эту фотографию здесь привел по логике изложения.

3-04
3-04

Роза на следующем снимке - тоже чисто-красная. Ничего у нее желтого-оранжевого нет (не верь глазам своим!). А то желтое/оранжевое, что бросается в глаза, - материализованные солнечные лучи. Которые так удачно расположились на лепестках, что выразительно подчеркнули элегантное строение цветка. То есть солнечный свет тут выполнил ту же задачу, что контрастная окраска или мелкие брызги на снимках выше.

Правда, цветок при этом выглядит выражено импрессионистски.

3-05.
3-05.

Тут тоже солнечный свет помог. Но не растекшийся по лепесткам, а сквозь них проходящий.

3-06.
3-06.

Поразительная скульптура!

Я чуть сдвинул цветок от центра, чтобы сохранить и почти черный бутон, перекликающийся с глубинами самого цветка, и размытый в глубине облик второй розы.

Как-то именно так мне композиция снимка показалась.

3-07.
3-07.

Тут тоже роза на дальнем-нижнем плане оказалась уместным цветовым созвучием. Хотя и без нее, конечно, праздничная фестончатая пышность этой красной розы создает восторженное настроение.

3-08.
3-08.

Совсем простенькая роза, и уже отцветающая к тому же. И все ее красное почти сливается в единое пятно - только несколько глубоких теней от отдельных лепестков нарушают колористическую гомогенность.

Вообще-то не дотягивает снимок до требуемого уровня. Но тут моя слабость: фон. Просто обратите внимание эти эти расплывающиеся голубовато-серебристые, малиновые и глухо-зеленые пятна за/над цветком.

3-09.
3-09.

С последним "красным" портретом тоже колебался. Но тут такая ясная резкость, такая графика и ... такой поразительный алый кочанчик!

3-10.
3-10.

4. Фотографирование белых.

Ничуть не менее проблемное, чем в случае красных. Хотя механизм озадачивания иной.

Начать с того, что чисто-красного в живой природе, может быть, и относительно немного, так ведь белого вообще нет! Только не белой окраски (одни альбиносы чего стОят!), а белого именно цвета. И не в живой природе, а в физике, в объективном цветовом спектре. То есть фактически мы стараемся передать на фотографии цвет, которого нет.

Ну да - парадокс Полишинеля. Понятно же, что белого ЦВЕТА - море! В живописи, в скульптуре, в архитектуре.

Но тут и другая, более очевидная получается проблема: художественный Белый Цвет символизирует чистоту, совершенство, идеальность. Белый Цвет нетерпим к малейшей небрежности, шероховатости, прикосновениям немытыми пальцами. Да и нечистой душой или замутненным взглядом.

Себя сначала критическим взглядом окинь, а потом уже фотографируй белое совершенство.

И к освещению, бликам, засвечиванию, свето-теням белые объекты особенно чувствительны. А еще - к колористическому соседству.

Перечисление особенностей фотографирования белых цветов мог бы продолжить, но ведь и так уже понятно главное: непростая это задача!

И с розами - особенно. Потому что у белых роз гораздо меньше внешнего, чем у сестер их раскрашенных, а внутреннее - поди заметь и отрази!

И вот что у меня набралось по этому поводу показать и прокомментировать.

Раз уж решил сорта не называть, то и не буду. Пока. Но на снимке - исключительный белый сорт. Растет в саду уже порядком давно, но я как-то не обращал внимания на эту исключительность. Пока не начал прицельно фотографировать.

И вот оказалось, что именно у этой розы цветки не просто белые, а тонкого молочного фарфора. Поразительно чистые и фактурные. Особенно - на фоне неба синевы (а они постоянно на этом фоне, поскольку роза - высоченная штамбовая).

Отбрасываю скромность: совершенный белый сорт и очень неплохая фотография.

4-01.
4-01.

Обидно даже уйти от предыдущего снимка к следующему. Хотя тоже неплохой цветок и пышный.

Вот только всё, о чем я сетовал в предисловии, тут как на ладони: все пятнышки, помятости, неровности - как на ладони, как на платье невесты.

4-02.
4-02.

Следующий снимок тоже густо-махровый, но более девственный, более чистый и привлекательный.

4-03.
4-03.

Следующий портрет обращает внимание контрастностью и объемностью - благодаря солнечному контражуру.

4-04.
4-04.

Исключительно рисунок меня тут привлек: выглядывающая эмбриональность и завораживающая глубь.

4-05.
4-05.

А ведь заметно стилистическое созвучие с "красным" портретом 3-05, правда? И как тут лепестки туго закручены, на излом! И как эти геометрические фигуры лепестков сочетаются с ромбическими пятнами фона! Ну и свет, который кажется внутренним, - тоже.

Возможно, что тот тут случай, когда портрет лучше самой розы.

4-06.
4-06.

Ну и коротенький белый вальс завершает чисто-белая улыбка.

4-07.
4-07.

Недолгий белый вальс роз сменяет тоже танец, но уже воды на розах.

И не случайно - поскольку продолжает тему выразительности цветков в брызгах. Пусть и не шампанского.

5. Розы в брызгах.

Тема/образ воды с растениями/цветами, со всякой Природой, да и вообще - необъятная, неизбывная, глубокая и таинственная, всё в ней и рядом с ней преобразующая.

Как раз сейчас берусь за учебный урок - изобразить маслом морские волны.

Но здесь/сейчас - только капельки на лепестках. Всего лишь капельки - но преломляют, добавляют искристого света, глубины, объема. Жизни добавляют. Ощущения неповторимости момента.

Повторюсь - ни в одном случае специально цветки не орошал. Просто замечаю/выделяю после дождя, после полива, в росе.

И еще нюанс отмечу: как бы ни были прекрасны розы в срезке, в букетах и даже, прости господи, в инсталляциях, на них такого не отметишь - только на живых-растущих.

Капли на бархате. И нечего добавить - словами.

5-01.
5-01.

Сходный портрет, но уже без бархата. Зато больше сияния и блеска.

5-02.
5-02.

Красная слоистость в крапинках брызг. И привет снимку 3-03.

5-03.
5-03.

И еще на тему "красное в брызгах", при этом - в тени и в луче света.

5-04.
5-04.

Тут капелек совсем немного и они никак не меняют портрета в странном ракурсе. Но определенно добавляют - именно Жизни и жизненности добавляют.

И может быть, вы чувствуете, передает снимок, дождливость и напряжение тогдашней погоды?

5-05.
5-05.

И совсем наоборот: цветок утопает в каплях. Превращающих его в драгоценность. Пусть и совсем ненадолго.

5-06.
5-06.

Роза облеплена капельками воды, будто рыбьими икринками во время нереста.

Абстрактная получилась не-реальность. Но привлекательно нарядная.

5-07
5-07

Обилие брызг не сглаживает индивидуальность цветков, но наоборот - выразительно и неожиданно ее подчеркивает.

На этой фотографии я не стал обрезать ни листья, ни бутоны - так это все тут цельно и уместно.

5-08.
5-08.

Вернусь на один кадр к белым розам. Поскольку просто жемчужной стала эта на фотографии благодаря капелькам. И даже буреющие края лепестков впечатления не портят.

Если память не подводит, капельки эти мелкие - стремительно таящий утром первый иней на цветах.

5-09.
5-09.

Пурпурная лиловость и так равнодушным не оставит, но капли добавляют такой искристости, что наповал разят впечатлительного созерцателя.

5-10.
5-10.

Капельки настолько крошечные, что не сразу и заметишь. Но как их разглядишь - уже трудно представить себе большего великолепия именно этого цветка.

В этом случае тоже - тающий иней. И утреннее солнце.

5-11.
5-11.

На нежно-розовой розе капли росы особенно уместны: она ими умывается.

5-12.
5-12.

Без слов/комментариев. Настолько ситуативно тонко и прихотливо, что словами магию момента легко исказить.

5-13.
5-13.

Тут я в очередной раз сделаю перерыв, поскольку опасаюсь эмоционально пересластить и информационно перегрузить.

_____________________

Не знаю пока, сколько получится в итоге частей этих "Портретов" (но не больше же трех!), но уже хочу предварить заключительное предложение.

Очень понимаю естественное желания прочитавших/посмотревших показать и свои фотографии роз. Вот только на выкладывание фотографий в комментариях теперь в Дзене ограничение. Да и потом, кто замечает фотографии в комментариях - кроме автора! Даже обидно бывает, какие там снимки остаются почти не замеченными.

И вот что я предлагаю: если вы хотите выставить свои фотографии роз, присылайте их мне на почту - succ-ao@yandex.ru. Только сразу договоримся - будут мои к ним комментарии и замечания. Совершенно не обязательно хвалебные - напротив, субъективный и предвзятый разбор. Зато наверняка всем будет интересно, а может быть - и полезно.

Конечно, план такой не может быть бессрочным. Поэтому пусть будет срок - до конца новогодних каникул.