Совсем скоро нас ждёт… День зимнего солнцестояния. А вы что хотели? Новый год сразу? Нет, так не бывает.
В начале ночь должна стать бесконечно глубокой, время сжаться до крохотной искорки быстро растворяющегося в делах днях, и только потом можно будет говорить о постепенном возвращении к свету, который в начале робко будет мерцать крохотными огоньками освещающих вселенскую тьму свечей, чтобы затем взорваться целым водопадом новогодних фейерверков и рождественских чудес!
И пока мы живём в днях тёмных и сумрачных, самое время вспомнить о… незавершённых делах, к которым я отношу обещание рассказать вам об осенних (так как их немного) и зимних традиционных латышских обрядовых масках, данное ещё весной – во время рассказа об удивительном, странном, невероятном, игривом латышском народном празднике Метани.
Осенние и зимние традиционные латышские обрядовые маски представляют собой персонажей, связанных с мистическим восприятием мира, в котором не последнее место занимают предки ныне живущих людей, в то время как первое закрепляется за потусторонними силами, наиболее хорошо чувствующими себя на Земле в дни, когда нам так не хватает солнца.
Начиная с Михайлова дня (День Микеля, празднуется в Латвии 29 сентября), граница между мирами стирается, невидимое на время (так называемое «Время мёртвых») становится видимым, в земную жизнь проникают потусторонние обитатели – духи природы, мифические персонажи, предки в виде стариков/дедов, призраки.
Осенние шествия, особенно актуальные для Дня Мартыня (День Святого Мартина, 11 ноября), маркирующего границу между осенью и зимой, обычно проходят тихо, в вечернее время, постепенно набирая экспрессию ко Дню зимнего солнцестояния (21 декабря), когда на авансцену выходят поистине сверхъестественные существа – Маленький человечек, Высокая женщина, Демон, Смерть, Дьявол, а также:
1. Животные – Журавль, Медведь, Лошадь, Волк, Козёл и т.п.
2. Представители низшего социального класса – нищие, грабители.
3. Представители кочевых народов – цыгане, татары, евреи.
4. Представители конкретных профессий – Врач, Мельник, Фотограф, Трубочист.
Посредством традиционных обрядовых масок человечество воплощает изначальные божественные события, поддерживая таким образом порядок в мире – видимо, через память, через временные «маячки», устанавливаемые проходящими в строго определённое время культовыми играми.
Направлено же всё на жизнь, с основной тональностью в плодородие и возрождение (весной), в которой главными позициями являются – творение мира, рождение (человека), свадьба, торговля, битва, смерть.
Старик (осенняя маска). Частый участник шествия масок в Видземе и, в меньше степени, в Селии. Эта маска символически изображает мифических предков. Обычно молчалива и сдержанна.
Ребёнок Катрины (осенняя маска). В День Катрины в Видземе женщины одеваются в виде детей, нищих или Белой Катрины. Когда кто-нибудь прикасается к маске, она игриво избивает его пучком веток. В некоторых областях Латвии при входе в дом маска бросает перед собой фасоль или горох.
Молодая пара (зимняя маска). Состоит из двух масок – Жениха и Невесты. Роль Жениха обычно играет высокий и коренастый молодой мужчина, в то время как девушка берёт на себя роль Невесты. В некоторых вариантах Жених изображается как Старик с тростью, которая складывается (умирает) во время свадебной церемонии (переводила с двух языков – латышского и английского и всё равно не очень уверена, что правильно поняла суть образа). Иногда Молодая пара является центральной фигурой маскарадного шествия, в то время как остальная часть группы выступает в роли свадебных гостей. Представление, имитирующее свадьбу, часто является одной из центральных тем и причиной, по которой маскарадная группа посещает дом.
Пастор (зимняя маска). Маска Пастора принадлежит к социальной группе масок, которые пародируют авторитетные фигуры или официальных представителей культуры. Роль Пастора строится по архитектоническому образцу – маска официально представлена во время свадебной церемонии, участвует в организации траура по усопшим и крещении новорождённого ребёнка. Однако его проповедь обычно полна юмористической вульгарности, в его молитвеннике прячется фляжка с алкоголем и эротические картинки, а из его карманов вываливается женское нижнее бельё.
Коза (зимняя маска). Маска Козы может появиться в процессии как индивидуальная маска, так и парная – с другим персонажем. К примеру, одной из масок, сопровождающих Козу, является маска Еврея, который ведёт Козу на верёвке. Внешний вид Козы складывается из козьей шкуры с прикреплёнными к голове настоящими козьими рогами или изогнутыми ветками. Во время маскарадного шествия Еврей обходит комнату, рассказывая домочадцам, что его Коза может пронести его имя. Противостоя Волку – олицетворению тьмы и проводнику в потусторонний (подземный) мир, Коза символизирует солнце и его свет, представляя верхний (земной, наш) мир.
Волк (зимняя маска). Хотя рождественские традиции предполагают большое количество игр с участие Волка и Козы или Волка и Овцы, маска Волка обычно не часто встречается в цыганских шествиях. Волк также может символизировать идею мужественности и иметь связь с маской Жениха. Наиболее желаемым спутником для него является Коза, которую он захватывает силой, но другие животные могут стать его жертвами. Во время маскарадного действа Волк танцует, разрывает на части или пожирает Козу, что является воплощением свадебного мотива.
Дьявол (зимняя маска). Среди сверхъестественных и мистических масок маска Дьявола является самой популярной в цыганских шествиях. Маска создаётся путём окрашивания лица в чёрный цвет или покрытия его чёрным шарфом. К шляпе прикрепляются рога, а сзади добавляется хвост. Иногда Дьявол может иметь несколько голов или светящиеся глаза. В ряде случаев используется воловья кожа, в которой выступает исполнитель. Дьявол ходит с вилами для навоза. В юмористических представлениях он участвует в комических обменах, где торгуется со Смертью и Ангелом за душу юной девушки.
Смерть (зимняя маска). Одна из функций маски Смерти – инсценировка символического убийства, необходимого для того, чтобы другие маски – Доктора или Пастора – могли вернуть жертву к жизни. Время от времени Смерть хватает девушку, переносит её через комнату, кладёт на стол и несколько раз проводит «косой» по её шее. Затем девушку объявляют убитой. Дьявол и Ангел взвешивают её грехи и спорят о душе. В Видземе представление известное как «Танец смерти» (в нём маска Смерти танцует как с девочками, так и с мальчиками) рассматривается как способ укрепления здоровья детей и защиты их от смерти в реальной жизни.
Цыганка (зимняя маска). Девушка обычно наряжается Цыганкой, вымазывая лицо сажей и надевая старую одежду, напоминающую традиционный наряд цыганок – широкие юбки, шарфы и бусы. Под шарфом она часто носит укутанного «ребёнка», являющегося на самом деле соломенной или тряпичной куклой. Роль Цыганки заключается в предсказании судьбы хозяевам и другим членам семьи. Иногда среди гостей по внешнему сходству с куклой выбирается отец ребёнка, после чего играется шуточная свадьба.
Олень (зимняя маска). Маска Оленя наиболее популярна в Курземе и Видземе, однако она встречается и в других регионах Латвии как одна из группы цыганских масок. Увидеть её можно не только в зимних, но и весенних шествиях, поскольку Олень имеет тесную смысловую связь с идеей плодородия. Маска Олень изготавливается путём прикрепления настоящих козьих рогов или изогнутых веток к деревянной раме. Исполнитель роли скачет на последней, держа её в руках и накрываясь одеялом.
Журавль (зимняя маска). Журавль является одной из цыганских масок, но в Видземе и Латгалии встречаются маскарадные шествия, в составе которых идут одни только птицы – так называемые «Журавлиные шествия», в которых самый старый и большой Журавль возглавляет парад. Маску Журавля можно изготовить из повседневных предметов домашнего обихода - метлы, сапог, вывернутой наизнанку шубы, деревянного ящика, деревянной ложки и других. Своим длинным клювом Журавль игриво клюёт прохожих, особенно юных девушек, а иногда гоняется за детьми, чтобы напугать их.