Черное море. Август 1943-го. Подводная лодка Щ-215 уже пятые сутки застыла в районе Босфора, словно хищник в засаде. Экипаж на пределе — разведка обещала конвой в первые сутки, а прошла уже почти неделя. Даже опытные моряки начали сомневаться: может, враг уже проскользнул незамеченным? Но командир Михаил Грешилов приказал ждать. Он чувствовал нутром — цель придет.
И вот наконец акустик докладывает: «Лево сто сорок. Слабо прослушивается шум винтов. Предположительно эсминец». Через минуту — новый доклад: «Слева сто двадцать. Шум винтов. Транспорт». Терпение оправдалось. Началась охота.
Мальчишка из Будановки с морскими мечтами
Откуда в курском пареньке взялось такое терпение? Из детства, из тех долгих ночей в ночном, когда дед Фома брал внука с собой пасти скотину. Родился Михаил в 1912 году в деревне Будановка под Курском. Отец вернулся с Первой мировой инвалидом, спился. Семью держал на плаву дед — он и учил мальчишку ждать, терпеть, верить. А еще — рассказывал о прапрадеде, участнике Крымской войны. Битвы под Синопом, героическая оборона Севастополя — рассказы деда будоражили воображение. Тогда Мишка не знал, что сам будет воевать в тех самых местах.
После школы судьба занесла его в учительский техникум, потом комсомол направил учиться на электрика. К восемнадцати Михаил уже сменный мастер, карьера складывается. Но душа требовала большего. В июне 1933-го он стал курсантом Военно-морского училища имени Фрунзе в Ленинграде. Штурманский дивизион подводного сектора. Летом 1937-го на погонах засверкали лейтенантские нашивки.
Первые выходы: ярость бессилия
30-е годы — время масштабного флотостроения. Кадров не хватало катастрофически, молодые командиры взлетали по служебной лестнице стремительно. В июне 1940-го Грешилов получил свою первую лодку — М-35, «Малютку». Достраивалась она до весны 41-го, успела сделать лишь один учебный выход. А 22 июня уже отбивала воздушный налет на Севастополь.
Михаил Грешилов — один из немногих подводников, кто прошел войну от первого дня до последнего. Хотя мог погибнуть уже в первом походе — 26 июня 1941-го. М-35 прошла у Константиновского мыса, а шедший следом эсминец подорвался на немецкой мине. В ту же ночь в густом тумане их чуть не торпедировала своя же лодка М-33, приняв за вражескую.
Первые пять выходов — сплошное разочарование. Несли дозор у своих берегов, а румынские транспорты не рисковали подходить близко, курсируя под защитой авиации и береговой артиллерии. Чувство бессилия захлестывало Грешилова — вместо того чтобы бить врага в его логове, он торчал у родных берегов. Просил направить к вражеским коммуникациям. Лишь в октябре, когда пала Одесса, М-35 отправилась к Румынии.
18 октября 41-го Грешилов атаковал конвой — три буксира, две баржи. Торпеды с досадой прошли под килями барж, у которых была слишком малая осадка. Беда всех наших подводных сил — торпеды того времени не могли уверенно ходить на глубине меньше двух метров.
Дерзость отчаянных: артиллерия против конвоя
26 октября севернее Констанцы М-35 обнаружила три буксира с двумя паромами каждый. Учитывая горький опыт, Грешилов принял дерзкое решение — атаковать артиллерией с надводного положения. Дождались темноты, всплыли, начали догонять конвой. В последний момент их заметили с буксира, запросили семафором. Грешилов приказал продолжать движение молча. Немецкая охрана ничего не предпринимала — приняли за свой катер. Никому в голову не приходило, что советская субмарина может открыто атаковать на виду у берега рядом с военно-морскими базами.
Когда до крайнего парома осталось меньше пятисот метров, Грешилов скомандовал открыть огонь. Бой длился 27 минут, пока не подошли катера противника. Перепуганная команда румынского буксира обрубила буксирные концы и бросила беспомощные паромы в море. Первый случай в Великой Отечественной, когда подлодка потопила вражеское судно артиллерийским вооружением.
Осенью 41-го немцы подошли к Севастополю вплотную. Дальнобойные орудия могли обстреливать главную базу Черноморского флота. Наш флот перебазировался в Батуми и Поти. «Малютки» из-за малого радиуса действия почти не выходили к вражеским коммуникациям. Грешилов страдал от бездействия. Зимой и весной 42-го М-35 выполнила несколько разведывательных походов. В одном из них с лодки навели авиацию на прибрежный немецкий аэродром — в результате налета уничтожили больше двадцати самолетов.
Взрыв, оглушивший «Малютку»
21 октября 1942-го вблизи румынского порта Сулина Грешилов обнаружил крупный, по черноморским меркам, транспорт под охраной сторожевого корабля, канонерской лодки и двух катеров-охотников. Торпеды «Малютки» нашли цель. Взрыв оказался такой мощности, что в лодке полопались лампы освещения, вышла из строя гидроакустическая станция.
Румынские корабли ринулись к оглохшей лодке. Тридцать глубинных бомб сбросили, но Грешилов сразу после атаки успел увести субмарину на несколько сотен метров. Спасение пришло через три часа — акустики починили станцию, и Грешилов вывел лодку из опасного района, прикрываясь шумами вражеских кораблей.
После войны из румынских документов стало известно: в тот день Грешилов отправил на дно немецкий танкер «Ле Прогресс», который перевозил 348 тонн нефти и 149 тонн бензина. За эту атаку — орден Красного Знамени, а М-35 представили к званию «Гвардейской». Сразу после возвращения Грешилова назначили командиром более мощной лодки — Щ-215.
Пять суток ожидания и звездный час
А как бы вы поступили на месте Грешилова в августе 43-го — продолжили бы ждать на пятые сутки или вернулись на базу, решив, что конвой уже проскочил? Ведь каждый лишний час на боевой позиции — это риск обнаружения, нервы экипажа на пределе, сомнения, разъедающие уверенность...
Грешилов ждал. И дождался. После обнаружения транспорта «Тисбе» в окружении мощного конвоя он пропустил корабли охранения над собой, скомандовал «Пли» — четыре торпеды понеслись к цели. От мощных взрывов немецкий транспорт развалился и камнем пошел ко дну. Корабли охранения бомбили район больше четырех часов, даже не подозревая, что лодка лежит рядом с обломками транспорта. Когда вражеские корабли ушли, Щ-215 взяла курс домой.
Потопление «Тисбе» стало огромным стратегическим успехом, не оставшимся незамеченным даже за рубежом. Правительство США наградило Грешилова «Морским крестом» — высшим военно-морским орденом, которым отмечено всего пара десятков иностранных граждан. Проведенные расчеты показали: из хромовой руды, находившейся на потопленном транспорте, немцы могли изготовить 87 тысяч тонн высококачественной бронированной стали. Учитывая, что на один «Тигр» требовалось около 50 тонн, немцы могли изготовить из этого объема руды около 1700 танков в 1943-1945 годах.
16 мая 1944-го «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с фашистскими захватчиками по освобождению Крыма и проявленное при этом геройство» Грешилову Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны
Запредельные перегрузки сказались на здоровье легендарного подводника. Несколько месяцев в конце 44-го он восстанавливался в Кисловодском санатории, затем вернулся в Севастополь начальником штаба пятого дивизиона подводных лодок Черноморского флота.
После войны Грешилов окончил Военно-морскую академию имени Ворошилова, долгие годы служил на Черноморском флоте на командных должностях, работал в научно-исследовательской группе при Главнокомандующем ВМФ СССР, старшим инженером в институте акустики Академии наук. На заслуженном отдыхе поддерживал связи с боевыми друзьями, выступал в печати, встречался с молодежью.
Умер Михаил Васильевич Грешилов 8 марта 2004 года на 92-м году жизни. Имя его занесено на стелу «Героям-курянам» на Красной площади Курска. На здании Курского педагогического колледжа установлена памятная доска в его честь.
Друзья, такие истории — о терпении, интуиции и несгибаемой воле. Курский мальчишка, слушавший рассказы деда о Крымской войне, сам стал легендой Черноморского флота. Один транспорт, одна успешная атака — и враг недополучил полторы тысячи танков. Война выигрывается не только на полях сражений, но и в тех пяти сутках напряженного ожидания, когда командир верит своей интуиции вопреки всему.
А у вас в семье были подводники?
Может, кто-то из родных служил на флоте во время войны?
Или слышали истории о том, как наши моряки топили врага, несмотря на все трудности?
Делитесь в комментариях — ваши истории важны, они оживают, когда мы их рассказываем.
Канал ОБЩАЯ ПОБЕДА живет для сохранения памяти о наших героях. Мы продолжаем искать героев, рассказывать о них и сохранять память для будущих поколений. Если вам близки такие истории — подписывайтесь, будем вместе разбирать страницы истории. До новых встреч!