Найти в Дзене
Совкомбанк для бизнеса

Субординация: где заканчивается дружба и начинается работа

Оглавление

Какие виды субординации бывают, закреплены ли они в ТК РФ и к чему приводит нарушение правил общения.

Что такое субординация

Субординация — это система служебных правил, которая регулирует взаимоотношения в коллективе. Она строится на принципах взаимоуважения и вежливости, может распространяться как по вертикали, так и по горизонтали.

Вот для чего нужны установленные нормы:

  • Организовать слаженную работу;
  • Сделать отчетность прозрачной;
  • Избежать недопониманий внутри коллектива;
  • Сохранить личные и профессиональные границы.

Субординация есть в любой организации, но общепринятых правил для ее соблюдения нет. Например, в военных структурах она жесткая и уставная: нижестоящие выполняют указания вышестоящих, а те контролируют процесс, чтобы все работало слаженно. В стартапе же она — более гибкая, допускает свободное общение, но управляет тоном и формальностью.

Каких видов бывает субординация

В деловой среде выделяют вертикальную и горизонтальную субординацию:

  • Вертикальная подразумевает отношения прямого подчинения. Руководитель ставит задачи, контролирует их исполнение, несет ответственность за работу отдела. Сотрудник, в свою очередь, обязан выполнять распоряжения в рамках своих должностных инструкций и отчитываться о результатах;
  • Горизонтальная регулирует отношения между равными по статусу коллегами, например, между менеджерами разных отделов, где важно согласовывать действия без конфликтов. Ключевые принципы этого вида — взаимоуважение, готовность к кооперации и соблюдение договоренностей.

Кроме того, существует формальная субординация, закрепленная в должностных инструкциях и уставах компаний, и неформальная, основанная на корпоративной культуре.

Субординация в Трудовом кодексе РФ

Прямого термина «субординация» в ТК РФ нет. Однако ее основные принципы можно закрепить и регулировать через другие нормативные документы: ПВТР или должностные инструкции, которые имеют юридическую силу в рамках трудовых отношений.

В случае нарушения трудовой дисциплины можно столкнуться с последствиями по этим статьям:

  • 192 ТК РФ — регулирует исполнение обязанностей, прописанных в трудовом договоре и предусматривает три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение;
  • 81 ТК РФ — описывает ситуации, когда работодатель может попрощаться с сотрудником по собственной инициативе: прогулы, невыход на работу, аморальные проступки, хищения.

Как начальник должен общаться с сотрудниками

Здоровое общение руководителя строится на балансе уважения и авторитета:

  • Соблюдайте профессиональную дистанцию — исключите панибратство, переход на «ты» без открытого согласия, а также раздачу указаний подчиненным вашего подчиненного (минуя их непосредственного руководителя);
  • Критикуйте конструктивно и наедине — обратная связь должна быть по делу, подкреплена фактами и вариантами решения проблем, а также включать позитивное подкрепление;
  • Отдавайте поручения четко — прозрачные формулировки, желательно в письменной форме, исключают недопонимание со стороны сотрудников и показывают уважение к их времени.

Кстати, если вы испытываете проблемы с дачей и получением фидбэка, обратите внимание на статью «Обратная связь без стресса: советы для руководителей и сотрудников». В ней рассказали, почему обратная связь необходима, как возникает страх ее получить, почему люди боятся критиковать и что делать, чтобы фидбэк был эффективным.

Принципы общения сотрудников друг с другом

Отношения в команде — это не только вертикаль «начальник — подчиненный», но и взаимодействие линейных сотрудников друг с другом. Для эффективной коммуникации придерживайтесь этих правил:

  • Уважайте чужую зону ответственности — не давайте непрошеных советов коллегам и не вмешивайтесь в их задачи, если того не требует ситуация;
  • Сохраняйте вежливость — не нужно жаловаться руководству на коллегу или сплетничать, не попытавшись решить вопрос напрямую;
  • Соблюдайте корпоративную культуру — если в компании не приняты шутки на определенные темы, существует свой формат сленга и закрепленное время обеда, эти правило стоит уважать, даже если вы дружите вне работы.

К чему может привести нарушение субординации

  • Рост конфликтов — поскольку размываются границы ответственности, сотрудники склоняются к перекладыванию задач и концентрируются на личных разногласиях;
  • Ухудшение дисциплины — работники перестают воспринимать обязанности серьезно, растет количество ошибок и опозданий;
  • Токсичная атмосфера — помимо сопротивления руководству в коллективе растет уровень пассивной агрессии и количество сплетен;
  • Репутационные риски — официальные трудовые споры и жалобы на нарушение субординации негативно сказываются как на репутации компании, так и отдельных сотрудниках.

Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.