Какие виды субординации бывают, закреплены ли они в ТК РФ и к чему приводит нарушение правил общения.
Что такое субординация
Субординация — это система служебных правил, которая регулирует взаимоотношения в коллективе. Она строится на принципах взаимоуважения и вежливости, может распространяться как по вертикали, так и по горизонтали.
Вот для чего нужны установленные нормы:
- Организовать слаженную работу;
- Сделать отчетность прозрачной;
- Избежать недопониманий внутри коллектива;
- Сохранить личные и профессиональные границы.
Субординация есть в любой организации, но общепринятых правил для ее соблюдения нет. Например, в военных структурах она жесткая и уставная: нижестоящие выполняют указания вышестоящих, а те контролируют процесс, чтобы все работало слаженно. В стартапе же она — более гибкая, допускает свободное общение, но управляет тоном и формальностью.
Каких видов бывает субординация
В деловой среде выделяют вертикальную и горизонтальную субординацию:
- Вертикальная подразумевает отношения прямого подчинения. Руководитель ставит задачи, контролирует их исполнение, несет ответственность за работу отдела. Сотрудник, в свою очередь, обязан выполнять распоряжения в рамках своих должностных инструкций и отчитываться о результатах;
- Горизонтальная регулирует отношения между равными по статусу коллегами, например, между менеджерами разных отделов, где важно согласовывать действия без конфликтов. Ключевые принципы этого вида — взаимоуважение, готовность к кооперации и соблюдение договоренностей.
Кроме того, существует формальная субординация, закрепленная в должностных инструкциях и уставах компаний, и неформальная, основанная на корпоративной культуре.
Субординация в Трудовом кодексе РФ
Прямого термина «субординация» в ТК РФ нет. Однако ее основные принципы можно закрепить и регулировать через другие нормативные документы: ПВТР или должностные инструкции, которые имеют юридическую силу в рамках трудовых отношений.
В случае нарушения трудовой дисциплины можно столкнуться с последствиями по этим статьям:
- 192 ТК РФ — регулирует исполнение обязанностей, прописанных в трудовом договоре и предусматривает три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение;
- 81 ТК РФ — описывает ситуации, когда работодатель может попрощаться с сотрудником по собственной инициативе: прогулы, невыход на работу, аморальные проступки, хищения.
Как начальник должен общаться с сотрудниками
Здоровое общение руководителя строится на балансе уважения и авторитета:
- Соблюдайте профессиональную дистанцию — исключите панибратство, переход на «ты» без открытого согласия, а также раздачу указаний подчиненным вашего подчиненного (минуя их непосредственного руководителя);
- Критикуйте конструктивно и наедине — обратная связь должна быть по делу, подкреплена фактами и вариантами решения проблем, а также включать позитивное подкрепление;
- Отдавайте поручения четко — прозрачные формулировки, желательно в письменной форме, исключают недопонимание со стороны сотрудников и показывают уважение к их времени.
Кстати, если вы испытываете проблемы с дачей и получением фидбэка, обратите внимание на статью «Обратная связь без стресса: советы для руководителей и сотрудников». В ней рассказали, почему обратная связь необходима, как возникает страх ее получить, почему люди боятся критиковать и что делать, чтобы фидбэк был эффективным.
Принципы общения сотрудников друг с другом
Отношения в команде — это не только вертикаль «начальник — подчиненный», но и взаимодействие линейных сотрудников друг с другом. Для эффективной коммуникации придерживайтесь этих правил:
- Уважайте чужую зону ответственности — не давайте непрошеных советов коллегам и не вмешивайтесь в их задачи, если того не требует ситуация;
- Сохраняйте вежливость — не нужно жаловаться руководству на коллегу или сплетничать, не попытавшись решить вопрос напрямую;
- Соблюдайте корпоративную культуру — если в компании не приняты шутки на определенные темы, существует свой формат сленга и закрепленное время обеда, эти правило стоит уважать, даже если вы дружите вне работы.
К чему может привести нарушение субординации
- Рост конфликтов — поскольку размываются границы ответственности, сотрудники склоняются к перекладыванию задач и концентрируются на личных разногласиях;
- Ухудшение дисциплины — работники перестают воспринимать обязанности серьезно, растет количество ошибок и опозданий;
- Токсичная атмосфера — помимо сопротивления руководству в коллективе растет уровень пассивной агрессии и количество сплетен;
- Репутационные риски — официальные трудовые споры и жалобы на нарушение субординации негативно сказываются как на репутации компании, так и отдельных сотрудниках.
Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.