Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Чужакам тут не место. Курт Рассел в мощном триллере 90-х

("Авария", Breakdown, 1997, США) Это уже потом режиссёр Мостоу будет дрифтовать на подводных лодках, женить молодого Джона Коннора и роботизировать Брюса Уиллиса. А в 90-х его творческие запросы были гораздо скромнее.
- Мне бы, - сказал он в тот раз, - дьяволов-актёров, да "плёточку" бюджетную, и тогда искать меня в пустыне Аризоны не советую... Вернее, зачем меня там искать? Как сниму кино, сам назад к людям вернусь. Не соврал - вернулся.
Да не с пустыми руками, а с экшен-триллером, что стал в итоге классикой жанра. Может, не целого, но, по крайней мере, конца 20 века.
Ясен Рассел, что назвать "Аварию" оригинальной нельзя. Любимая в Америке (и не только) кинотема "Интеллигенты заехали в незнакомую глушь и столкнулись со злыми местными" эксплуатируется Голливудом, наверное, со времён его основания.
Но вы же понимаете: в данном случае важнее, не ЧТО именно эксплуатируется, а КАК именно это делается. И в вопросе "КАК" Мостоу, для которого это был первый фильм с достойным бюджетом, пока

("Авария", Breakdown, 1997, США)

Это уже потом режиссёр Мостоу будет дрифтовать на подводных лодках, женить молодого Джона Коннора и роботизировать Брюса Уиллиса. А в 90-х его творческие запросы были гораздо скромнее.
- Мне бы, - сказал он в тот раз, - дьяволов-актёров, да "плёточку" бюджетную, и тогда искать меня в пустыне Аризоны не советую... Вернее, зачем меня там искать? Как сниму кино, сам назад к людям вернусь.

Не подрезай! Убьёт!
Не подрезай! Убьёт!

Не соврал - вернулся.
Да не с пустыми руками, а с экшен-триллером, что стал в итоге классикой жанра. Может, не целого, но, по крайней мере, конца 20 века.
Ясен Рассел, что назвать
"Аварию" оригинальной нельзя. Любимая в Америке (и не только) кинотема "Интеллигенты заехали в незнакомую глушь и столкнулись со злыми местными" эксплуатируется Голливудом, наверное, со времён его основания.
Но вы же понимаете: в данном случае важнее, не ЧТО именно эксплуатируется, а КАК именно это делается.

И в вопросе "КАК" Мостоу, для которого это был первый фильм с достойным бюджетом, показал себя тоже достойно.
Спустя почти тридцать лет "
Авария" выглядит всё ещё современно. Захватывающе, динамично и зрелищно (особенно трюковая развязка). А уж если вы картину ещё не смотрели, усильте ваши впечатления раза этак в три.

Как авторитетно говорил в таких случаях один мой знакомый, всю жизнь проработавший сторожем: "Тут нужен ключ на двадцать... Или другой".
Как авторитетно говорил в таких случаях один мой знакомый, всю жизнь проработавший сторожем: "Тут нужен ключ на двадцать... Или другой".

И с дьяволами-актёрами Мостоу не прогадал.
Курт Рассел был в ту пору на пике своей звёздности, и абсолютно заслуженно. Ибо как легко он
становился на экране крутым мужиком, так же талантливо перевоплощался в культурного интеллигента. Но не мямлю-бесхребетника, а тоже с характером. Помогающим ему взять волю в кулак, а ноги в руки, и поиграть в догонялки с бандой реднеков. А когда они его порой настигали... Что ж, тогда они сами на сдачу напрашивались. С процентами.
Замечательная роль Курта Ниловича. На удивление многогранная даже на фоне, казалось бы, незамысловатого сюжета.

Бюджет для снятого на натуре триллера в 90-е "Аварии" выписали щедрый: 36 миллионов "зелёных". Что красноречиво видно на экране. И пусть изрядную долю бюджета откусили звёздность Рассела (15 "лимонов") и фирменный саундтрек маэстро Поледуриса, на остальное Мостоу денег тоже хватило.

- Скажи, Майк, в скольких своих фильмах ты не дожил до финала? - Почти во всех, Курт. - Короче, намёк ты понял, да?
- Скажи, Майк, в скольких своих фильмах ты не дожил до финала? - Почти во всех, Курт. - Короче, намёк ты понял, да?

Экшен-съемками в фильме мог бы гордиться любой породистый боевик. И название "Breakdown" верно намекает что "аварий" и каскадёрства в сюжете будет предостаточно.
Немудрено, что столь мастерская работа в прокате показала себя хорошо. Заоблачную кассу не собрала, но кошельки её создателей стали заметно толще, а сами они, как и их зрители - счастливее.

Чем конкретно разозлили "местных" супруги Тейлоры, Джефф и Эми (К. Рассел и К. Куинлэн), нам расскажут не сразу. И я не стану этого спойлерить. Но начались их крутые разборки с банальной дорожной неприятности. Причем ещё даже не "аварии".
Так вышло, что у бездетных Тейлоров не задалась жизнь в Бостоне, и они решили перебраться в Сан-Диего. А пока их вещи переезжали туда отдельно, Тейлоры устроили себе 5000-километровый автопробег с востока на запад. На своём любимом новеньком внедорожнике "Гранд Чероки". Он же - единственная по-настоящему ценная вещь, что была у не особо зажиточных супругов.

Однако, когда до финиша им оставалась где-то четверть пути, на границе Нью-Мексико и Аризоны Джефф отвлёкся от дороги...
...И едва не протаранил пикап, неожиданно выруливший на трассу с какого-то просёлка, нарушая ПДД!
Повезло - Джефф вовремя среагировал и увернулся. Но осадочек всё равно остался. А вскоре удвоился, когда на очередной заправке догнавший Тейлоров, водитель пикапа высказал Джеффу пару неласковых слов.

- Президента из антиутопического Нью-Йорка спас. Дочку президента из постапокалиптического Лос-Анджелеса спас. И тебя, дорогая, спасу, если шустро бегать будешь.
- Президента из антиутопического Нью-Йорка спас. Дочку президента из постапокалиптического Лос-Анджелеса спас. И тебя, дорогая, спасу, если шустро бегать будешь.

К счастью, на этом инцидент вроде бы был исчерпан.
К несчастью, скоро машина Тейлоров вдруг заглохла. И встала колом в какой-то глуши, где не было связи (мобильник у них имелся). А мимо проносились на своих пикапах всё те же беспардонные "аборигены".
Ну зашибись!
Ладно, хоть один сердобольный дальнобойщик согласился подбросить Эми до ближайшего кафе, откуда она пообещала вызвать Джеффу эвакуатор. Но в конце концов он сам разобрался, что стряслось. И, устранив неполадку, рванул догонять жену.

Только в закусочной Эми не оказалось. И вообще она там не появлялась. А на все расспросы Джеффа хозяин и посетители отвечали удивленные глазами и дружным мотанием голов.
Да что за на.., позвольте полюбопытствовать?
Ответ на это Джеффу даёт сама картина.
Добро пожаловать в триллер, говорит она ему. Да в не простой, а с приставкой "экшен". А это значит, что разгадывать тайну исчезновения жены Джефф будет на бегу и кувырком. Попутно терпя удары судьбы, вражеских кулаков, бамперов и земной гравитации.
И так круто у Джеффа это вышло, что на основе его злоключений два ремейка сняли. Вольный американский "
Пропавшая" с Батлером (2022) и более близкий к оригиналу, индийский "Путешествие" (2025).

Не пишите на грязных машинах "Помой меня!". Помните: не все водители реагируют на вашу критику адекватно.
Не пишите на грязных машинах "Помой меня!". Помните: не все водители реагируют на вашу критику адекватно.

***

В общем, отличный фильм для вашего ностальгического возгласа: "Точно! А вот эту вещь я бы охотно пересмотрел!".
Несмотря на то, что интрига здесь исчезает после первого просмотра (как во всех триллерах, собственно), сами по себе яркое действие, его постановка, выразительные актёры и музыка делают "
Аварию" многоразовым фильмом. Не помню, сколько раз я сам её пересматривал за 28 лет, но ещё на VHS - не менее 5-6 (и потом раза 3, как минимум).

Поэтому вот вам хороший повод копнуть интернет на предмет нестареющей триллерной классики. Наверняка в преддверии выходных кому-то это напоминание будет полезным.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):