Традиционный анекдот в тему:
Встречаются два немца. Один мрачный, задерганный, оглядывается по сторонам. Другой — спокойный, румяный, валенки отряхивает.
Первый спрашивает:
— Ганс, ты где сейчас живешь?
— В Сибири.
— О майн гот! Это же ссылка! Тебя наказали?
— Нет, Франц. Меня наградили. Там у детей в школе всего два пола, а зимой снег бесплатный.
А вообще я знаю самый короткий анекдот про немца, переехавшего в Россию, звучит он так:
Немецкая семья попросила политического убежища в России, чтобы спасти детей.
Всё.
Совсем всё.
Ну не укладывается в голове у русского человека мысль, что европеец, по доброй воле, может покинуть свой оплот толерантности и стабильности, чтобы поселиться не на Бали и не в Дубае, а у нас, в Сибири. Где медведи, морозы, дороги... то есть направления, и прочая "безнадёга".
Нет, ну серьёзно, многие наши соотечественники настолько привыкли думать, что "там" — это рай с автобанами и баварскими сосисками, и мечтают свалить релоцироваться поближе к Рейну, что мысль о караванах немцев, едущих в противоположном направлении, воспринимается как сюр.
Ладно, уговорили, не караваны, но поток вполне себе ощутимый. И если в переезд одинокого экспата в Москву ради большой зарплаты еще можно поверить, то переезд целыми семьями, с детьми и бабушками, в отдаленный дистрикт субъект федерации — нонсенс.
Между тем, парадоксально, но факт — довольно значительное количество граждан Германии последние несколько лет реально валят (именно валят, я не преувеличиваю) из своей страны и переезжают в Россию. И я не буду рассказывать про поволжских немцев, которые возвращаются "к корням".
Рассказ пойдёт о действительно уникальном случае, когда люди бежали не от бедности, а от... богатства "новых ценностей".
Семья Грисбах была типичной немецкой ячейкой общества: папа Андре, мама Карола... да ладно, ладно, шучу, никаких "родитель №1" и "родитель №2". Нормальная, традиционная семья. И они сами тоже немцы, все такие... правильные. Всю свою жизнь они прожили в Германии, работали, платили налоги и были образцовыми бюргерами.
Жили не тужили, катались на своем стареньком, но легендарном микроавтобусе «Фольксваген», растили детей и внуков.
Однако со временем жить в "стабильной" Европе стало тяжеловато, к тому же климат в обществе на просторах Евросоюзщины в последнее время стал меняться от странного до пугающего. Адовая миграционная политика и навязывание "радужных" ценностей выжигали все то традиционное, к чему привыкли нормальные люди.
Своё нехорошее дело создавала ювенальная юстиция иии... школьная программа, которая повадилась рассказывать детям про секс-просвет чуть ли не с пеленок. Грубо говоря, отправляешь ты ребенка в школу учить математику, а ему там объясняют, как правильно менять пол (прямо как у нас раньше учили скворечники колотить).
Так ещё и органы опеки (тот самый Югендамт) могли изъять детей за любой "косой" взгляд или отказ посещать эти самые уроки "любви". И бороться с этим никак не получалось: по законам Евросоюза, ты обязан быть толерантным, даже если это противоречит твоему здравому смыслу. Местные чиновники... эээ евробюрократы этим хорошо пользуются.
Грисбахи пробовали бороться, выходили на митинги, но безрезультатно, полиция только разводила руками, а потом и вовсе начала грозить пальцем. Пробовали получить защиту у властей, но им ответили в духе: "демократия есть, но вы... держитесь там и учите новые гендеры".
И тогда глава семейства подумал: поеду-ка я в Россию.
Что, серьёзно?
Купились?
На самом деле, решение было куда сложнее и драматичнее. Они не просто решили путешествовать. Они буквально прыгнули в свой старый «Фольксваген» (тот самый, "хипповый" бусик), побросали вещи и рванули куда глаза глядят, лишь бы подальше от ювеналов. И в один из дней колесо завело их в Россию, прямиком на Красную площадь, а потом и дальше — в глубь страны.
Посетили... и, что интересно, им сильно-то и вкатило. Нет, ну масштаб и расстояния, конечно, поражают (после Германии, которую за день можно проехать поперек), но с немецкими автобанами нашим "трассам" не тягаться.
Но, что им понравилось, это... свобода.
Поразило немцев то, что в российской глубинке, особенно на Алтае и в Новосибирской области, всё какое-то настоящее. Природа, экология, всё чисто, мигрантов... навязчивых учителей с брошюрами про смену пола нет. Короче, ламповое, настоящее, трушное, как выражается молодёжь. Нет какой-то неестественной зарегулированности, где тебе штраф выпишут, если ты газон не в тот день подстриг.
Если есть дом, значит он твоя крепость.
Есть дети — значит, ты их воспитываешь, а не дядя из опеки.
Коровы пасутся, где хотят, гуси по дорогам шарагатятся, мужики на завалинке буха... решают геополитические вопросы мироустройства.
И так их эта пастораль задела, что решили они остаться. И не они одни! Оказалось, на Алтае целые поселения таких "беженцев от демократии". Например, в Немецком национальном районе. Там люди говорят на смеси русского и немецкого, пекут штрудели, но при этом топят баню по-черному.
Грисбахи, конечно, хлебнули лиха с документами — наша бюрократия, она ведь тоже та ещё "немецкая машина", только ржавая и скрипучая. Жили в своем микроавтобусе, мерзли, мыкались по инстанциям.
А чем заняться?
Да просто жить, решил Андре. И другие немцы, переехавшие на Алтай, занимаются сельским хозяйством в индивидуальном масштабе.
Покупают трактора, разводят скот и начинают начинать жизнь в сибирской деревне, где до них раньше занимались тем, что выживали.
Ну и как бы... на этом всё. Своим делом они занимаются, строят дома, помогают друг другу. Кайфуют, парятся в бане (кстати, для немца русская баня — это отдельный культурный шок, переходящий в экстаз), работают на земле, в свободное время любуются горами Алтая, которые чем-то напоминают Альпы, только без платных парковок.
Сыновья и внуки растут, говорят по-русски лучше, чем по-немецки, и не знают, что такое "Родитель №1".
Знакомые из Германии звонили, спрашивали, не съели ли их медведи и не заставили ли ходить в шапках-ушанках круглый год. Грисбахи им только фотки бескрайних полей и счастливых лиц детей отправляют. Те у виска крутят, мол, как можно променять социальное пособие в Евро на огород в Сибири. Ну тут каждому своё.
Андре же и сотни других таких "новых русских немцев" живут и здравствуют. Деревня их приняла, местные мужики уважительно и даже чуточку ласково называют их "Наши немцы". Помогают дрова колоть, учат правильно самогон... эээ, народные рецепты осваивать.
Да и, по правде сказать, не одними только немцами прирастает наша глубинка. Казалось бы, где Алтай, а где Техас, но маршруты у «беженцев от толерантности» удивительным образом сходятся. Яркий тому пример — Джозеф Глисон. Был человек уважаемым американским пастором, жил в «сияющем граде на холме», но восемь лет назад забрал жену, восьмерых (!) детей и махнул в Россию. Теперь он не Джозеф, а православный священник отец Иосиф из деревеньки Ивашево под Ростовом Великим.
Мотивация у него была железная, примерно такая же, что и у наших немцев. Как он сам признается, «точкой невозврата» стало решение Верховного суда США, обязавшее все штаты признать однополые браки. Глисон тогда понял, что Америка превратилась в Содом, а власть там, по его выражению, стала сатанистской, работающей против собственного народа. И вот, бывший техасец теперь служит в русском храме, восторгается казачьими традициями и вместо барбекю наворачивает наши пельмени, шашлык и окрошку на квасе — говорит, русская кухня куда душевнее.
Ностальгии по Штатам у него нет никакой, зато есть миссия. На съезде Международного движения русофилов отец Иосиф прямо заявил: тысячи христиан из США, Канады, Британии и Австралии спят и видят, как сбежать из своего «рая» в Россию. Потому что, несмотря на бюрократию и сложности, они знают: здесь Бог и здесь истинная вера, которую на Западе сейчас активно отменяют.
И это обычная, самая настоящая жизнь, без политики и каких-то левых соображений. Просто люди выбрали место, где маму называют мамой, а папу — папой.
Мораль истории... а её нет. Это просто жизнь и где её прожить каждый выбирает сам.