Найти в Дзене
Мой XIX век

Граф Голицын и другие несуразности фильма "Дворянские деньги"

Несколько лет назад хорошие люди сотворили доброе дело: сняли документальный минисериал под названием "Дворянские деньги". Четыре серии минут по 26 рассказывали о деньгах, долгах, тратах высшего сословия Российской империи, прихватив для этого пару веков: XVIII и XIX. Названия заставляют трепетать души тех, кто хотел бы погрузиться в пучины истории и глотать познания: У фильма есть сценаристы, режиссеры, консультанты. В кадре своими голосами говорят уважаемые люди, имена, фамилии и профессии которых - на экране: искусствовед, культуролог, историк и т.д. Денег на рассказ о дворянских деньгах дал канал "Культура". Давайте я на примере только одной, 1-й серии ("Богатство и наследство"), расскажу о несуразностях и ляпах, которые есть в сериале? Ну, помолясь богу Терпения. Есть, кстати, такой? Начинается прекрасно: зрителю объясняют, что жить на широкую ногу - ОБЯЗАННОСТЬ аристократа. Дворяне почти все тратили больше, чем получали, а долги в наследство - норма. Как и почему дворяне умудрял

Несколько лет назад хорошие люди сотворили доброе дело: сняли документальный минисериал под названием "Дворянские деньги". Четыре серии минут по 26 рассказывали о деньгах, долгах, тратах высшего сословия Российской империи, прихватив для этого пару веков: XVIII и XIX.

Названия заставляют трепетать души тех, кто хотел бы погрузиться в пучины истории и глотать познания:

У фильма есть сценаристы, режиссеры, консультанты. В кадре своими голосами говорят уважаемые люди, имена, фамилии и профессии которых - на экране: искусствовед, культуролог, историк и т.д.

Денег на рассказ о дворянских деньгах дал канал "Культура". Давайте я на примере только одной, 1-й серии ("Богатство и наследство"), расскажу о несуразностях и ляпах, которые есть в сериале?

Ну, помолясь богу Терпения. Есть, кстати, такой?

Начинается прекрасно: зрителю объясняют, что жить на широкую ногу - ОБЯЗАННОСТЬ аристократа. Дворяне почти все тратили больше, чем получали, а долги в наследство - норма.

Как и почему дворяне умудрялись жить в долг - здесь:

Потом в фильме начинаются разные... несуразности, ляпы, дезинформация и умолчания.

Например, фраза "Голицына могла заказать за один раз до 10 нарядов". Речь идет о платьях, заказанных у парижских модисток. У меня сразу же вопросы:

  • КАКАЯ Голицына? Голицыных в России как грязи, создатели сериала об этом знают: о неимоверном количестве скажут позднее. Но авторы фильма не назовут имя и отчество княгини, которая тратила на парижские платья круглые суммы.
  • Называется и сумма за 10 (!!!) нарядов: 2 тысячи рублей. А еще перечисляется, что можно купить за эти 2 тысячи рублей: несколько особняков или 60-70 семей крепостных крестьян.
  • В каком году XVIII века некая неназванная княгиня Голицына покупала одно платье за 200 рублей в Париже (10х200 рублей = 2 тысячи)?
  • Когда особняк стоил рублей 400-600?

Рассказывается о "министре моде Марии-Антуанетте", как она разорилась: дворяне (особенно русские) заказывали наряды, но не платили за них.

Роза Бертен одевала Марию-Антуанетту 20 лет.
Роза Бертен одевала Марию-Антуанетту 20 лет.

А дальше у создателей документального фильма закончился бензин, которым они заправляли свои познания в истории России.

Одна из "спикеров" фильма сильно картавит и еще тараторит. Я смогла услышать: Дмитрий Михайлович Голицын. Портрета не показали, усадьбу целиком - тоже, поэтому идентифицировать аристократа трудно.

А хочется, ибо якобы некий Голицын вместо капитала своим детям оставил долговые расписки: должны ему почти все дворяне России.

У данного Дмитрия Михайловича Голицына не было детей вообще:

-3

Кто из Голицыных Д.М. кредиты выдавал?

Дальше вообще интрига: Голицына назвали графом:

"Дворяне выплачивали графу Голицыну и долги, и проценты по кредиту", - говорит закадровый голос.

Если бы речь шла о Строгановых, то там возможны разные варианты: барон и граф, отец - барон, а сын - граф. Об этом я уже писала:

Но Голицыны все и всегда были князьями.

Следующий виток рассказа - о разорении дворян на примере "блистательного" рода ДВОРЯН Разумовских. Т.е. создатели даже не понимают, когда и как начался сей блистательный род, но пафосно сообщают об упадке имения Горенки после ухода из жизни племянника первого графа Разумовского.

-4

Далее - моя любимая тема: приданое.

На канале есть отдельный цикл статей о приданом Натальи Гончаровой и статьи о приданом дворянок и купчих.

Тут у меня наступает состояние "шарик за ролик заехал". Законодательство Российской империи менялось на протяжении всей истории, в том числе и та часть, что связана с получением наследства и выплатой приданого.

Но я никогда не слышала, чтобы где-то в законах была оговорена цифра: приданое дворянки - это 7% от состояния ее родителей.

Порывшись в научных статьях, я считала: если дворянка получала от отца приданое, то уже потом не могла претендовать на наследство ОТЦА, так как свою "долю" уже получила при жизни батюшки.

Единственная дочь или всё дочери вышли замуж - другое дело.

Наследство делилось между братьями и сестрами не в равных долях.

Получившая приданое могла претендовать на наследство от матери, от других родственников. Или же родители составляли завещание, где упомянуты все дети.

"Этот указ..." - опять говорит задушевный мужской закадровый голос.

Какой-такой указ велел родителям выделять дворянке минимум 7% приданого от родительского имущества? А если дочерей 5? 35% или 1,4 процента каждой доченьке?

ЗЫ после комментариев. Доля вдовы и вдовца 1/7 (недвижимое) и 1/4 (движимое) на разные виды имущества мужа.

Далее в фильме - "наезд" путем кадров из старого фильма по пьесе А.Н. Островского и фразы:

"Ведь бесприданницы в России обычно плохо заканчивали".

Да нормально они заканчивали! Если красивая, то удачно замуж выходила, и не всегда без любви. Примеры я приводила, причём выборку сделала из ближайшего окружения Пушкина и Натальи Гончаровой:

Данных по всей Российской империи нет и не будет. К чему этот пафос в фильме с Ларисой Огудаловой?

Дальше фраза - еще хлеще:

"Женитьба на дворянке без собственного капитала считалась в высшем обществе делом не совсем приличным".

Создали фильма понимают, сколько порядочных людей они втиснули в список неприличных?

Затем идет подмена понятий. Приданое дворянки - многослойный пирог: иконы, кухонные полотенца, тапочки и халат для будущего мужа, шуба для жены, драгоценности и т.д.

Если надо из Пушкина сделать ангела, то это - легко! У Пушкина резко появляется собственное имение, которое он закладывает, чтобы дать приданое жене.

У Пушкина не было в 1830-м году имения. Ему отец позволил пользоваться доходами от 200 крепостных в Большом Болдино. В том числе и заложить в банке под проценты.

Причем преподносится разовая акция поэта как нечто, что постоянно происходило в Российской империи:

"Если родители не сберегли фамильного состояния, приданым мог обеспечить дальний родственник или будущий муж", - утверждает закадровый голос.

Бездетный дядюшка или щедрая тетушка могли дать приданое дворянке. Но будущий муж никак не мог невесту обеспечить приданым. Теряется смысл слова и его денежная сущность. Приданое - это материальная составляющая новой семьи, которая достается жене от ее РОДИТЕЛЕЙ или родственников.

Пушкин всего лишь дал денег в долг на пошив вещей, многими из которых сам же и пользовался (скатерти и т.д.). И долг был возвращен, о чем не любят говорить пушкинисты.

Мужья женам не давали приданое! Муж мог выделить жене отдельный капитал, которым супруга распоряжалась (на шпильки).

Захватывает видеоряд документального фильма. Например, портрет графини Ольги Строгановой показывают "под текст":

"Так Наталья Гончарова стала довольно состоятельной невестой".

11 тысяч рублей в 1830-м году, по мнению сценаристов, - это состоятельная невеста?

Состоятельная невеста тех лет - Стефания Радзивилл:

Или другие дворянки:

И это я добралась до 17 минуты из 25-минутной серии.

А так сериал интересный, можно посмотреть и послушать. Только в головах будет каша из графов Голицыных и т.д.

Начинаю отсчет тех, кто пишет хамские комментарии, не читая статьи...