Найти в Дзене
Cай-фай ревью (SFR)

«Инверсии»: трудно быть культурианцем в страдающем средневековье

Роман «Инверсии» (Inversions, 1998) относится к главному фантастическому циклу Иэна М. Бэнкса о Культуре, хотя формально межзвёздная цивилизация в тексте не упоминается (материалы о предыдущих книгах цикла можно найти внизу). Однако для внимательных читателей и поклонников Бэнкс оставил несколько хлебных крошек, чтобы связать эту книгу со вселенной культурианских космоутопистов. Но обо всём по порядку. Спасибо за «лайк» и подписку. А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» вкусностей ещё больше! События «Инверсий» разворачиваются на планете, цивилизация на которой еле-еле добралась до аналога позднего Средневековья. Но пережив падение метеоритов и развал огромной империи, её жители вновь втягиваются в кровавые распри. Две основные сюжетные линии в романе практически не пересекаются, но перекликаются между собой идейно. Историю Восилл, женщины-врача при королевском дворе, мы узнаём из докладов её помощника, шпионящего за хозяйкой. Восилл регулярно сталкивается с дремучими заблуждениями, жест

Роман «Инверсии» (Inversions, 1998) относится к главному фантастическому циклу Иэна М. Бэнкса о Культуре, хотя формально межзвёздная цивилизация в тексте не упоминается (материалы о предыдущих книгах цикла можно найти внизу).

Однако для внимательных читателей и поклонников Бэнкс оставил несколько хлебных крошек, чтобы связать эту книгу со вселенной культурианских космоутопистов.

Но обо всём по порядку.

Спасибо за «лайк» и подписку. А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» вкусностей ещё больше!

События «Инверсий» разворачиваются на планете, цивилизация на которой еле-еле добралась до аналога позднего Средневековья. Но пережив падение метеоритов и развал огромной империи, её жители вновь втягиваются в кровавые распри.

Две основные сюжетные линии в романе практически не пересекаются, но перекликаются между собой идейно.

Историю Восилл, женщины-врача при королевском дворе, мы узнаём из докладов её помощника, шпионящего за хозяйкой. Восилл регулярно сталкивается с дремучими заблуждениями, жестокостью, самодурством, а также заговорами, буйно цветущими при дворе.

Однако её преданное служение королю и профессионализм удерживают возмущённых придворных от решительных действий против смутьянки. До поры до времени.

В центре второй истории — ДеВар, телохранитель главы другого государства, приложившего руку к разрушению старой империи. В роли доверенного лица протектора ДеВар стережёт его покои, предотвращает изощрённые покушения, даёт советы, оберегает хворого наследника и проч. В редкие свободные минуты время ДеВар занимает себя беседами с любимой наложницей протектора, пока тот развлекается в гареме с другими.

Однако протекторат постепенно втягивают в противостояние с мятежными баронствами, в обществе растёт напряжённость, однако мысли хозяина ДеВара в это время, как назло, заняты ухудшающимся здоровьем сына.

Изображение к изданию «Инверсий» от Orbit, а также русскоязычного от «Эксмо»/«Домино». Автор – Марк Сальвовски.
Изображение к изданию «Инверсий» от Orbit, а также русскоязычного от «Эксмо»/«Домино». Автор – Марк Сальвовски.

Повторюсь, как таковая Культура, то есть межзвёздная цивилизация пангуманоидов и машинных Разумов, объединённых в технологически развитое, постдефицитное, гедонистическое и по-своему гуманное общество, на страницах «Инверсий» не появляется. Однако, держа в уме принадлежность романа к циклу «Культура», с первых страниц ищешь следы вмешательства культурианцев в дела аборигенов.

Например, на это намекает заочный спор о вмешательстве в судьбы «бедняков», о которых может и, вероятно, должна позаботиться более развитая цивилизация. История о двух точках зрения на помощь «беднякам», а также допустимых способах и степени вмешательства замаскирована под сказку о волшебной стране Богатилии, где якобы нет войн (на самом деле, есть, конечно, но они короткие и далеко на границах), голода, чумы и налогов, рассказанную ДеВаром наследнику протектора.

Впоследствии история о Богатилии расширится, а в описанных персонажах можно будет заподозрить выходцев из Культуры, которые стали частью примитивного общества.

Восилл — альтруист, врачующий не только короля, но и жертв пыток, богачей и бедняков. Она влезает в дела и споры не по статусу, рискуя разгневать власть предержащих. ДеВар — телохранитель протектора, готовый пожертвовать всеми фигурами на доске ради одной.

К Культуре отсылают и конкретные образы. Например, читавшие предыдущие книги цикла в одной из ключевых сцен романа могут заподозрить в ноже Восилл замаскированную ножевую ракету.

Стоит упомянуть и настольную игру, в которую ДеВар играет с проницательной наложницей. Ведь образ игры, в которой раскрывается не только тактика и стратегия, но и философия игроков за пределами игрового поля явно наследует образам «Игрока», второго романа цикла.

Отсылки на Культуру сохранились и на уровне игры слов:

«...доктора уже приглашали тем вечером отобедать с капитаном, но она прислала записку, в которой отклоняла приглашение, причем ссылалась на недомогание, вызванное некоторыми особыми обстоятельствами»


В цикле Бэнкса Особые Обстоятельства — секретная служба Контакта, проводящая тайные операции против других цивилизаций, зачастую пачкая руки во благо Культуры. Практически культурианская Секция 31.

Писатель часто делает главными героями своих историй как раз агентов ОО. Однако в «Инверсиях» о происхождении персонажей можно только догадываться.

Вообще, с этим романом складывается необычная ситуация. Если читать книгу, ничего не зная о Культуре, её ключевых образах и вопросах, затрагиваемых в цикле, то она покажется хорошо написанным низким фэнтези, приправленным кровавыми заговорами, насилием, хворями и страданиями жителей псевдносредневековых государств, где несколько раз затрагиваются как будто бы ни с чем не связанные вопросы вмешательства в чужие дела.

Фрагмент обложки французского издания «Инверсий» от Fleuve Noir.
Фрагмент обложки французского издания «Инверсий» от Fleuve Noir.

Если же знать заранее, что это роман из цикла «Культура», да ещё и прочесть предыдущие, то сложится другая картинка.

Главы в романе чередуются, обыгрывая разные позиции героев по схожим вопросам. И этот танец двусмысленностей, а также повествование от лица «аборигенов», не ведающих о тайном вторжении представителей высокотехнологичной цивилизации, позволяют сказать, что «Инверсии» — по-своему очень даже культурианская история и ещё один эксперимент Бэнкса.

Сам писатель называл «Инверсии» попыткой написать «роман о Культуре, который не был таковым» — «без мгновенной связи и хитро*опых машин», но при этом и без зачарованных мечей или пикси.

«Инверсии», очевидно, контрастируют с «Эксцессией», предыдущей книгой цикла, в которой огромное внимание как раз уделялось искусственным Разумам и кораблям Культуры.

На мой взгляд, в отличие от остальных книг цикла, отдельно читать «Инверсии» всё же не стоит. Если, конечно, не хотите оказаться в шкуре страдающего аборгена из инопланетного средневековья.

Подборка материалов о «Культуре» Иэна М. Бэнкса.