После небольшого перерыва так приятно вернуться к культурным книгам... в смысле к циклу фантастических произведений Иэна М. Бэнкса «Культура» (предыдущие материалы по теме можно найти в подборке по ссылке внизу).
Культура — это межзвёздная цивилизация пангуманоидов и машинных Разумов, объединённых в технологически развитое, постдефицитное, гедонистическое и по-своему гуманное общество.
Они регулярно взаимодействуют в другими цивилизациями: иногда просто наблюдают, а порой вмешиваются в чужую историю тогда, когда считают это необходимым. И решают, достойны ли другие даров Культуры.
Но что будет, когда Культура сама столкнётся с чем-то неожиданным, непознаваемым и, возможно, оценивающим её?
Спасибо за «лайк» и подписку. А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» вкусностей ещё больше!
События романа «Эксцессия» (1996) в основном вращаются вокруг загадочного артефакта, внезапно появившегося посреди космической пустоты. Это абсолютно чёрная идеальная сфера, которая, судя по скупым данным, полученным Культурой, старше самой Вселенной.
Так называемая Внеконтекстная проблема представляет собой реальную угрозу для культурианцев: артефакт сопротивляется изучению, а цели его появления остаются неизвестны.
Параллельно Культуре угрожает заговор, с которым связаны Хамы. Это одна из цивилизаций, с которой у культурианцев налажены дипломатические отношения. Хамы известны своей агрессивностью, захватничеством и особой жестокостью. Садизм (не только в отношении других видов, но и среди своих) глубоко укоренён в их культуре и обществе.
Если в предыдущих книгах о Культуре вам было мало Разумов, то в этой, наоборот, все ключевые события связаны именно с ними. Бэнкс даёт раскрыться всем — от крохотного дрона до колоссальных системных кораблей с забавными названиями.
Так, в романе есть целые главы, оформленные под расшифровки переговоров между кораблями и Разумами, похожих на сообщения с форумов или какие-то электронные письма, где соблюдается некоторый формализованный протокол общения.
Они обсуждают текущие события, играют, угрожают, комментируют Эксцессию, поступки друг друга, назревающий конфликт и проч. Это насыщенные технической информацией и шутками машинных интеллектов диалоги обладают внутренней динамикой и позволяют по-новому взглянуть на Разумы.
При этом не менее любопытной выступает сюжетная линия, посвящённая запутанным отношениям двух гуманоидов. Кто-то из-за глубокой травмы в одиночестве коротает десятилетия на ставшем Отшельником всесистемнике «Спальный состав». А кто-то, являясь культурианским послом у Хамов, выступает в роли проводника в мир этой экзотической цивилизации.
Интересно, что Хамы — это не самоназвание, а оскорбительное прозвище, которое жестокие «луковицы» с газовыми мешками, щупальцами и клювами нашли более подходящим.
К слову, в «Эксцессии» вновь появляется культурианец, очарованный «варварской» цивилизацией, какой бы дикой и примитивной в сравнении с Культурой она ни была. Здесь это посол Бир Генар-Хоффен, который в качестве награды за чрезвычайно важное задание просит превратить его в Хама.
Вообще, в романе Хамы ставят Культуру в по-настоящему непростое положение. Дело в том, что культурианцы после войны с идиранами (эти события частично затронуты в романе «Вспомни о Флебе») явно не торопятся вновь применять грубую силу, даже законсервировали свои военные ресурсы.
Однако Хамы практически не признают никакой «мягкости» в межзвёздной дипломатии, видят в этом слабость и предлог (и даже оправдание) для агрессии и не готовы серьёзно меняться. К тому же они достаточно развиты, чтобы представлять угрозу для миров, до которых могут дотянуться их щупальца, — включая те, что находятся под покровительством Культуры.
Внеконтекстная проблема
Внеконтекстная проблема описывается в романе как то, с чем «большинство цивилизаций сталкивается лишь однажды, поскольку обычно она носит характер точки, завершающей предложение».
До появления чёрной сферы Культура сталкивалась с несколькими небольшими Внеконтекстными проблемами, но смогла вовремя принять необходимые меры.
«Тем не менее ожидание первой серьёзной ВП было излюбленным интеллектуальным депрессантом для людей и Разумов Культуры, которые обожали отыскивать угрозу катастрофы даже в своих утопиях.»
Забавно, что идея подобной Внеконтекстной проблемы пришла писателю на ум, когда он играл в первую Civilization. Оказалось, Бэнкс провёл за игрой много времени. Оттуда же сравнение с линкором, приплывающим к твоим берегам с угрозами, законами и налогами, в то время как пик твоего развития — деревянные парусники.
В «Эксцессии» Бэнкс, масштабируя ситуацию до уровня межзвёздных цивилизаций, показывает, как всемирный судья, чересчур самоуверенно применяющий свои правила и законы к другим, сам может оказаться в позиции оцениваемого.
В этой книге Бэнкс продолжил проверять на прочность картину мира культурианцев, вновь ставя их перед непростыми вопросами и решениями в не самом удобном положении.
Темп у книги неспешный, в том числе за счёт обстоятельных «бесед» Разумов. Особенно это ощущается в сравнении со «Вспомни о Флебе» и «Игроком».
Однако мерзкие, но колоритные Хамы, дипломат, который должен похитить душу мёртвой женщины, и тайна артефакта, на мой вкус, крепко удерживают внимание до последних страниц.
Будем-с знакомиться с циклом дальше.