Найти в Дзене
Cай-фай ревью (SFR)

Цивилизационные игры Культуры Бэнкса

Продолжаю знакомиться с научно-фантастическим циклом шотландского писателя Иэна М. Бэнкса «Культура», в котором рассказывается о заглавной межзвёздной цивилизации, объединяющей пангуманоидов и разумные машины из технологически развитого, постдефицитного, гедонистического и по-своему гуманного общества. Произведения в цикле напрямую не связаны, потому я решил читать в порядке выхода книг. Первым был роман «Вспомни о Флебе» (ссылка на обзор внизу), в котором затрагивается небольшой эпизод войны Культуры и империи идиран. Это динамичная книга, в которой нашлось место приключениям, катастрофам и перестрелкам. Теперь же речь пойдёт о романе «Игрок» (The Player of Games, 1988), настроение и темп которого разительно отличаются. Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы! Читателей знакомят с Жерно Гурдже — предположительно, лучшим игроком в Культуре, а может быть, и во всей Вселенной. Он быстро учитс

Продолжаю знакомиться с научно-фантастическим циклом шотландского писателя Иэна М. Бэнкса «Культура», в котором рассказывается о заглавной межзвёздной цивилизации, объединяющей пангуманоидов и разумные машины из технологически развитого, постдефицитного, гедонистического и по-своему гуманного общества.

Изображение Mark Salwowski, использовавшееся в обложках «Игрока» от Orbit и «Азбуки».
Изображение Mark Salwowski, использовавшееся в обложках «Игрока» от Orbit и «Азбуки».

Произведения в цикле напрямую не связаны, потому я решил читать в порядке выхода книг. Первым был роман «Вспомни о Флебе» (ссылка на обзор внизу), в котором затрагивается небольшой эпизод войны Культуры и империи идиран. Это динамичная книга, в которой нашлось место приключениям, катастрофам и перестрелкам.

Теперь же речь пойдёт о романе «Игрок» (The Player of Games, 1988), настроение и темп которого разительно отличаются.

Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

Читателей знакомят с Жерно Гурдже — предположительно, лучшим игроком в Культуре, а может быть, и во всей Вселенной. Он быстро учится, знаком с огромным количеством всевозможных игр, правила которых никогда не забывает, и всю жизнь оттачивает свои навыки. Однако и он сталкивается с рутиной, ему не хватает настоящего вызова.

Внезапно к Гурдже обращаются из секретного подразделения Особые Обстоятельства, пытаясь заинтересовать долгим путешествием из скучного орбиталища (орбитали) Чиарк куда-то в неподконтрольный Культуре сектор космоса, не делясь подробностями.

Иллюстрация от Daniel Taylor к изданию «Игрока» от Folio Society.
Иллюстрация от Daniel Taylor к изданию «Игрока» от Folio Society.

Размышляя над предложением, Гурдже становится жертвой шантажа, что ещё сильнее подталкивает его к участию в авантюре ОО. Дав согласие, он узнаёт, что Культура несколько десятилетий назад вступила в контакт с космической империей азадианцев, вся цивилизация которых «синхронизирована» вокруг глобальной и невероятно сложной игры. Социальный статус, госуправление, война, спорт, культура и проч. — всё в этой империи так или иначе подчинено игре в азад.

Гуржде отправляется к азадианцам в качестве гостя от Культуры, чтобы принять участие в игре, в которую играют лучшие, включая императора, также некогда выигравшего своё место.

При этом Гурдже и его напарник-автономник вынуждены «шифроваться», скрывая настоящий уровень развития своей родной цивилизации.

Однако игрок, которого сперва не брали в расчёт, внезапно одерживает победу за победой, становясь частью закулисных игр, что напрямую угрожает его жизни.

Иллюстрация от Daniel Taylor к изданию «Игрока» от Folio Society.
Иллюстрация от Daniel Taylor к изданию «Игрока» от Folio Society.

Как я уже отметил выше, «Игрок» заметно отличается от первого романа. Здесь нет таких перестрелок, минимум космоса или катастроф, зато от души политики и, конечно же, игр.

Плохо ли это? На мой взгляд, совсем нет. Несмотря на другой настрой, книга по-своему увлекательна, она просто держит в напряжении за счёт других приёмов.

Интересно, как Гурдже в определённый момент узнаёт, что, помимо тактической составляющей, в азаде отражаются философские взгляды игроков, а потому пришелец из Культуры, несмотря на правила, будет играть по-своему, но никогда не в стиле империи.

То есть многоуровневая игра становится символом противостояния ценностей Культуры и порядков империи азадианцев, скрывающей от посторонних множество нелицеприятных моментов, да и империализма вообще.

При этом Гурдже — часть куда большей игры, в которую Разумы Культуры играют с другими цивилизациями. Это, к слову, отсылает к одной из идей романа «Вспомни о Флебе», где речь идёт о простых людях, ставших пешками, ресурсами в больших играх сильных мира сего.

Таким образом, игру Культуры в «Игроке» можно рассматривать как ещё один инструмент внешней политики — в дополнение к открытому вооружённому конфликту в первой книге, как ещё один способ влиять на менее развитые или альтернативные цивилизации.

В «Игроке», на мой вкус, меньше ярких и запоминающихся образов, чем в первом романе, однако это не значит, что он сер и невыразителен. Например, запоминается необычная огненная планета, на которой разворачивается финальное сражение в азад. Или автономники, сыгравшие куда более важную роль, чем кажется сперва.

Ну и компенсирует всё сама идея всеобъемлющей игры, правила которой, к сожалению, в романе чётко не прописываются, однако детали подаются так «вкусно», словно в голове-то у автора точно всё было продумано.

Поэтому «Игрок» стал для меня ещё одним открытием. Это увлекательная, по-своему мрачная и умная фантастика, которая при этом не забывает развлекать читателя, прекрасно состаривается и мотивирует читать «Культуру» дальше.

Иллюстрация от Daniel Taylor к изданию «Игрока» от Folio Society.
Иллюстрация от Daniel Taylor к изданию «Игрока» от Folio Society.

О романе «Вспомни о Флебе».

По ссылке можно почитать о попытках итальянского фантаста Steve Cappelletti воссоздать игру азадианцев.

P.S. В честь двух разумных кораблей — «Просто прочти инструкцию» и «Конечно, я всё ещё люблю тебя» — названы две морские платформы SpaceX для посадки ракетных ступеней. Эти корабли в «Игроке» большой роли не сыграли, но деталь забавная, учитывая, что SpaceX принадлежит богатейшему человеку Земли, а «Культура» Бэнкса в общем-то про утопическую цивилизацию с космическим социализмом.