Найти в Дзене
Тихо, я читаю рассказы

Приехав на семейный ужин раньше времени, подслушала разговор родителей и дар речи потеряла (3 часть)

часть 1 По дороге домой Марина решила, что с завтрашнего дня начнёт искать возможности для дополнительного заработка: ей нужны были собственные сбережения, вне зависимости от того, как сложатся отношения с семьёй дальше.​ Конверт с премией был тонким, но Марине он казался весомым, как кирпич: внутри — сумма, равная половине её месячной зарплаты, и записка от Ольги Андреевны: «За отличную работу над проектом торгового центра. Так держать». Марина аккуратно убрала деньги в кошелёк: работа в «Конструктиве» научила её ценить каждый заработанный рубль, а эта премия была особенной — первым признанием её профессионального роста.​ Вечером она позволила себе редкую роскошь: открыла на компьютере сайты туристических агентств. Небольшой отпуск на Чёрном море, неделя в конце лета — теперь эта мечта стала осязаемой. В последний раз она выезжала куда‑то ещё студенткой, с экскурсией по архитектурным памятникам.​ — Анна считает, что я заслужила этот отпуск, — Марина говорила по телефону с отцом, рас

часть 1

По дороге домой Марина решила, что с завтрашнего дня начнёт искать возможности для дополнительного заработка: ей нужны были собственные сбережения, вне зависимости от того, как сложатся отношения с семьёй дальше.​

Конверт с премией был тонким, но Марине он казался весомым, как кирпич: внутри — сумма, равная половине её месячной зарплаты, и записка от Ольги Андреевны:

«За отличную работу над проектом торгового центра. Так держать».

Марина аккуратно убрала деньги в кошелёк: работа в «Конструктиве» научила её ценить каждый заработанный рубль, а эта премия была особенной — первым признанием её профессионального роста.​

Вечером она позволила себе редкую роскошь: открыла на компьютере сайты туристических агентств. Небольшой отпуск на Чёрном море, неделя в конце лета — теперь эта мечта стала осязаемой. В последний раз она выезжала куда‑то ещё студенткой, с экскурсией по архитектурным памятникам.​

— Анна считает, что я заслужила этот отпуск, — Марина говорила по телефону с отцом, рассказывая о своих планах. — Мы с ней могли бы поехать вместе в Сочи, там сейчас много интересной современной архитектуры.​

— Конечно, заслужила, — отец отвечал рассеянно, словно был занят чем‑то ещё. — Кстати, ты не могла бы завтра приехать к нам, есть важный разговор.​

— Какой разговор? — встревожилась Марина.​

— При встрече скажу.

Что‑то в его тоне заставило её отложить бронирование путёвки.​

В родительском доме Марина почувствовала необычное напряжение: мать суетилась на кухне, не глядя в глаза, отец провёл дочь в гостиную, где уже сидела Софья — неожиданно серьёзная.​

— Садись, — мать указала на кресло, входя с чайником. — У нас радостные новости.​

Марина с недоумением переводила взгляд с одного на другого.

— Обычно про радостные новости так мрачно не объявляют, — заметила она.​

— Софья получила уникальное предложение, — начал отец. — Ей предложили стать креативным директором нового интернет‑журнала об архитектуре и дизайне.​

— Поздравляю! — Марина искренне улыбнулась сестре. — Это здорово!​

— Проект будет революционным! — Софья оживилась. — Мы соединим современное искусство, дизайн интерьеров и архитектурные решения в одном формате. Это будет не просто журнал, а творческая лаборатория!​

Марина отметила про себя, что за год сестра не приобрела никаких значимых знаний ни в области архитектуры, ни в дизайне интерьера.

- Очередное увлечение, — решила она, но вслух сказала:

— Интересно, кто финансирует проект?​

— Там есть инвесторы, — неопределённо ответила Софья. — Важно другое. Нам нужна творческая студия для съёмок.​

Тут вмешалась мать, наконец взглянув прямо на Марину.

— Мы подумали, что твоя квартира идеально подходит. Высокие потолки, естественное освещение, старинная архитектура. Отличный фон для такого проекта.​

Марина непонимающе моргнула.

— Вы хотите снимать в моей квартире?​

— Не совсем, — отец нервно побарабанил пальцами по столу. — Софье и её команде нужна постоянная локация. Квартира на полное использование.​

— То есть… — Марина говорила медленно, пытаясь осмыслить. — Вы хотите, чтобы я пустила Софью снимать в моей квартире? Когда? По выходным?​

Родители переглянулись, и мать решительно продолжила:

— Марина, ты же понимаешь, что творческий процесс требует полного погружения. Софье нужно там жить, создавать, работать с командой.​

— Жить? — недоверчиво переспросила Марина. — А где буду жить я?​

— Мы подумали, что ты могла бы снять что‑то небольшое, — предложил отец. — Например, комнату, пока проект не встанет на ноги.​

Марина почувствовала, как бледнеет. Они предлагают ей съехать из квартиры прадеда, уступить место Софье.​

— А арендную плату за квартиру, — тихо спросила она, — её тоже будет вносить Софья?​

Снова это переглядывание. Софья опустила глаза, отец кашлянул.

— Видишь ли, на начальном этапе проект не будет приносить значительного дохода. Было бы справедливо, если бы ты продолжила платить аренду, пока Софья не станет зарабатывать достаточно, чтобы взять эти расходы на себя.​

— Справедливо? — голос Марины дрогнул. — Я должна съехать, снять другое жильё, платить за него и одновременно продолжать платить вам за квартиру, в которой будет жить Софья? Вы это считаете справедливым?​

— Не начинай, — поморщилась мать. — Ты взрослый человек с работой и стабильным доходом. Софья только начинает свой путь. Ей нужна помощь семьи.​

— А мне, значит, не нужна была? — внезапно для самой себя Марина повысила голос. — Я с пятнадцати лет подрабатывала, чтобы купить себе рапидографы. Я совмещала учёбу и работу, экономила на всём. А теперь я должна съехать из квартиры, которая стала моим домом, и отдать её Софье просто потому, что у неё очередная гениальная идея?

— Не очередная, — возмутилась Софья. — Это реальный шанс. Ты просто завидуешь, что у меня будет свой творческий проект, а ты сидишь над скучными чертежами.​

— Завидую? — Марина смотрела на сестру с искренним изумлением. — Я архитектор, Софья. Я проектирую здания, в которых будут жить люди. Это то, чему я училась шесть лет, к чему шла с детства. А ты хочешь стать креативным директором журнала об архитектуре, не имея образования ни в архитектуре, ни в режиссуре, ни в менеджменте. И для этого ты хочешь выгнать меня из моего дома?​

— Дома? — скептически протянула мать. — Марина, это квартира твоего отца, а не твоя собственность. Ты всегда знала, что живёшь там временно.​

Марина почувствовала глубокое разочарование: все эти годы она действительно считала эту квартиру своей — не юридически, но по духу, местом, где она выросла как профессионал, где создавала свои проекты, где чувствовала связь с прадедом.​

— Вы всегда ставили мечты Софьи выше моей реальной жизни, — произнесла Марина. Эти слова жили внутри неё годами, но только сейчас вырвались наружу. — Для неё — престижная школа в Лондоне, а от меня вы ждёте, что я буду оплачивать её прихоти.​

— О чём ты? — напряжённо спросила мать.​

— Я слышала ваш разговор в прошлом месяце. О том, что вы пустите мои арендные деньги на обучение Софьи за границей.​

Растерянность на лицах родителей быстро сменилась возмущением.​

— Ты подслушивала? — вспыхнула мать.​

— Я пришла к вам в гости с тортом и цветами, — горько усмехнулась Марина, — и случайно услышала правду.​

— Хватит драматизировать, — раздражённо бросил отец. — Мы просто хотим, чтобы все наши дети реализовали свой потенциал. У Софьи сейчас важный момент в жизни.​

— А у меня, значит, нет? — Марина встала. — Знаете что, я съеду. Но платить за квартиру, в которой живёт Софья, я не буду. Ни копейки.​

— Как ты разговариваешь с родителями? — возмутилась мать. — После всего, что мы для тебя сделали.​

— А что вы для меня сделали? — тихо спросила Марина. — Дали образование?

Да, спасибо. Но я училась на бюджете и сама зарабатывала на жизнь. Вы позволили мне жить в квартире отца? Так я исправно платила за это удовольствие последний год.​

Она направилась к выходу, но у двери обернулась:

— Я освобожу квартиру через три дня. Сообщите Софье, что она может въезжать в воскресенье.​

Дома Марина методично разложила несколько картонных коробок, купленных по дороге. Руки двигались автоматически, складывая вещи, пока разум отказывался до конца осознать произошедшее. Первыми в коробку отправились книги по архитектуре, затем зимняя одежда, посуда, обувь.​

Слёзы накатили внезапно, когда она складывала папку с эскизами дипломного проекта. Сколько ночей она провела за этим столом, создавая свой «Дом‑мост» — и вот теперь у неё отбирают даже не проект, а настоящий дом.​

Через час раздался звонок в дверь. На пороге стоял Денис — высокий, худощавый парень лет двадцати с растрёпанными волосами и в очках в тонкой оправе, молодой человек Софьи, которого Марина видела пару раз мельком.​

— Прости за вторжение, — неловко начал он. — Софья в истерике, родители тоже переживают. Может, стоит всё обсудить спокойно?​

— Что именно? — устало спросила Марина, продолжая складывать книги.​

— Ну, этот проект очень важен для Софьи. Может, вы могли бы найти компромисс? Жить вместе в квартире, например?​

Марина внимательно посмотрела на парня.

— Денис, ты же понимаешь, что это ненормально? Выселять человека из его дома ради развлечения своей сестры.​

— Это не развлечение, — возразил он, но без особого запала. — У Софьи есть видение, она действительно хочет создать что‑то новое.​

— С каким бюджетом? Кто инвесторы? Какой у неё опыт в создании контента? — задала конкретный вопрос Марина.​

Денис смутился.

— Ну, детали ещё прорабатываются, но концепция очень перспективная…​

— То есть никаких инвесторов нет, — констатировала Марина. — Просто очередная фантазия моей сестры, ради которой я должна лишиться дома.​

— Я хотел помочь, — вздохнул Денис. — Может, с родителями поговорить?​

— Уже поговорила, — сказала Марина. — Спасибо за беспокойство, но вопрос решён. Передай Софье, что в воскресенье квартира будет свободна. Пусть реализует свой потенциал.​

Следующие два дня Марина потратила на поиск нового жилья и переезд.

Она нашла маленькую мансарду в старом доме — тесную, с низким потолком и видом на кирпичную стену соседнего здания, но это было всё, что она могла себе позволить, не тратя на аренду больше половины зарплаты. Грузчики помогли перевезти крупные вещи, остальное она упаковала сама.​

Каждый предмет проходил тщательную сортировку: что принадлежит лично ей, а что было предоставлено родителями. Кровать, письменный стол, книжные полки, купленные на свои деньги, отправились в мансарду; диван, кухонный гарнитур, шторы остались в квартире.​

В последний момент она задумалась о старом бронзовом циркуле прадеда: технически это была семейная реликвия, не её личная собственность, но отец сам подарил его Марине в детстве. В конце концов она аккуратно упаковала циркуль, решив, что если отец вспомнит о нём и попросит вернуть, она сделает это без споров.​

В воскресенье вечером Марина в последний раз оглядела пустеющую квартиру. Странно, как быстро знакомое пространство становится чужим, когда исчезают твои вещи: высокие потолки, на которые она столько раз смотрела, широкие подоконники, где любила сидеть с книгой, старый паркет, скрипевший в определённых местах — всё это больше не принадлежало ей.​

Она подошла к двери, достала связку ключей и отделила от неё ключ от входной двери и второй — от подъезда, положив их на полку в прихожей. Никакой записки: что тут скажешь — «спасибо за гостеприимство, удачи с журналом».​

Марина тихо закрыла дверь и спустилась по лестнице: родители предлагали помочь с переездом, но она отказалась — сейчас она не была готова их видеть. Может быть, через неделю или месяц боль притупится, и можно будет попытаться наладить отношения, а может, и нет.​

Открывая дверь такси, Марина вспомнила старый циркуль и выгравированные на нём слова «Строй на века» — прадед говорил о зданиях. Марина аккуратно положила последнюю сумку на сиденье и назвала водителю адрес новой квартиры: начинался новый этап её жизни, с чистого листа и без прежних иллюзий.

продолжение