Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Великий белый обман: почему мы придумали себе «стерильную» Античность и боимся правды

Если закрыть глаза и представить себе Древнюю Грецию или Рим, воображение услужливо подсовывает нам картинку, похожую на дорогой спа-салон или холл пятизвездочного отеля. Мы видим белоснежные колонны, уходящие в лазурное небо. Мы видим мраморные статуи богов и героев, чьи тела отливают благородной бледностью. Мы видим тоги, чистые, как свежевыстиранное белье из рекламы порошка. Этот мир стерилен, величественен и лишен пестроты. Он — воплощение «высокого стиля», который мы так любим копировать в банках, судах и правительственных зданиях, когда хотим намекнуть на надежность и вековые традиции. Но есть одна маленькая проблема. Эта картинка — полная галлюцинация. Если бы вы, воспользовавшись машиной времени, вышли на прогулку по Афинскому Акрополю в V веке до нашей эры или по римскому Форуму времен Августа, у вас бы случился культурный шок. А возможно, и эпилептический припадок. Потому что реальная Античность выглядела не как минималистичная квартира дизайнера-сноба, а как безумный карнава
Оглавление

Если закрыть глаза и представить себе Древнюю Грецию или Рим, воображение услужливо подсовывает нам картинку, похожую на дорогой спа-салон или холл пятизвездочного отеля. Мы видим белоснежные колонны, уходящие в лазурное небо. Мы видим мраморные статуи богов и героев, чьи тела отливают благородной бледностью. Мы видим тоги, чистые, как свежевыстиранное белье из рекламы порошка. Этот мир стерилен, величественен и лишен пестроты. Он — воплощение «высокого стиля», который мы так любим копировать в банках, судах и правительственных зданиях, когда хотим намекнуть на надежность и вековые традиции.

Но есть одна маленькая проблема. Эта картинка — полная галлюцинация.

Если бы вы, воспользовавшись машиной времени, вышли на прогулку по Афинскому Акрополю в V веке до нашей эры или по римскому Форуму времен Августа, у вас бы случился культурный шок. А возможно, и эпилептический припадок. Потому что реальная Античность выглядела не как минималистичная квартира дизайнера-сноба, а как безумный карнавал, кислотная дискотека или лавка с восточными сладостями.

Статуи были раскрашены так ярко, что сегодня мы назвали бы это китчем. Парфенон напоминал не строгий храм науки, а пряничный домик, расписанный золотом, синью и червонным судом. У богов были накрашенные губы, румяные щеки и стеклянные глаза, которые следили за вами с пугающим реализмом.

Как же так вышло, что целая цивилизация на протяжении пятисот лет верила в «белую ложь»? Кто стер краски с истории? И почему, даже узнав правду, мы продолжаем морщиться и отводить взгляд, предпочитая черно-белое кино цветной реальности? Давайте разбираться в этом детективе, где улики лежали на самом видном месте, но их упорно отказывались замечать.

Преступление века: как мрамор потерял лицо

Чтобы понять масштаб заблуждения, нужно сначала осознать, чем на самом деле была античная скульптура. Мы привыкли видеть в музеях форму — мышцы, складки одежды, локоны волос, высеченные из камня. Но для грека или римлянина «голый» мрамор был лишь полуфабрикатом. Это все равно что сегодня выставить в автосалоне кузов машины, не покрасив его. Вроде бы инженерная мысль видна, но ездить на таком никто не захочет.

Мрамор был холстом. Дорогим, долговечным, но всего лишь холстом. Настоящая магия начиналась потом, когда в мастерскую входили художники. И использовали они не акварель, которая смывается первым дождем, а технологии, которые по сложности могли бы поспорить с современным производством.

Главным методом была энкаустика. Это техника живописи горячим воском. Представьте себе душную мастерскую, где в горшках плавится пчелиный воск, смешанный со смолами и пигментами. Художник наносил эту горячую, вязкую массу на камень, а затем «вжигал» ее раскаленными инструментами. Когда воск застывал, он становился твердым, как пластик, и давал удивительный эффект: поверхность статуи начинала светиться изнутри, имитируя человеческую кожу. Это не было похоже на матовую краску стены. Это было похоже на живую плоть.

Но греки шли дальше. Они не просто красили статуи, они занимались спецэффектами. Глаза часто делали из цветного стекла или полудрагоценных камней, вставляя их в глазницы. Ресницы вырезали из тонкой медной пластины. Губы покрывали слоем меди или золота. Зубы могли сделать из серебра. Оружие в руках героев было настоящим, металлическим.

В итоге перед зрителем стоял не холодный истукан, а пугающе живой двойник человека. Если бы вы увидели статую императора Калигулы или богини Афины в их первозданном виде в полумраке храма, освещенного лишь факелами, вы бы, вероятно, вздрогнули. Эффект «зловещей долины» работал на полную катушку. Эти идолы смотрели на вас, и этот взгляд пробирал до костей.

Пигменты, которые использовали древние мастера, — это отдельная история экономической мощи. Никакой дешевой химии. Только хардкор. Для получения знаменитого тирского пурпура (фиолетового цвета, который так любили римские императоры) нужно было собрать и сгноить в чанах десятки тысяч морских улиток-иглянок. Запах на производстве стоял такой, что красильщиков селили за городской чертой, но результат того стоил: ткань или краска стоили дороже золота того же веса.

Синий цвет — это «египетская лазурь», первый в истории синтетический пигмент, сложный силикат меди, секрет производства которого был утерян на века. Красный получали из киновари — минерала, содержащего ртуть. Это было токсично, дорого и безумно ярко. Желтый, зеленый, охра — вся палитра была натуральной и очень насыщенной.

Так что, когда мы говорим о «раскрашенных статуях», забудьте о детской раскраске фломастерами. Это было высокое искусство, сочетавшее скульптуру, живопись и ювелирное дело. Это был признак богатства. Оставить статую белой означало бы расписаться в собственной бедности: «Извините, у нас не хватило денег на художника и улиток».

Роковая находка в римском винограднике

Если все было так ярко и дорого, куда все делось? И почему мы решили, что античность была черно-белой?

Ответ кроется в одной дате: 14 января 1506 года. Рим. Виноградник некоего Феличе де Фреддиса на Эсквилинском холме. Рабочие, копавшие землю, наткнулись на что-то твердое. Когда они расчистили грунт, перед ними предстала скульптурная группа невероятной красоты и драматизма — троянский жрец Лаокоон и его сыновья, которые безуспешно борются с огромными змеями.

Это была сенсация. Папа Юлий II, узнав о находке, немедленно отправил туда своих экспертов. Одним из них был Микеланджело Буонарроти. Великий мастер посмотрел на статую и назвал ее «чудом искусства».

Лаокоон стал эталоном. Он был воплощением страдания, динамики и анатомической точности. И он был белым.

Проблема заключалась в том, что Лаокоон пролежал в земле полторы тысячи лет. За это время влага, соли, корни растений и микроорганизмы уничтожили органические связующие красок. Воск распался, пигменты осыпались или выцвели. Земля «отмыла» статую дочиста, оставив только голую форму.

Микеланджело и его современники, гении Ренессанса, увидели не оригинал, а, по сути, скелет искусства. Но они этого не знали. Они решили, что так и было задумано. Что древние мастера специально отказались от цвета, чтобы подчеркнуть форму и игру света на мышцах.

Это стало поворотным моментом. Художники Возрождения начали подражать античности, но подражали они уже «очищенной» временем версии. Микеланджело ваял своего Давида из белого каррарского мрамора, даже не помышляя о том, чтобы раскрасить ему сандалии или нарисовать зрачки. Ему казалось, что он следует за древними, а на самом деле он создавал новый канон, основанный на ошибке выжившего.

Если бы Лаокоона нашли на 500 лет раньше или если бы он сохранился в сухом песке Египта, история европейского искусства могла бы пойти по совершенно другому, цветному пути. Но история не знает сослагательного наклонения. Ренессанс утвердил белизну как норму.

Человек, который придумал «благородную простоту»

Однако окончательно миф о белой античности зацементировал не художник, а критик. В середине XVIII века на сцену вышел немецкий искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман. Человек, которого называют «отцом истории искусств» и который, по иронии судьбы, оказался отцом самого большого заблуждения в этой самой истории.

Винкельман был сыном своего века — эпохи Просвещения. Это было время, когда Европа пыталась найти рациональную замену религии, искала идеалы свободы, демократии и разума. И Винкельман нашел эти идеалы в Древней Греции.

В своих трудах он провозгласил знаменитую формулу: сущность греческого искусства — это «благородная простота и спокойное величие». Для Винкельмана белизна мрамора была не просто отсутствием краски. Это была идеология.

Белый цвет в его концепции символизировал чистоту, свободу от низменных страстей, торжество разума над хаосом. Цвет же он ассоциировал с варварством, с Востоком, с деспотией, с чем-то женственным и эмоциональным. Настоящий мужчина, настоящий гражданин и философ должен быть строгим и белым, как статуя.

Винкельман настолько влюбился в эту теорию, что начал подгонять под нее факты. Он видел следы краски на некоторых находках (а они встречались!), но объявлял их либо грязью, либо варварскими переделками более поздних эпох. «Чем белее тело, тем оно прекраснее», — писал он, и вся просвещенная Европа радостно закивала.

Его влияние было колоссальным. Екатерина II в России, отцы-основатели в США, революционеры во Франции — все они строили свои новые миры, оглядываясь на этот выдуманный белый идеал. Белый дом в Вашингтоне, Британский музей, Казанский собор в Петербурге — все это дети Винкельмана. Мы окружили себя белыми колоннами, веря, что так мы становимся ближе к Платону и Аристотелю, хотя на самом деле мы становились ближе к фантазиям немецкого библиотекаря XVIII века.

Детективная история: улики, которые пытались уничтожить

Но правда — упрямая вещь. На протяжении XIX века археологи все чаще находили статуи, которые отказывались подчиняться теории белизны.

Когда начали раскапывать Помпеи, из-под пепла достали не только белые статуи, но и яркие фрески. Стены домов были красными, черными, желтыми. Возникал логичный вопрос: почему римляне, которые так любили цвет в интерьере, должны были терпеть белые пятна статуй? Это как поставить гипсовый бюст посреди казино в Лас-Вегасе — он просто потеряется.

В 1880-х годах на Афинском Акрополе нашли так называемый «Персидский мусор» — статуи, которые персы разбили при захвате Афин в 480 году до н.э., и которые греки потом просто закопали в ямы как священный мусор. Благодаря тому, что они пролежали в земле не так долго до «захоронения», на них сохранилась краска.

Когда археологи извлекли на свет знаменитых Кор (девушек в туниках), они ахнули. Их одежды были расшиты пестрыми узорами, волосы были рыжими или каштановыми, глаза подведены. Это был взрыв цвета.

Казалось бы, вот оно — доказательство! Но научное сообщество поступило так, как часто поступают люди, чья картина мира рушится: оно зажмурилось. Находки зарисовали, описали и... убрали в запасники или выставили так, чтобы краска со временем выцвела на свету (что и произошло). Акварельные зарисовки тех лет, где статуи выглядят как матрешки, долгое время считались фантазией художников.

Самый вопиющий случай «борьбы за чистоту» произошел в 1930-х годах в Британском музее. И это настоящая криминальная драма в декорациях высокой культуры.

В музее хранились мраморы Парфенона (те самые, вывезенные лордом Элгином). Главный спонсор музея, лорд Джозеф Дювин, богатый торговец искусством, пожертвовал огромные деньги на строительство новой галереи для этих сокровищ. Но у лорда Дювина был свой вкус. Он считал, что мраморы выглядят «грязными». Ему не нравился золотистый налет патины — естественного окисления, которое камень приобретает за века. Он хотел, чтобы они были ослепительно белыми, как в его фантазиях.

Под давлением спонсора рабочие музея, воспользовавшись тем, что хранители были в отпусках или отвлеклись, начали «чистку». Они не использовали мягкие щеточки и мыло. Они взяли медные скребки, наждак и фактически содрали верхний слой с поверхности древних шедевров.

Вместе с «грязью» они уничтожили остатки древнего пигмента, следы обработки инструментов Фидия и ту самую «кожу» мрамора. Когда слухи о вандализме просочились в прессу, разразился скандал. Директорат музея пытался все замять, но факты были налицо: статуи стали белее, но они стали «мертвыми». Это была трагедия, продиктованная желанием подогнать реальность под выдуманный идеал.

Современное расследование: боги в ультрафиолете

Только в конце XX и начале XXI века справедливость начала торжествовать. И помогла в этом не столько археология, сколько физика и химия.

Немецкий археолог Винценц Бринкманн и его команда решили взглянуть на античные статуи не просто глазами, а вооруженным взглядом. Они использовали лучи косого света (чтобы увидеть микрорельеф, где краска защищала камень от эрозии) и ультрафиолетовое излучение.

Результаты оказались ошеломляющими. Под ультрафиолетом «чистый» мрамор вдруг вспыхивал призрачными узорами. Там, где глаз видел пустоту, приборы показывали сложный орнамент: пальметты, звезды, изображения животных. Оказалось, что туника лучника с фронтона храма Афайи была не просто тканью, а обтягивающим трико с ромбовидным узором, напоминающим костюм Арлекина.

Бринкманн создал выставку «Боги в цвете» (Gods in Color), которая объехала полмира. Он сделал точные копии статуй из современных материалов и раскрасил их теми же натуральными пигментами, которые использовали древние.

Эффект был подобен разрыву бомбы. Посетители, входя на выставку, часто испытывали шок и отторжение. Перед ними стояли не благородные белые боги, а какие-то ярмарочные персонажи. Троянский лучник в пестрых лосинах. Богиня в платье цвета «вырви глаз». Лев с синей гривой (потому что синий был дорогим и статусным, а реализм никого не волновал).

Многие критики называли это безвкусицей. «Диснейленд!» — кричали они. Но Бринкманн спокойно отвечал: «Античность не обязана соответствовать вашему вкусу. Она была такой».

Парфенон: не руина, а шкатулка с драгоценностями

Давайте теперь, вооружившись этим знанием, вернемся в Афины V века до н.э. Забудьте про благородные руины. Поднимите голову.

Парфенон перед вами не белый. Его колонны, возможно, и сохраняли цвет мрамора (хотя есть версии, что и они тонировались воском), но верхняя часть храма — антаблемент, метопы, фронтоны — полыхает цветом. Фон метоп — ярко-красный или глубокий синий. Фигуры кентавров и лапифов раскрашены во все цвета плоти и ткани.

Триглифы (те самые вертикальные полоски над колоннами) — густо-синие. Все архитектурные детали подчеркнуты золотом. Под ярким средиземноморским солнцем это здание не просто светится, оно вибрирует. Оно видно за километры, и оно кричит о богатстве и силе Афин. Это не скромная обитель мудрости, это имперский манифест, написанный самыми дорогими красками в мире.

Внутри храма стоит гигантская статуя Афины Парфенос. Она сделана не из камня, а из дерева, покрытого пластинами слоновой кости (тело) и золота (одежда). Это хрисоэлефантинная техника. В полумраке храма, при свете масляных ламп, слоновая кость кажется теплой живой кожей, а золото отражает огонь, создавая мистическое сияние. Глаза богини сверкают драгоценными камнями. Это зрелище не для слабонервных, оно подавляет и восхищает одновременно.

Вокруг храма — лес статуй. И все они разные. Бронзовые, сверкающие золотистым полированным металлом (античная бронза не была зеленой, патина — это тоже след времени). Мраморные, раскрашенные под живых людей. Это пестрая, шумная толпа богов и героев, которая живет своей жизнью.

Почему мы боимся цвета?

Почему же, несмотря на все доказательства, выставки и фильмы, мы все равно с трудом принимаем эту правду? Почему большинство музеев мира до сих пор выставляет белые статуи без комментариев, а копии в сувенирных лавках всегда монохромны?

Дело в психологии и инерции культуры. За 500 лет мы привыкли ассоциировать форму с содержанием. Белый цвет стал для нас синонимом высокой культуры, интеллектуальности и сдержанности. Цвет кажется нам чем-то детским, народным, развлекательным. Нам сложно поверить, что Платон и Сократ ходили среди этих пестрых истуканов и рассуждали о высоком. Нам кажется, что серьезные мысли можно думать только в черно-белой обстановке.

Кроме того, есть эстетическая привычка. Нам нравится видеть мастерство скульптора, игру света и тени на белом камне. Краска скрывает нюансы резьбы, она делает статую более плоской, более конкретной. Белая статуя — это абстракция, символ человека. Раскрашенная статуя — это конкретный человек, и это пугает.

Мы попали в ловушку собственного вкуса, сформированного веками заблуждений. И выходить из нее очень больно. Признать цветную античность — значит признать, что наши представления о прекрасном не универсальны, а исторически обусловлены.

Но есть и хорошие новости. Некоторые музеи начинают менять подход. Музей Акрополя в Афинах уже показывает реконструкции. Глиптотека в Мюнхене и другие мировые собрания проводят эксперименты с подсветкой, проецируя восстановленные цвета прямо на оригиналы статуй. Это выглядит как магия: включается проектор, и белая статуя на глазах «оживает», обретая цвет кожи, одежды и глаз, а выключается — и снова застывает в величественной бледности.

Эпилог: правда где-то посередине

История «белой лжи» античности — это отличный урок смирения. Она показывает, как легко мы можем построить целый культурный миф на основе одной случайности (находки Лаокоона) и одной красивой теории (Винкельмана). Она напоминает нам, что прошлое — это не черно-белая фотография в альбоме бабушки. Прошлое было таким же ярким, шумным, пахучим и безвкусным (на наш взгляд), как и настоящее.

Римляне и греки не жили в музее. Они жили в мире, полном страсти, крови, вина и солнца. И их искусство отражало эту жажду жизни. Белый мрамор — это красиво. Это память о времени, о вечности, о смерти материи. Но цветной мрамор — это память о жизни.

Так что в следующий раз, проходя мимо белоснежного бюста какого-нибудь римского сенатора в музее, подмигните ему. Вы-то теперь знаете, что в душе (и в оригинале) он был тем еще модником в пурпурной тоге, с румянцем на щеках и, возможно, с золотыми зубами. И эта маленькая тайна делает его не просто куском камня, а старым знакомым, с которого наконец-то сняли маску.

Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!

Также просим вас подписаться на другие наши каналы:

Майндхакер - психология для жизни: как противостоять манипуляциям, строить здоровые отношения и лучше понимать свои эмоции.

Вкус веков и дней - от древних рецептов до современных хитов. Мы не только расскажем, что ели великие завоеватели или пассажиры «Титаника», но и дадим подробные рецепты этих блюд, чтобы вы смогли приготовить их на своей кухне.

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера