Найти в Дзене
Путешествия со смыслом

Они работают в −50° под кораблями: почему выморозчики судов получают меньше, чем курьеры

Цена, которую платят люди в ледяных шахтах, огромна, но все делается для того, чтобы Север не остался без еды, топлива и жизни.
Возможно, это самая тяжелая профессия в мире, о которой почти не говорят. За легендами о «северных миллионерах» нужно спускаться в майну под 1000-тонный корабль. Условия работы здесь таковы, что желание жаловаться на офисные будни пропадает мгновенно. Если температура поднимается до -30 градусов, здесь останавливают работу.
Не потому что холодно.
А потому что слишком тепло! В якутском поселке Жатай, где находится судоремонтный завод, рабочие спускаются в "майну" - ледяную пещеру прямо под днищем теплохода.
Только там становится понятно: эта работа требует огромной выносливости и не прощает ошибок. Во всем мире суда чинят в сухих доках.
Это дорого. В Якутии денег на это нет.
Зато есть бесплатный, экстремальный холод.
Для ремонта не поднимают корабль, а прорубают майны вокруг него и под ним. Выморозчики крошат лед слой за слоем, выдалбливая под судном ледян

Цена, которую платят люди в ледяных шахтах, огромна, но все делается для того, чтобы Север не остался без еды, топлива и жизни.
Возможно, это самая тяжелая профессия в мире, о которой почти не говорят.

За легендами о «северных миллионерах» нужно спускаться в майну под 1000-тонный корабль. Условия работы здесь таковы, что желание жаловаться на офисные будни пропадает мгновенно.

Если температура поднимается до -30 градусов, здесь останавливают работу.
Не потому что холодно.
А потому что
слишком тепло!

В якутском поселке Жатай, где находится судоремонтный завод, рабочие спускаются в "майну" - ледяную пещеру прямо под днищем теплохода.
Только там становится понятно: эта работа требует огромной выносливости и не прощает ошибок.

Спуск в рабочий кабинет выморозчика: одно неверное движение - и ледяная ловушка захлопнется
Спуск в рабочий кабинет выморозчика: одно неверное движение - и ледяная ловушка захлопнется

Во всем мире суда чинят в сухих доках.
Это дорого. В Якутии денег на это нет.
Зато есть бесплатный, экстремальный холод.
Для ремонта не поднимают корабль, а прорубают майны вокруг него и под ним.

Выморозчики крошат лед слой за слоем, выдалбливая под судном ледяную чашу. На её дне стоит человек. А над головой, на честном слове физики, висит стальная махина весом в тысячу тонн.

Иногда слышно, как трещит лед.
И становится ясно: лишний раз здесь лучше не двигаться.

Главный аргумент против вечной мерзлоты
Главный аргумент против вечной мерзлоты

Почему -30 градусов - это критично
- В минус тридцать лед «жирный», - объясняют бригадиры. - Вязкий, как пластилин. Пила вязнет.

Для работы нужны суровые условия: от -45 до -55 градусов.
Только тогда лед становится сухим, как стекло.
Он быстро колется, но одна ошибка в расчетах - и лед может прорвать.
Вода может свести на нет целый месяц труда за секунды.

Гаджеты в майне не живут
Арсенал выморозчиков не меняется: бензопила, кайло и якутская пешня - лом.
Даже пилы здесь дорабатывают сами: масло разбавляют соляркой, чтобы не застыло, а шины варят вручную, удлиняя их для метровых глыб.

Делают это прямо здесь, на морозе.
И так - каждый день, всю зиму.

Зимовка гигантов. Под этими корпусами сейчас ползают люди
Зимовка гигантов. Под этими корпусами сейчас ползают люди

Со стороны кажется: если человек лезет под корабль в -50, ему платят мешки денег.
Но сначала приходится платить здоровьем.

За смену рабочий перекидывает до 4 тонн льда, сжигая до 8000 ккал.
Это четыре нормы обычного человека.

Мембрана и синтетика здесь бесполезны - дубеют.
Спасают ватники, сукно и унты.
Топливо для организма - жир: строганина, сало, мясо.

Среди работников есть и совсем удивительные люди.
Вместе с суровыми мужиками работает Елена Генералова. Мать троих детей, она берет тяжелую пилу и лезет в яму, ни в чем не уступая мужчинам.
Просто потому, что надо кормить семью.
Шахматы на льду. Вид на геометрию выморозки
Шахматы на льду. Вид на геометрию выморозки

Какие заработки у выморозчиков?
Оклада нет. Платят сдельно - около 1400 рублей за кубометр.

Есть «легкий» лед сверху. А есть «золотой» - под самым днищем.
Там работают лежа на животе, в узком лазе, с пилой на вытянутых руках.
Ледяная крошка летит в лицо и тает за шиворотом.

Чтобы заработать тот самый миллион, нужно жить в этой яме с ноября по март. Без выходных.

Цена - колоссальная нагрузка на спину и суставы.
Если вычесть траты на восстановление сил после сезона, сумма уже не покажется такой огромной.

Лед сковал суда у поселка Жатай
Лед сковал суда у поселка Жатай

В Москве курьер в удачный месяц может заработать больше, чем эти люди в ледяной норе. Но если курьер не выйдет, кто-то останется без пиццы.

А если встанут выморозчики - встанет весь Север. В поселки летом просто не привезут продукты и топливо.

Буксир ОТ-2038 не успел добраться до порта и команде пришлось вымораживать его на месте
Буксир ОТ-2038 не успел добраться до порта и команде пришлось вымораживать его на месте

Профессия выморозчика вызывает смешанные чувства.
В Жатае люди самоотверженно работают на износ, чтобы Север выжил.

А как вы думаете: справедливо ли, что за такой стратегически важный труд платят меньше, чем за доставку еды?

Оставить комментарий и увидеть другие путешествия, можно в
родном телеграм канале Путешествия со смыслом / Алексей Жирухин!

Ждем вас в комментариях!

Популярное на канале: