Конечно, это не все те книги, где действие происходит в Петербурге. Часто сталкиваюсь с отзывами, в которых этим термином называют любые произведения, где герои живут в городе на Неве. Но это ошибочно. Во многих подборках под заголовком «Петербургский текст» тоже все свалено в одну кучу вплоть до путеводителей).
Тех, кто дочитает, в конце статьи ждет бонус – три настоящих Петербургских текста современных писателей.
Что должно быть в книге, чтобы она могла быть причислена к Петербургскому тексту?
«Петербургский текст» — это литературоведческий термин, который ввел филолог Владимир Николаевич Топоров. И главный признак, по которому книгу можно отнести в эту категорию – присутствие в ней метафизики города. Петербург – это не место действия, это полноправный мистический и фантасмагорический персонаж, формирующий судьбы героев. Персонаж, имеющий символико-мифологическую природу, рождающий иную реальность, пронизанный мистицизмом и экзистенциальными смыслами. И этот персонаж часто враждебен человеку. В.Н. Топоров отмечал, что
"Ни к одному городу в России не было обращено столько проклятий, хулы, обличений, поношений, упреков, обид, сожалений, плачей, разочарований, сколько к Петербургу… И Петербургский текст исключительно богат широчайшим кругом представителей этого "отрицательного" отношения к городу, отнюдь не исключающего (а часто и предполагающего) преданность и любовь".
Такая трактовка Петербурга формирует «сверхтекст» произведения. Для него характерны устойчивые темы, образы и мотивы. Вот те признаки, по которым вы легко узнаете настоящий Петербургский текст:
- Туман, вода, отражения, зыбкость. Все это придает городу инфернальные, фантастические, двойственные черты.
- «Маленький человек», одиночество, безумие. Петербург становится пространством, где судьбы униженных и одиноких людей тесно переплетаются с духом города. Петербург влияет на психическое состояние героев, на их судьбы. А городская среда символически отражает внутренний мир героев, их страдания и поиски смысла.
- Мистика и метафизика тесно переплетаются с реальностью. Петербург активно взаимодействует с персонажами, он «разговаривает» с ними своими улицами, зданиями, каналами. Здесь могут происходить самые невероятные происшествия и события. Вас может преследовать Медный всадник, вдруг ниоткуда материализоваться ваш Двойник или нос уйдет гулять сам по себе.
В.Н. Топоров выделил ключевые произведения Петербургского текста: «Медный всадник» и «Пиковая дама» Пушкина, «Петербургские повести» Гоголя, «Белые ночи» и «Преступление и наказание» Достоевского, ряд стихотворений Блока.
В общем, «Петербургский текст» — это не просто собрание книг о Петербурге или книг, в которых «дело было в Петербурге».
Это особый культурный феномен, где город становится ключевым элементом сюжета, сплавом образов и философского содержания. Это уникальный синтез мифа о Петербурге, его истории, мистики и художественного осмысления, где город прорывается в сферу символического.
Кстати, в понятие «Петербургский текст» входят не только книги, но и архитектурные, скульптурные, музыкальные произведения, а также фильмы.
Парадокс исторического и бытового сознания в том, что за последние 100 лет аура символизма, метафизики и мистицизма у Петербурга осталась, а вот «обличения, поношения и упреки» со временем испарились. И хотя они нередко встречаются в текстах современных писателей, но для большинства читателей (горожан и туристов) Петербург, за редким исключением, - один из любимейших городов.
Интересно, что
«…Московского текста» литераторы и критики так и не смогли выделить. Несмотря на то, что еще со времён Карамзина создавались тексты, действие которых происходит в Москве, существование единых тем и мифов в них нередко ставится под сомнение. Основная причина этого — отсутствие единой мифологической основы, в отличие от петербургского текста… Петербургу, основанному гораздо позже, проще было создавать свою мифологему вокруг воды и Апокалипсиса».
Обещанный бонус. Три настоящих «Петербургских текста» современных писателей.
Образцов К. «Красные цепи»
Петербург Образцова - это не город парадных фасадов. Это лабиринт серых улиц и гулких мрачных подъездов, дворы-колодцы и обветшавшие коммунальные квартиры, в которых скрываются сумасшедшие гении, адепты древних культов, лидеры тайных организаций, непризнанные художники, доживающие свой век библиографы и старухи с третьим глазом на затылке. Это город мрачный, враждебный человеку, скрывающий зловещие тайны. А каждое новолуние здесь происходят жестокие убийства молодых женщин. На сто процентов Петербургский текст со всеми его атрибутами.
Крусанов П. Рассказ «Волосатая сутра»
Мистический рассказ петербургского писателя из сборника «Голуби». Главный герой его - мастер-таксидермист одного петербургского института. Он изготавливает экспонаты.
«Взгляд у Демьяна Ильича был острый, жалящий, брови густые, лохматые, лицо желтоватое, костяное, характер нелюдимый, скверный. Существо человека Демьян Ильич схватывал чётко: смотрел на персик и видел косточку»
Он был отличным специалистом. И такими связями обладал, что любой экспонат мог достать в считанные дни. Но иногда куда-то пропадали люди, побывавшие в его лаборатории. В рассказе есть и инфернальное, и фантастическое и невероятное.
Сенчин Р. «Петербургские повести»
А вот в этом сборнике рассказов, пожалуй, отсутствует мистическое и метафизическое начало. Но зато в каждом рассказе – те самые маленькие люди рубежа 20-21 веков. Которые остались один на один с огромным холодным городом. Сквозной герой нескольких рассказов – молодой человек, приехавший учиться в Петербург на мозаичиста. Он заочно влюблен в этот город, но судьба складывается так, что музеи и красивые центральные проспекты стали только эпизодом. А потом – неустроенность, скитания, поиск смысла нахождения здесь. Общая атмосфера рассказов – одиночество и потерянность маленького человека в большом холодном каменном городе.
Вот еще несколько ссылок: мои отзывы на книги с Петербургским текстом:
***Все фото в статье мои
Любите книги с такой особой петербургской атмосферой?