Найти в Дзене
Книжная аптека

Что такое Петербургский текст?

Конечно, это не все те книги, где действие происходит в Петербурге. Часто сталкиваюсь с отзывами, в которых этим термином называют любые произведения, где герои живут в городе на Неве. Но это ошибочно. Во многих подборках под заголовком «Петербургский текст» тоже все свалено в одну кучу вплоть до путеводителей). Тех, кто дочитает, в конце статьи ждет бонус – три настоящих Петербургских текста современных писателей. Что должно быть в книге, чтобы она могла быть причислена к Петербургскому тексту? «Петербургский текст» — это литературоведческий термин, который ввел филолог Владимир Николаевич Топоров. И главный признак, по которому книгу можно отнести в эту категорию – присутствие в ней метафизики города. Петербург – это не место действия, это полноправный мистический и фантасмагорический персонаж, формирующий судьбы героев. Персонаж, имеющий символико-мифологическую природу, рождающий иную реальность, пронизанный мистицизмом и экзистенциальными смыслами. И этот персонаж часто вражде

Конечно, это не все те книги, где действие происходит в Петербурге. Часто сталкиваюсь с отзывами, в которых этим термином называют любые произведения, где герои живут в городе на Неве. Но это ошибочно. Во многих подборках под заголовком «Петербургский текст» тоже все свалено в одну кучу вплоть до путеводителей).

Тех, кто дочитает, в конце статьи ждет бонус – три настоящих Петербургских текста современных писателей.

Что должно быть в книге, чтобы она могла быть причислена к Петербургскому тексту?

«Петербургский текст» — это литературоведческий термин, который ввел филолог Владимир Николаевич Топоров. И главный признак, по которому книгу можно отнести в эту категорию – присутствие в ней метафизики города. Петербург – это не место действия, это полноправный мистический и фантасмагорический персонаж, формирующий судьбы героев. Персонаж, имеющий символико-мифологическую природу, рождающий иную реальность, пронизанный мистицизмом и экзистенциальными смыслами. И этот персонаж часто враждебен человеку. В.Н. Топоров отмечал, что

"Ни к одному городу в России не было обращено столько проклятий, хулы, обличений, поношений, упреков, обид, сожалений, плачей, разочарований, сколько к Петербургу… И Петербургский текст исключительно богат широчайшим кругом представителей этого "отрицательного" отношения к городу, отнюдь не исключающего (а часто и предполагающего) преданность и любовь".
-2

Такая трактовка Петербурга формирует «сверхтекст» произведения. Для него характерны устойчивые темы, образы и мотивы. Вот те признаки, по которым вы легко узнаете настоящий Петербургский текст:

  • Туман, вода, отражения, зыбкость. Все это придает городу инфернальные, фантастические, двойственные черты.
  • «Маленький человек», одиночество, безумие. Петербург становится пространством, где судьбы униженных и одиноких людей тесно переплетаются с духом города. Петербург влияет на психическое состояние героев, на их судьбы. А городская среда символически отражает внутренний мир героев, их страдания и поиски смысла.
  • Мистика и метафизика тесно переплетаются с реальностью. Петербург активно взаимодействует с персонажами, он «разговаривает» с ними своими улицами, зданиями, каналами. Здесь могут происходить самые невероятные происшествия и события. Вас может преследовать Медный всадник, вдруг ниоткуда материализоваться ваш Двойник или нос уйдет гулять сам по себе.
-3

В.Н. Топоров выделил ключевые произведения Петербургского текста: «Медный всадник» и «Пиковая дама» Пушкина, «Петербургские повести» Гоголя, «Белые ночи» и «Преступление и наказание» Достоевского, ряд стихотворений Блока.

В общем, «Петербургский текст» — это не просто собрание книг о Петербурге или книг, в которых «дело было в Петербурге».

Это особый культурный феномен, где город становится ключевым элементом сюжета, сплавом образов и философского содержания. Это уникальный синтез мифа о Петербурге, его истории, мистики и художественного осмысления, где город прорывается в сферу символического.

-4

Кстати, в понятие «Петербургский текст» входят не только книги, но и архитектурные, скульптурные, музыкальные произведения, а также фильмы.

Парадокс исторического и бытового сознания в том, что за последние 100 лет аура символизма, метафизики и мистицизма у Петербурга осталась, а вот «обличения, поношения и упреки» со временем испарились. И хотя они нередко встречаются в текстах современных писателей, но для большинства читателей (горожан и туристов) Петербург, за редким исключением, - один из любимейших городов.

Интересно, что

«…Московского текста» литераторы и критики так и не смогли выделить. Несмотря на то, что еще со времён Карамзина создавались тексты, действие которых происходит в Москве, существование единых тем и мифов в них нередко ставится под сомнение. Основная причина этого — отсутствие единой мифологической основы, в отличие от петербургского текста… Петербургу, основанному гораздо позже, проще было создавать свою мифологему вокруг воды и Апокалипсиса».

-5

Обещанный бонус. Три настоящих «Петербургских текста» современных писателей.

Образцов К. «Красные цепи»

Петербург Образцова - это не город парадных фасадов. Это лабиринт серых улиц и гулких мрачных подъездов, дворы-колодцы и обветшавшие коммунальные квартиры, в которых скрываются сумасшедшие гении, адепты древних культов, лидеры тайных организаций, непризнанные художники, доживающие свой век библиографы и старухи с третьим глазом на затылке. Это город мрачный, враждебный человеку, скрывающий зловещие тайны. А каждое новолуние здесь происходят жестокие убийства молодых женщин. На сто процентов Петербургский текст со всеми его атрибутами.

-6

Крусанов П. Рассказ «Волосатая сутра»

Мистический рассказ петербургского писателя из сборника «Голуби». Главный герой его - мастер-таксидермист одного петербургского института. Он изготавливает экспонаты.

«Взгляд у Демьяна Ильича был острый, жалящий, брови густые, лохматые, лицо желтоватое, костяное, характер нелюдимый, скверный. Существо человека Демьян Ильич схватывал чётко: смотрел на персик и видел косточку»

Он был отличным специалистом. И такими связями обладал, что любой экспонат мог достать в считанные дни. Но иногда куда-то пропадали люди, побывавшие в его лаборатории. В рассказе есть и инфернальное, и фантастическое и невероятное.

-7

Сенчин Р. «Петербургские повести»

А вот в этом сборнике рассказов, пожалуй, отсутствует мистическое и метафизическое начало. Но зато в каждом рассказе – те самые маленькие люди рубежа 20-21 веков. Которые остались один на один с огромным холодным городом. Сквозной герой нескольких рассказов – молодой человек, приехавший учиться в Петербург на мозаичиста. Он заочно влюблен в этот город, но судьба складывается так, что музеи и красивые центральные проспекты стали только эпизодом. А потом – неустроенность, скитания, поиск смысла нахождения здесь. Общая атмосфера рассказов – одиночество и потерянность маленького человека в большом холодном каменном городе.

-8

Вот еще несколько ссылок: мои отзывы на книги с Петербургским текстом:

***Все фото в статье мои

Любите книги с такой особой петербургской атмосферой?