Найти в Дзене

Центральный музей Военно-воздушных сил - По-2

Начало Если охарактеризовать По-2 (он же У-2 до 1944 года) в двух словах, то это не был самолет. Это был инструмент. Самый простой, дешевый и безотказный инструмент из всего, что поднималось в воздух в XX веке. Его не проектировали для боевых действий, но он стал одним из самых знаковых и страшных для врага символов войны. Его история - это история о том, как предельная простота и уязвимость сами по себе могут стать оружием. Изначально, в конце 1920-х, Николай Поликарпов создавал не военную машину, а универсальный биплан для народного хозяйства. Учебный самолет для летных школ, сельскохозяйственный (для опыления полей), санитарный, почтовый - вот его задачи. Конструкция была примитивной даже для своего времени: деревянный каркас с полотняной обшивкой, неподвижное шасси, один слабый двигатель М-11 в 100 лошадиных сил. Он был тихоходным (крейсерская скорость чуть больше 100 км/ч), не имел никакого оборудования, кроме самых основных приборов. Но он был неубиваемым. Он прощал грубые ошибки

Начало

Если охарактеризовать По-2 (он же У-2 до 1944 года) в двух словах, то это не был самолет. Это был инструмент. Самый простой, дешевый и безотказный инструмент из всего, что поднималось в воздух в XX веке. Его не проектировали для боевых действий, но он стал одним из самых знаковых и страшных для врага символов войны. Его история - это история о том, как предельная простота и уязвимость сами по себе могут стать оружием.

Изначально, в конце 1920-х, Николай Поликарпов создавал не военную машину, а универсальный биплан для народного хозяйства. Учебный самолет для летных школ, сельскохозяйственный (для опыления полей), санитарный, почтовый - вот его задачи. Конструкция была примитивной даже для своего времени: деревянный каркас с полотняной обшивкой, неподвижное шасси, один слабый двигатель М-11 в 100 лошадиных сил. Он был тихоходным (крейсерская скорость чуть больше 100 км/ч), не имел никакого оборудования, кроме самых основных приборов. Но он был неубиваемым. Он прощал грубые ошибки пилотирования, мог садиться на любую более-менее ровную площадку размером с футбольное поле, а чинить его можно было в полевых условиях силами двух механиков с набором простых инструментов.

Когда началась война, По-2, конечно, не числился в строю. Он считался безнадежно устаревшим. Но острая нехватка буквально всего заставила вспомнить про эти тысячи "небесных тихоходов", разбросанных по аэроклубам и сельхозавиаотрядам.

И они нашли свою нишу. Вернее, несколько ниш, в каждой из которых их уязвимость оборачивалась преимуществом.

  1. Связной и штабной самолет. Он мог доставить приказ, командира или медикаменты туда, куда не мог сесть никакой другой самолет - на лесную поляну, к партизанскому лагерю, на окраину разрушенного города.
  2. Санитарный самолет. Он вывозил тяжелораненых с передовой, садясь на импровизированные площадки. Сотни тысяч бойцов были спасены благодаря этим рейсам.
  3. Ночной бомбардировщик. Это самая знаменитая ипостась По-2. Женские авиаполки, в частности 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознаменный и ордена Суворова полк, также известный как "ночные ведьмы", летали на них. Тактика была до невозможного проста и эффективна. По-2 подходил к линии фронта на самой малой высоте, пользуясь складками местности. Затем пилот глушил двигатель и планировал на цель - немецкую позицию, штаб, склад. Перед самым сбросом бомб (небольших, по 50-100 кг) мотор снова заводили, и самолет уходил. Низкая скорость и деревянно-полотняная конструкция делали его невидимым для радаров того времени. А тихий звук мотора был плохо слышен до самого последнего момента. Немецкие истребители, пытавшиеся его сбить, были вынуждены сбрасывать скорость до минимальной, рискуя сорваться в штопор. Зенитки тоже были малоэффективны против такой малой и тихоходной цели.

Это была не война технологий, а война нервов. Немцы ненавидели эти самолеты, называя их "кофемолками" и "швейными машинками". Постоянные ночные налеты, пусть и с малым уроном, изматывали, лишали сна, держали в постоянном напряжении. По-2 стал символом той изнуряющей, партизанской по духу войны, где за каждым кустом и в ночном шорохе таилась смерть.

Каким же было, в итоге, значение По-2?

Он не изменил ход войны. Он был ее фоном, ее повседневным бытом. Он доказал несколько простых и важных вещей:

  • Старое - не значит бесполезное. В определенных условиях примитивная техника может быть эффективнее сложной.
  • Тактика решает все. Можно победить не мощью, а методом, который сводит на нет все преимущества противника.
  • Простота - залог живучести. Самолет, который можно починить в сарае, оказывается на войне долговечнее хрупкого технологичного шедевра.

После войны По-2 еще десятилетия служил в аэроклубах как учебный самолет, заслужив прозвище "летающая парта". Он стал первым небом для десятков тысяч советских летчиков.

По-2 - это не авиация в ее величественном, скоростном и мощном проявлении. Это авиация как ремесло. Как молоток и рубанок. Он не поражал воображение, он просто делал свою работу - тихо, настойчиво, каждую ночь, и эта работа сводила с ума одну из сильнейших армий мира. В этом его главный и без всякого пафоса подвиг.

Характеристики:

  • Годы выпуска - 1928-1954
  • Произведено экземпляров - около 33 000
  • Двигатели - 1 × пятицилиндровый карбюраторный звездообразный четырехтактный поршневой мотор воздушного охлаждения М-11, мощностью 100 л.с.
  • Экипаж, человек - 1-2 (в зависимости от модификации)
  • Масса пустого самолета, кг - 655
  • Взлетная масса, кг - 1 050
  • Габариты, м - длина - 8.17, размах крыльев - 11.4, высота - 2.9
  • Крейсерская скорость, км/ч - 100-120
  • Максимальная скорость, км/ч - 150
  • Практический потолок, м - 3 800
  • Практическая дальность, км - 350-400

Вооружение:

Боевая нагрузка:

  • 2 × ФАБ-100 или 4 × ФАБ-50

Продолжение следует...

Следующая часть