Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Русские подростки в Эстонии не могут получить профессию: их не научили эстонскому

С 1 сентября в Эстонии бесплатное профессиональное образование можно получить только на госязыке, программы на русском стали платными. Однако преподаватели профтехучилищ страны столкнулись с проблемой: студенты, аттестаты которых потверждают знание эстонского на уровне В1, на самом деле языка не знают и учиться на нем не могут. Руководитель Ида-Вируского центра профессионального образования Хендрик Агур заявил в соцсетях, что примерно половина школьников, которые этой весной окончили русские основные школы, не знают эстонского. По словам педагога, он видит, что ученики не умеют попроситься в туалет на уроке, не понимают, когда их просят налить себе чаю или говорят, что класс находится в конце коридора. "Вы выпускаете из своих стен молодых людей, у которых в лучшем случае слабый уровень эстонского языка (A1) или вовсе отсутствуют языковые навыки, и спокойно наблюдаете, как они потом "справляются с жизнью". На самом деле вам все равно. Что вы сделали? Вернее, почему вы не справились со с
© Sputnik
© Sputnik

С 1 сентября в Эстонии бесплатное профессиональное образование можно получить только на госязыке, программы на русском стали платными. Однако преподаватели профтехучилищ страны столкнулись с проблемой: студенты, аттестаты которых потверждают знание эстонского на уровне В1, на самом деле языка не знают и учиться на нем не могут.

Руководитель Ида-Вируского центра профессионального образования Хендрик Агур заявил в соцсетях, что примерно половина школьников, которые этой весной окончили русские основные школы, не знают эстонского. По словам педагога, он видит, что ученики не умеют попроситься в туалет на уроке, не понимают, когда их просят налить себе чаю или говорят, что класс находится в конце коридора.

"Вы выпускаете из своих стен молодых людей, у которых в лучшем случае слабый уровень эстонского языка (A1) или вовсе отсутствуют языковые навыки, и спокойно наблюдаете, как они потом "справляются с жизнью". На самом деле вам все равно. Что вы сделали? Вернее, почему вы не справились со своими обязанностями? Осознаете ли вы вообще, школьные руководители, директора русских основных школ, какую безответственность вы проявляете, выпуская из школы не владеющих языком молодых людей?" – спрашивает он.

Он поинтересовался, собираются ли директора бывших русских школ покупать своим выпускникам визы в Россию, чтобы отправить их учиться в профессиональные училища этой страны, учитывая, что слабое знание эстонского языка закрывает им путь в гимназии Эстонии.

© Sputnik
© Sputnik

По оценке Агура, нехватка учителей не может служить оправданием, поскольку это забота и ответственность директора.

"Все в ваших руках, если у вас есть реальное желание. И установки. И система ценностей. Есть ли они? Сомневаюсь. Ведь результатов нет. И, кстати, знание английского языка у выпускников русских основных школ нашего региона тоже практически отсутствует, так же слаба и математика", - констатировал он.

Агур планирует радикальную реформу в своем центре профессионального образования: сначала учащихся будут обучать эстонскому языку, и уже только потом - профессии.

© CC BY 2.0 / Jernej Furman
© CC BY 2.0 / Jernej Furman

Директор Таллинского Ласнамяэского механического училища Отт Пярна согласился с этой оценкой, указав, что в его училище учатся совершеннолетние молодые люди, которые не способны написать по-эстонски даже свое имя или хобби, не говоря уже о простой беседе на эстонском.

"С таким уровнем владения языком у них нет возможности получить ни общее образование на эстонском языке, ни технологическую специальность на уровне колледжа. На последующем рынке труда они могут быть опасны как для себя, так и для других, поскольку специальность осталась неосвоенной именно из-за недостаточного знания языка", - признал Пярна.

Он отметил, что молодые люди, которые пришли в профучилища, в том числе из русскоязычных основных школ, не виноваты в том, что не знают языка.

© Sputnik
© Sputnik

Ответственность лежит на социальной и образовательной среде, откуда они вышли, прежде всего на безразличных руководителях и владельцах школ, где молодые люди 9 лет добросовестно учились, подчеркнул Пярна.

"Как руководитель Таллинского технологического колледжа я сделаю со своей стороны все возможное, чтобы сформировать эстоноязычную школу. До тех пор, пока это не удастся, мы в нашем колледже будем в первую очередь интенсивно заниматься обучением государственному языку и лишь затем – технологическим и профессиональным обучением, необходимым для успешной и интересной карьеры", - добавил директор училища.

Читайте еще по теме:

В классе 23 украинца и один эстонец: как нацполитика мешает учиться титульной нации >>

Украинский студент жалуется, что в эстонском ПТУ не дают говорить по-русски >>

Эстонцы требуют права учиться на языке нацменьшинств. В Швеции >>