Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Алексея Саврасова. Наш выбор. Часть 3

Если кто-то вдруг пропустил первую и вторую части обзора картин российского художника Алексея Саврасова, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этих страницах: первая часть обзора и вторая часть обзора. 21 картина. «Плоты» Картина была создана незадолго до 1870-ых годов – периода наивысшего расцвета художественного дарования Саврасова. К этому времени он уже являлся зрелым мастером с уникальным стилем, позволявшим ему отлично сочетать в своих произведениях повседневность и возвышенность, мирское и духовное. Он завершил обучение, посетил Англию и Швейцарию, чьи пейзажи вдохновили его и помогли ощутить особую красоту родной земли. Работа выполнена маслом на холсте в любимом жанре Алексея Кондратьевича – пейзаже. Обильное небесное сияние наполняет пространство. На земле разворачивается прибрежная жизнь со всем её очарованием. Дома, покрытые дёрном и слежавшейся соломой, зазеленели травой после недавнего дождя и кажутся почти волшебными. Сплав леса по реке, постройка плот

Если кто-то вдруг пропустил первую и вторую части обзора картин российского художника Алексея Саврасова, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этих страницах: первая часть обзора и вторая часть обзора.

Алексей Саврасов
Алексей Саврасов

21 картина. «Плоты»

«Плоты»
«Плоты»
  • Дата создания: 1868 год
  • Размеры: 85 х 110 сантиметров
  • Место нахождения: Харьковский Художественный Музей (Харьков, Украина)

Картина была создана незадолго до 1870-ых годов – периода наивысшего расцвета художественного дарования Саврасова. К этому времени он уже являлся зрелым мастером с уникальным стилем, позволявшим ему отлично сочетать в своих произведениях повседневность и возвышенность, мирское и духовное. Он завершил обучение, посетил Англию и Швейцарию, чьи пейзажи вдохновили его и помогли ощутить особую красоту родной земли. Работа выполнена маслом на холсте в любимом жанре Алексея Кондратьевича – пейзаже.

Обильное небесное сияние наполняет пространство. На земле разворачивается прибрежная жизнь со всем её очарованием. Дома, покрытые дёрном и слежавшейся соломой, зазеленели травой после недавнего дождя и кажутся почти волшебными. Сплав леса по реке, постройка плота, зелёные кусты, выглядывающие из-за плетёной изгороди – это обыденные сцены, но во всём этом ощущается что-то необычайно прекрасное. Единство «небесного» и «земного» передаёт ощущение сопричастности всех жизненных проявлений к красоте «Божьего мира». Этот приём используется и в других работах Саврасова и является одной из его характерных черт как художника.

Несмотря на то, что «Плоты» не самая известная его работа, данная особенность его творчества проявляется в ней с особой выразительностью. Именно поэтому на это произведение стоит обратить особое внимание. Картина словно пронизана чувством единения человека и природы, которые в видении художника связаны неразрывно. Любой, кто смотрит на это произведение искусства, понимает, что потребительское отношение к природе автору совершенно неприемлемо. Он видит единство всего прекрасного на земле и в душах людей, всего божественного в небесах.

22 картина. «Бурлаки на Волге»

«Бурлаки на Волге»
«Бурлаки на Волге»
  • Дата создания: 1871 год
  • Размеры: 41 х 65 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Произведение было создано в 1871 году – в период активных поездок Саврасова по Волге, предпринятых им для поиска вдохновения и свежих идей. Художник регулярно посещал Поволжье с начала 1870-ых и до 1875, отдавая предпочтение местам между Ярославлем и Костромой. Когда речь заходит о «Бурлаках на Волге», большинство сразу же вспоминает известную работу Ильи Репина, ошибочно полагая, что именно он первым изобразил данный образ. Однако, идея запечатлеть тяжёлый быт бурлаков на холсте возникла почти одновременно у Саврасова, к тому моменту уже опытного живописца, и у Репина, только начинающего свой путь в искусстве. Примечательно, что художники тогда ещё не знали о существовании друг друга.

Картина «Бурлаки на Волге» вызывает грустные размышления. Измождённые лица, натянутые тела, скованные лямкой, тяжёлая поступь. Она кричит о бедности и нужде. Но, несмотря на всё это, бурлаки не сломлены. Они продолжают жить и бороться, несмотря на все жизненные трудности. В их несокрушимости и заключается их сила. В произведении ощущаются настроения народа в послереформенное время: крестьяне, освобождённые от крепостного права, ждали свободы, но так и не получили её. Собрав всю волю в кулак, они решили пережить этот переходный период, надеясь, что это будет их последний трудный рывок.

Реализм художника проявляется в способности улавливать общее настроение эпохи. Неудивительно, что два выдающихся мастера в одно и то же время почувствовали необходимость изобразить одну и ту же тему. Это является свидетельством их таланта и гениальности.

23 картина. «Оттепель»

«Оттепель»
«Оттепель»
  • Дата создания: 1887 год
  • Размеры: 27 х 48 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Картина написана в 1887 году на склоне жизни Саврасова. В этот период неудовлетворённость и депрессия превратили его из интеллигентного и утончённого в несчастного и больного алкоголизмом человека. В данной работе заметны мрачные мотивы, заметна ежечасная готовность автора впасть в отчаяние, но есть и слабый проблеск надежды, которому, увы, так и не суждено было сыграть в его жизни спасительную роль.

Впрочем, Алексей Кондратьевич всегда мастерски передавал красоту русской природы: и здесь неважно идёт ли речь о радостной, обнадёживающей красоте или о красоте мрачной. Ведь, наверное, нет в русской живописи больше ни одного художника, который бы с таким мастерством мог показать то прекрасное, что сокрыто в любом времени года. Особенно же Саврасов любил раннюю весну, малопривлекательную, по мнению многих пейзажистов. На этой картине оттепель случилась зимой, но конец зимы и ранняя весна настолько схожи, что любовь автора, очевидно, должна распространяться на оба сезонных периода.

На примере картины «Оттепель» видна несравненная способность автора передавать малейшие полутона предвесеннего настроения. Работа была написана в период творческой зрелости, когда Саврасов уже отказался от своей любви к классическому романтическому пейзажу и полностью сконцентрировался на увековечении русской природы в её первозданной и неискусственной красе. На полотне пока мало что говорит о приближении весны, разве что небольшая, но грозящаяся разрастись лужица посреди покрытой снегом и слегка пустынной равнины. Избушка, церковь, всё ещё голые деревья скрывают внутри себя жизненную энергию, которая грозит скоро прорваться, но ждёт для этого удобной и подходящей минуты.

Живописца отличает удивительная способность превращать самый прозаичный пейзаж в несравнимый по своей гармоничности шедевр. С чувством щемящей, но по-своему сладкой грусти, мастер передаёт нам переживание соприкосновения душ, человеческой (божественная её часть символизируется церковью, а земная – избой и домашним очагом) и природной.

24 картина. «Оттепель. Ярославль»

«Оттепель. Ярославль»
«Оттепель. Ярославль»
  • Дата создания: 1874 год
  • Размеры: 57,6 х 89,2 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

В период с 1870 по 1871 годы Саврасов находился в Ярославле. Во время неспешных прогулок по городу и его окрестностям он делал эскизы, обдумывал будущее России и находил вдохновение. Сам художник отмечал:

«Умиротворённая атмосфера Ярославля предоставляет прекрасные условия для глубокого погружения в искусство».

Возвратившись в Москву, Саврасов привёз богатый запас новых впечатлений, которые, в частности, в 1874 году помогли ему создать рассматриваемое нами полотно. Зимние холода – постоянный спутник русского человека – редко дают о себе забыть. Весна – долгожданная пора, предваряющая отступление стужи и дарующая краткое затишье. Её приход ознаменован оттепелью, которую Саврасов любил изображать – достаточно отметить наличие четырёх работ со словом «оттепель» в названии.

Картина показывает нам реку, вышедшую из берегов и затопившую обширные пространства. Льдины, оказавшиеся в её водах, обречены на исчезновение. На горизонте – закат. Золотые и багровые оттенки неба отражаются в зеркальной поверхности воды. Вдохновлённые весенним пробуждением, перелётные птицы возвращаются в родные края. На пригорке возвышается церковь с куполами, сияющими золотом – символ единства земного и божественного в изображённой картине. В этой работе, как и во многих других, мастер выражает веру в то, что всё прекрасное, будь то мир земной или небесный, по своей сути едино.

Саврасов не стремился изобразить на своём полотне что-то из ряда вон выходящее или поразить зрителя необычными решениями. Однако именно в этой простоте, в сочетании с вниманием к деталям, и проявляется уникальность автора. Именно эта естественность создаёт ощущение чего-то до боли знакомого и близкого – чувство, которое нередко посещает зрителя, созерцающего произведения этого великого художника.

25 картина. «Сельский Вид»

«Сельский Вид»
«Сельский Вид»
  • Дата создания: 1867 год
  • Размеры: 65 х 110 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Картина Саврасова под названием «Сельский Вид» по праву считается одним из лучших пейзажей 1860-ых годов, написанных в России. На ней мы видим дымящийся костёр, ветхий шалаш, необъятные просторы. Автор изображает быт старого пасечника, трудящегося на лоне природы. Невероятное богатство цветовой гаммы, множество выписанных на фоне основной композиции склонов, изображение головокружительности птичьего полёта наполняют полотно воздушным пространством. Зритель чувствует полное погружение в созданную живописцем Вселенную, свою причастность к этой альтернативной, но похожей на наш мир реальности.

Воображение уносит ценителя искусства в древние времена, когда человек и природа еще не были, как сейчас, разделены непреодолимой стеной, когда не только природа помогала человеку, но и человек природе. Как и в любой другой картине, в этой тоже присутствуют некоторые условности, но можно без сомнений сказать, что в «Сельском Виде» со всей доступной живописи точностью, отражена историческая правда о быте простых людей того времени. Критики, жившие тогда, весьма высоко оценили точность деталей и новое, невиданное доселе ни у кого композиционно-пространственное решение, которое художник применил в данной работе.

Мастер повторял:

«В России природа поёт. И весна, и осень, и зима – всё поет. Надо только уметь услышать эту волшебную песню».

Иван Крамской – лидер передвижников – также говорил об особенной музыкальности творчества Саврасова. Глядя на картину можно убедиться, что это действительно так. Единство природы и человека, возвышенного и земного, живописи и музыки. Удивительно, но всё то, что внешне кажется разделённым, у автора сливается в крепкое и неразрывное единство. Эта особенность его творчества щедро проявилась на данном полотне.

26 картина. «Лес в Инее»

«Лес в Инее»
«Лес в Инее»
  • Дата создания: 1890 год
  • Размеры: 109 х 80 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Полотно «Лес в Инее» было создано Саврасовым в 1890 году – в период тяжёлых испытаний. Художник боролся с зависимостью и, несмотря на свой выдающийся талант, был вынужден работать за мизерную плату, находясь в стеснённых обстоятельствах. Его имя почти исчезло из памяти публики; ещё при жизни его числили умершим в справочнике Сергея Кондакова. Неудивительно, что работы этого периода отмечены пессимистическими настроениями. Однако, вопреки всему, его мастерство не утратило своей силы. Данное произведение служит ярким тому подтверждением.

Вопреки ожидаемой мрачной цветовой палитре, картина не наполнена тёмными тонами. Тем не менее, по сравнению с более ранними работами творца, небо здесь уже не такое светлое и безмятежное – художник словно усомнился в справедливости судьбы. Чувство безысходности подчёркивается замкнутостью пространства. Человек затерян в маленькой избушке на крошечном участке, отделённом оградой от природы, даровавшей ему жизнь. Гармония, ранее присущая работам Саврасова, здесь практически отсутствует.

Неизменным осталось лишь детальное и проникновенное изображение природы. Удивительно точно переданы оттенки вечернего неба: нежные тона и плавные переходы. Вдали – силуэт соснового бора, написанного слегка размыто, словно колышущегося на ветру. Цвета неба, переходящие от бледно-голубого к ярко-оранжевому, отражают собой жизнь художника. Он оглядывается назад, видит счастливые мгновения в прошлом, но конец его пути охвачен огнем.

Несмотря на тяжёлые последние годы, именно этот период стал временем расцвета таланта Саврасова. Не найдя счастья в реальном мире, он ещё глубже погрузился в живопись, находя в ней своё утешение.

27 картина. «Весенний День»

«Весенний День»
«Весенний День»
  • Дата создания: 1873 год
  • Размеры: 95 х 140 сантиметров
  • Место нахождения: Владимиро-Суздальский Историко-Архитектурный и Художественный Музей-Заповедник (Владимир, Россия)

Очаровательная и очень трогательная картина Саврасова под названием «Весенний День» написана им в 1873 году – в то время, когда творческие способности автора достигли пика своего развития. Поздние композиции мастера зачастую были мрачны как по содержанию, так и по цветовому решению. В противоположность им пейзажи 1870-ых наполнены жизнерадостностью, светлой надеждой и чувством гармонии. Весна, знаменующая собой переход между холодами и недолгим, но долгожданным теплом, была любимым временем года Алексея Кондратьевича, ведь это время пробуждения спящей природы и спящих надежд.

Чёткость силуэтов, желтоватый колорит, напоминающий старую выцветшую фотографию, наводят нас на мысль о некотором сходстве с графикой. Деревья, тянущиеся к небесам, выделяются среди белых снегов и небесной лазури. Есть ощущение, что эти деревья – главное на картине, а прочее – лишь дополнение к ним. Впрочем, на полотне присутствует всё, что так любит изображать художник: вода с отражёнными в ней небесами, изгородь, изба и лес вдали. Впереди нет ничего, кроме огромной лужи: свободное пространство оставлено для того, чтобы зритель мог «войти» в картину.

На среднем плане творения видна группа голых деревьев, отделённая изгородью от воды, и дорожка, ведущая к человеческому жилью. Чуть дальше расположен лес. В правой части картины притаилось ещё несколько деревьев, застигнутых приходящей весной врасплох. Над красотой знакомого пейзажа раскинулось нежно-голубое небо. Распахнутость и впечатляющая широта панорамы так характерны для творчества Саврасова. Он любил изображать весну ещё и потому, что в это время года местность, не загромождённая бурной растительностью, как летом, но и не безжизненная, как зимой, хорошо просматривается. В каждой детали чувствуется любовь автора к родной природе.

28 картина. «Деревня Зимой»

«Деревня Зимой»
«Деревня Зимой»
  • Дата создания: 1890-ые годы
  • Размеры: 16 х 25 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Художник создал это произведение в 1890-ых годах. В тот период жизни Саврасов был вынужден заключить невыгодную сделку с купцом, который приобретал его работы по заниженной цене, а перепродавал с огромной наценкой. Несмотря на осознание обмана, художник смирился с обстоятельствами. Тяготы жизни Алексея Кондратьевича компенсировались отдушиной в искусстве, к которому он испытывал глубокую страсть. Даже в этот непростой период его работы пронизаны светлым чувством любви к русской природе. Полотно «Деревня Зимой» не является исключением. Выполненное акварелью, оно наделяет пейзаж особенной лёгкостью и прозрачностью, вызывая ассоциации с японской живописью, в частности, с произведениями Кацусики Хокусая.

На картине изображён зимний день в русской деревне. Здесь присутствуют типичные для Саврасова элементы пейзажа: покосившийся забор, деревенский домик, расплывчатые очертания деревьев на горизонте. Дым, поднимающийся из трубы, свидетельствует о присутствии жильцов. На полотне запечатлено начало зимы, когда ещё не все перелётные птицы покинули родные края. Земля покрыта белым снегом. В тяжёлые времена природа служила Саврасову источником вдохновения. Несмотря на крушение прежней благополучной жизни, семейных и профессиональных связей, природа родного края оставалась неизменной, что лишь увеличивало её ценность в глазах художника. Каждое прикосновение кисти свидетельствует о воодушевлении, которое испытывал автор, передавая идеальную красоту, присущую творению природы, не тронутому деятельностью человека. Человек на картинах Саврасова не пытается подчинить природу себе, а живёт с ней в полной гармонии, являясь её неотъемлемой частью.

Картина «Деревня Зимой» призывает нас задуматься о том, что даже в самые трудные моменты жизни можно найти неиссякаемый источник радости и опоры в деле, которому ты так предан.

29 картина. «Зимняя Дорога»

«Зимняя Дорога»
«Зимняя Дорога»
  • Дата создания: 1870-ые годы
  • Размеры: 47,5 х 71 сантиметр
  • Место нахождения: Национальный Художественный Музей Республики Беларусь (Минск, Беларусь)

Картина «Зимняя Дорога» написана Саврасовым – очень известным своей любовью к природе художником – в 1870-ых годах. Саврасов стал знаменитым живописцем благодаря особенной, только ему присущей манере отображения окружающего мира. На подъёме своей творческой карьеры он входил в товарищество передвижников, участвовал в международных выставках, работал в престижном училище живописи в Москве.

В тех же 1870-ых, однако, художник пристрастился к выпивке, из-за чего вся его жизнь пошла на спад. Творчество Саврасова стало не только более мрачным, но и редким. Его уволили из Московского Училища Живописи и стали планомерно забывать. Один из самых любимых учеников художника – Исаак Левитан – вспоминал:

«За последние двадцать лет он уже не появлялся на выставках, и о нём как будто все забыли».

Именно на этот тяжелейший период жизни художника приходится написание картины «Зимняя Дорога», в которой, вряд ли осознанно, прекрасно отражены все невзгоды, им переживаемые. Дорожка, занимающая самый центр композиции, уходит настолько далеко, что трудно различить её очертания за спуском с возвышенности. Пейзаж кажется пустым, почти что мёртвым. Это ощущение усиливают и сухие кусты по левую часть дороги, и тонкие берёзки, вероятно потрёпанные ледяными и сильными зимними ветрами.

Даже деревня вдалеке не добавляет полотну нотки живости, светлости – кажется, будто вся эта горечь повсюду. Единственный след жизни будто бы сохранился только в нескольких молоденьких соснах, припорошённых снегом.

Конечно, в глаза сразу бросается, что изображён явно не разгар зимы. Это становится понятным благодаря выбору цветовой палитры. Саврасов смешивает прохладные краски снега с желтоватым и бордовым оттенками коричневого, за счёт чего создаётся ощущение «грязи» – той самой, которая возникает на стыке сезонов, когда весна активно пытается вступить в свои права. Отдельное внимание стоит уделить небу, которому отведена большая часть холста. С правой стороны виднеются страшные тучи, невольно вызывающие тревогу, благодаря которым хилые берёзки выделяются на фоне снега.

По мере продвижения к левому верхнему углу серые краски туч размываются на фоне тусклой и словно застывшей глади неба. Это придаёт картине дополнительной, почти что отчаянной и лишённой голоса, мрачности. Работы мастера, безусловно, занимают важное место в отечественной живописи. И прекрасным примером того, что у живописца получалось лучше всего – передавать зрителям ощущение тоски и обречённости при помощи кисти – и является работа «Зимняя Дорога». При взгляде на неё, кажется, будто весна уже никогда не настанет, и вечно продлится это пограничное, одинокое состояние. Но ничего вечного, конечно же, не бывает, всё рано или поздно заканчивается.

30 картина. «Хоровод в Селе»

«Хоровод в Селе»
«Хоровод в Селе»
  • Дата создания: 1874 год
  • Размеры: 32,5 х 41,7 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Саврасов – это один из величайших художников XIX столетия. Он оставил неоценимые работы для нашей страны. Становление его творчества пришлось на рассвет пейзажного жанра в России. Первооткрывателям всегда тяжело. Один неверный шаг и о тебе навсегда забудут, как о деятеле искусства. Но Саврасов, как и Иван Шишкин, смог не только отразить в своём творчестве любовь к родным мотивам, но и донести это до зрителя. На сюжеты их полотен написано множество стихов и прозы. Эти художники воспевали красоту русской природы и силу души наших людей.

Полотна Саврасова известны каждому в нашей стране. Картину «Грачи Прилетели» мы знаем ещё из школьного курса литературы. Работа «Хоровод в Селе» показывает зрителю простую сельскую жизнь прошлых столетий. Молодые парни и девушки проводили своё свободное время, водя хороводы, пели песни, прыгали через костры. Пожилые люди сидели и радовались на весёлых ребят, вспоминая свои молодые годы. Одежда русских людей была простой, но очень красивой. Каждый женский сарафан или мужской кафтан был вышит узорами ручной работы. Все они были не похожи друг на друга. Одежда была скромной, но очень милой и яркой. Девушки плели венки, а юноши занимались резьбой по дереву. Всё в этой жизни было просто и романтично.

Саврасова переполняла любовь к русской культуре и природе. Его полотна греют душу и заставляют печалиться о временах, ушедших без возврата. В тех временах, где не было агрессии, зависти и злости. Саврасов умело передавал настроение на своих полотнах. Его примеры в живописи делали сюжет реалистичным. Художник оставил нам своё творчество, чтобы мы могли понять, как прекрасна была жизнь в русских селениях.