Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Алексея Саврасова. Наш выбор. Часть 1

В летописи русского изобразительного искусства сложно найти фигуру, чья судьба была бы столь драматичной, как у Алексея Кондратьевича Саврасова (годы жизни 1830-1897). Этот одарённый и проникновенный пейзажист, создавший сотни полотен, прославивших русскую живопись, в сознании многих ассоциируется, прежде всего, с одним его шедевром – картиной «Грачи Прилетели». Его жизнь – это сочетание личных драм и ярких триумфов в искусстве. 12 мая 1830 года в семье московского купца Саврасова родился сын, наречённый Алексеем в честь святителя Алексия. С ранних лет юный Саврасов испытывал особую тягу к рисованию. Уже в двенадцатилетнем возрасте его работы находили покупателей на московских рынках. Однако когда сын заявил о желании учиться живописи, родители были категорически против. Конфликт достиг точки кипения: Алексея лишили содержания и отправили жить на чердак. Учёбу пришлось временно прекратить под предлогом болезни матери. Лишь благодаря вмешательству московского полицмейстера и преподавате

В летописи русского изобразительного искусства сложно найти фигуру, чья судьба была бы столь драматичной, как у Алексея Кондратьевича Саврасова (годы жизни 1830-1897). Этот одарённый и проникновенный пейзажист, создавший сотни полотен, прославивших русскую живопись, в сознании многих ассоциируется, прежде всего, с одним его шедевром – картиной «Грачи Прилетели». Его жизнь – это сочетание личных драм и ярких триумфов в искусстве.

12 мая 1830 года в семье московского купца Саврасова родился сын, наречённый Алексеем в честь святителя Алексия. С ранних лет юный Саврасов испытывал особую тягу к рисованию. Уже в двенадцатилетнем возрасте его работы находили покупателей на московских рынках. Однако когда сын заявил о желании учиться живописи, родители были категорически против. Конфликт достиг точки кипения: Алексея лишили содержания и отправили жить на чердак. Учёбу пришлось временно прекратить под предлогом болезни матери. Лишь благодаря вмешательству московского полицмейстера и преподавателей училища живописи, юноша всё же смог продолжить обучение.

Уже в 1848 году Саврасов был признан одним из лучших авторов студенческих работ. В 1849 его отправляют на Украину для создания пейзажей. Его произведения, привезённые из этой поездки, были положительно оценены критиками. В 1850 году, рассмотрев работы Саврасова «Вид Московского Кремля при Лунном Освещении» и «Камень в Лесу у Разлива», комиссия училища присвоила ему звание художника и выпустила из учебного заведения.

Алексей Саврасов
Алексей Саврасов

Творчество молодого мастера привлекло к себе внимание со стороны царской семьи. Великая княгиня Мария приобрела его полотно «Степь с Чумаками Вечером» и пригласила художника поработать в своей загородной резиденции. Итогом этой поездки стали две замечательные работы: «Морской Берег в Окрестностях Ораниенбаума» и «Вид в Окрестностях Ораниенбаума». Именно эти произведения помогли художнику получить звание академика Российской Академии Художеств. Тогда Саврасову было всего 24 года. В 1857 мастер создаёт семью. В последующие два десятилетия его творчество достигает расцвета, но в то же самое время начинаются и семейные потрясения.

Картины Саврасова приобретает Павел Третьяков для своей галереи, они выставляются в российских павильонах на всемирных выставках. К нему приходит признание. Саврасов становится одним из основателей и активных участников Товарищества Передвижных Выставок. В этот же период он переживает смерть двух дочерей. В семье нарастает напряжение, которое в 1876 году приводит к разводу.

С конца 1870-ых Саврасов всё больше погружается в свои переживания и становится зависим от алкоголя. Трагедия художника неизбежно отразилась на его творчестве и жизни. После смерти его друга Василия Перова, который не раз защищал Саврасова от гнева начальства (он преподавал в художественном училище), творец лишается казённой квартиры. Последующие пятнадцать лет жизни Саврасова напоминают кошмар. Скандалы, нищета и очень редкие творческие удачи. Умер художник в 1897 году в возрасте 67 лет в больнице для бедных. Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

1 картина. «Радуга»

«Радуга»
«Радуга»
  • Дата создания: 1875 год
  • Размеры: 45 х 56,5 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Вклад Алексея Саврасова в пейзажную живопись XIX века сложно переоценить, он стал своеобразным мостом между традициями и новаторством. Отказавшись от западных стандартов и условностей, художник обратил свой взор к русской глубинке, находя вдохновение в скромных пейзажах и пробуждая глубокое чувство восхищения перед красотой родной природы.

Полотно «Радуга» избегает широких панорам и излишней чувствительности. Реалистичный подход к изображению пейзажа, простая композиция с грязной дорогой и деревушкой на холме создают ощущение спонтанно запечатлённого момента живой природы, заключённого в раму. Тонкие переходы оттенков, приглушённая цветовая палитра и исключительная способность автора передать эмоциональную атмосферу природы превращают картину в проникновенное повествование о гармонии между русской землёй и искренне любящим её человеком.

2 картина. «Грачи Прилетели»

«Грачи Прилетели»
«Грачи Прилетели»
  • Дата создания: 1871 год
  • Размеры: 62 х 48,5 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Работа «Грачи Прилетели» – вершина творческого пути Саврасова, его самое узнаваемое творение. Практически сразу после презентации полотно пополнило личную коллекцию Павла Третьякова. Вдохновение для картины художник нашёл в обычном селе под названием Молвитино. Произведение стало новаторским взглядом на русский пейзаж, представив его в простой, но динамичной манере. Уже в самом названии кроется предчувствие радостного пробуждения весны. Весеннее время года, когда природа отступает от зимней дремоты и словно рождается заново, стало ключевым моментом для художника.

Каждый фрагмент полотна пронизан чувством любви к русской природе, которую испытывал автор. На картине запечатлена переходная пора: снежный покров всё ещё присутствует, но он уже не такой плотный и заледенелый, а рыхлый, потемневший и готовый растаять. Зритель почти физически ощущает свежесть воздуха, слышит звон капели, журчание ручьёв и оживлённый гомон грачей. Саврасов с вниманием к деталям передал все нюансы, создавая невероятно реалистичное ощущение приближающейся весны. Берёзы и грачи на переднем плане творения символизируют собой предвестников тепла, поскольку птицы чувствуют приход весны раньше, чем люди. Благодаря мастерству художника, пейзаж словно наполнен тёплым весенним воздухом, передавая радостное ожидание скорых солнечных и тёплых дней, которое разделяют щебечущие птицы и вся окружающая природа.

3 картина. «Зима»

«Зима»
«Зима»
  • Дата создания: конец 1870-ых-начало 1880-ых годов
  • Размеры: 53,5 х 71,5 сантиметр
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Картина написана в сложный для художника период. Он пережил крушение семейной жизни, и успокоение находил лишь в пьянстве. Только изредка мастер радовал публику по-настоящему удачными работами. Узкая зимняя дорога разделила пейзаж на две неравные части. Слева остался лес, несколько молодых берёзок у обочины и прутья кустов. Справа же пустота, если не считать два безжизненных ствола и молодую сосну. Снег выглядит рыхлым и в цветовом решении лишён морозной свежести. Перед нами оттепель. Убегающая дорога в перспективе сливается в одну неглубокую колею и пропадает, не достигнув горизонта. Где-то вдали река, покрытая льдом. Она скорее угадывается в пейзаже, так сказать, «просится» в композицию.

Большая часть полотна в этой работе отдана небу. Десятки оттенков синего, сдобренные зеленоватыми нотами, создают удивительный эффект тяжести, гнёта. Ещё минута и на землю посыплется снег, а может и дождь, который начнёт разрушать неустойчивый зимний порядок. Словно старое одеяло, неровное и лоскутное, накрыло небо и лес, и берёзки на обочинах, и неуверенную дорожную колею. Цветовой переход от светлого к грозовому синему и снова к белому, создаёт тем самым иллюзию тёмной полосы, перечеркнувшей работу вдоль. Тёмные облака и создают ощущение напряжения в картине.

За долгие годы хранения в запасниках, картина изменила изначальный цвет. Но идея автора угадывается. Зритель чувствует атмосферу недоброго предчувствия, неясную тревогу, волнение. Берёзы становятся похожи на человеческие фигуры, разлучённые дорогой. Драматизм пейзажа дополняет хрупкая молоденькая сосна рядом с уже мёртвыми стволами, ненатурально параллельными, лишёнными веток. Стоит вспомнить непростую судьбу художника, смерть троих детей, чтобы аллегория стала полностью понятной. Автор в уголке зимней русской природы увидел свою собственную жизнь. Композиционно работа построена так, что художник смотрит на изображаемый пейзаж с левой, совсем «мёртвой», стороны. Тем самым давая понять, что сам он теряет смысл и цель своего существования.

Работа напрочь лишена какой бы то ни было «красивости». Не испытывает мастер умиления, глядя на зимнюю дорогу. Поражённый созвучию со своим внутренним настроением, он пытается поделиться со зрителем своим открытием. В этом и уникальность работы, её несомненная ценность, позволяющая считать картину одним из самых талантливых русских пейзажей в истории. В работе также можно видеть, несомненно, удачное композиционное строение, отлично передана фактура подтаявшего снега, умело подобрана палитра. Несмотря на это, создаётся ощущение некоторой незаконченности, незавершённости, этакой «этюдности» полотна.

Время написания картины точно неизвестно. Неизвестно также, как долго работал над ней автор, возвращался ли к ней после завершения. С другой стороны, именно эта незавершённость, возможно, и придаёт работе весь драматизм и удивительно насыщенную атмосферу.

4 картина. «Вид на Кремль от Крымского Моста в Ненастную Погоду»

«Вид на Кремль от Крымского Моста в Ненастную Погоду»
«Вид на Кремль от Крымского Моста в Ненастную Погоду»
  • Дата создания: 1851 год
  • Размеры: 67 х 90 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Окутанный отблесками солнца, побеждающего непогоду, старинный Кремль предстаёт перед нами как волшебная декорация. Белоснежные палаты и звонница всё ещё освещены лучами. Но зловещая, сумрачная грозовая масса неумолимо надвигается, готовая поглотить всё вокруг в ближайшие мгновения. На контрасте с великолепием Кремля, у подножия картины скромно располагается рыбацкая хижина, виднеются крытые мхом домики. Крестьянка с полным ведром торопится укрыться от надвигающегося шторма. Насыщенная зелень листвы деревьев и зарослей уже приготовилась к принятию желанного дождя.

Произведение вне времени. Художественный стиль и выбор цветов выдают влияние итальянского романтизма. Мастерство игры света и тени, насыщенная цветовая гамма и гармоничная организация элементов наполняют полотно напряжённой атмосферой приближающейся грозы и ощущением предвкушения. Небесный свод, занимающий большую часть холста, наиболее ярко передаёт мощь и неизбежность природных сил, животворящих мир и вдохновляющих человека на размышления о своём предназначении и границах возможного.

5 картина. «Камень в Лесу у Разлива»

«Камень в Лесу у Разлива»
«Камень в Лесу у Разлива»
  • Дата создания: 1849 год
  • Размеры: 44,5 х 60 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Раннее произведение художника, где уже прослеживается его неповторимый стиль и узнаваемая техника. Эскиз производит впечатление вполне законченной работы. Прекрасный, гигантский камень, «покорённый» гуляющим мальчиком, кажется символичным отражением начала творческого пути самого живописца. Для ребёнка этот валун – настоящая вершина, требующая значительных усилий для восхождения. Вероятно, это первое преодоление себя. Сам камень, покрытый мхом и лишайниками, представляется таинственным и сложным.

Разнообразный лес, окружающий главный элемент композиции, здесь не просто фон, а полноценный действующее лицо. Деревья словно обнимают валун, крепко удерживая его в своём окружении. Он давно стал частью этого леса, его неотъемлемой частью. Ясное, синее небо насыщает всю картину ощущением светлой радости и неподдельности.

6 картина. «Степь с Чумаками Вечером»

«Степь с Чумаками Вечером»
«Степь с Чумаками Вечером»
  • Дата создания: 1854 год
  • Размеры: 48 х 64 сантиметра
  • Место нахождения: Музей Изобразительных Искусств (Архангельск, Россия)

Именно эта работа сделала автора известным и популярным в художественном мире России середины XIX столетия. На одной из учебных выставок пейзаж понравился цесаревне Марии. Она приобрела работу для своего особняка и пожелала лично познакомиться с никому тогда ещё неизвестным обладателем диплома учителя рисования. Уже на следующий день автор проснулся знаменитым. Что же так поразило царственную особу?

Степь засыпает. Солнце закуталось в красные облака у самой кромки горизонта. Небо залилось оранжевым светом, который, отдаляясь от светила, рассыпается на более холодные цвета. Под этим небесным великолепием группа торговцев-чумаков располагается на ночлег. Неторопливая беседа, степной костёр, на котором бурлит каша в котелке, всё подчинено медленному, ленивому ритму вечера. Вдали, на фоне безупречно ровной степи, вырастают кресты ветряных мельниц. Скоро всё уснет, причём ещё до первых лучей утреннего солнца.

7 картина. «Морской Берег в Окрестностях Ораниенбаума»

«Морской Берег в Окрестностях Ораниенбаума»
«Морской Берег в Окрестностях Ораниенбаума»
  • Дата создания: 1854 год
  • Размеры: 44 х 71 сантиметр
  • Место нахождения: частная коллекция

Работа была заказана великой княжной автору в ту пору, когда он ещё мало кому был известен. В распоряжение мастера была предоставлена летняя резиденция членов императорской фамилии на берегу Финского залива. В унылом, невыразительном северном береге художник сумел найти и романтическое звучание, и красочность, и необыкновенную атмосферу. Главным в пейзаже является закат, его красочное наполнение, так достоверно и талантливо изображённое автором, он наполняет работу особенной атмосферой. В пейзаже также присутствует человек (одинокий рыбак в лодке с сетями, выставленными для просушки). Сам факт действенного присутствия наполняет пейзаж неким драматизмом и звучанием. Море предстаёт не только красивым объектом для изображения, оно источник дохода – поле для человеческой деятельности.

Вечернее небо, отражаясь в морской глади, окрашивает его в свои цвета, тёплые и мягкие. Вид полуразрушенных пристаней, бегущего вдали парохода, туманный горизонт – создают атмосферу романтической грусти. Мастеру особенно удались облака, окрашенные вечерней солнечной палитрой, водная гладь, практически идеальная, замшелые валуны на переднем плане творения. Даже палки, на которых вывешены сети, выглядят как башни старинного замка.

8 картина. «Вид в Окрестностях Ораниенбаума»

«Вид в Окрестностях Ораниенбаума»
«Вид в Окрестностях Ораниенбаума»
  • Дата создания: 1854 год
  • Размеры: 78 х 118 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Сурова, скромна и загадочна финская природа. Зрителю представлен обычный облачный день, древний дуб, два огромных валуна, живописный пень. Вдали едва угадывается женская фигура, а ещё дальше, по морю бежит белоснежная яхта. У зрителя создаётся странное ощущение, словно за всем пейзажем наблюдают седые валуны под дубом. Фантазия превращает безжизненные камни в огромных фантастических зверей, укрытых ветвями векового дерева. Довершают сказочную атмосферу облака, практически полностью застилающие собой голубое небо. Невольно задумываешься над тем, что же произойдёт, когда женщина добредёт до валунов. На ум сразу же приходят многочисленные мифологические сюжеты о похищениях.

Цветовая гамма картины сдержанна и приглушена. Серые валуны, светло-зелёная листва, жёлтая дорожка. Свет, которого ещё предостаточно, заливает поляну, пытается осветить и валуны. Коричневый глинистый берег, островки травы, два красных цветка. А может быть глаза лешего, хитро поглядывающие на зрителя. В этой работе каждый может увидеть нечто своё, особенное и невидимое другим.

9 картина. «Рожь»

«Рожь»
«Рожь»
  • Дата создания: 1881 год
  • Размеры: 45,4 х 64 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Личная жизнь художника всегда влияет на сюжеты и настроение его работ. Вот и эта работа полна предчувствия бури, непогоды и разгула стихии. Сильный ветер прижимает к самой земле тяжёлые колосья. Трагичное чёрное небо не просто предвещает, оно кричит о наступающей буре. Над маленькой церковью, едва виднеющейся вдали, ещё клубятся белые облачка, которые пытаются укрыть поле от стихии, но мощь ненастья слишком сильна. Изображение зрелой нивы – популярный сюжет среди русских пейзажистов XIX века. Но работа Саврасова отличается напряжением и безысходностью.

Доподлинно известно, что художник в этот период переживает острый кризис в личной жизни, что не могло не отразиться на его произведениях. Автор примерно в одно и то же время создаёт две работы с одним и тем же названием и сюжетом. Если первая – это начало разгула стихии, то вторая – её окончание, финал. Заходящее красное солнце едва освещает разворошенное бурей поле. По своей напряжённости и тревожности, второй вариант превосходит первый.

В первом варианте автор слегка скрашивает предчувствие надвигающейся стихии густой зеленью и тяжёлым золотом поля, во втором варианте от зрителя скрыто само поле, а неясные тёмные пятна и мрачно-красные тона не оставляют никакой надежды, а лишь констатируют разрушения и подчёркивают безысходность. В работах мастера поражает его умение скупыми средствами создать яркую и впечатляющую атмосферу. Точные линии, приглушённый, но выразительный колорит, выверенная композиция – всё это делает оба пейзажа выдающимися произведениями русской живописи.

10 картина. «Просёлок»

«Просёлок»
«Просёлок»
  • Дата создания: 1873 год
  • Размеры: 70 х 57 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Работа не предназначалась для широкой публики. Автор не рискнул выставить её для всеобщего обозрения, считая сюжет картины слишком простым и обыденным. Долгое время произведение находилось в коллекции близкого друга художника. Когда же работа, наконец, появилась на выставке, то произвела самое благоприятное впечатление на публику и критику. Что может быть ужаснее российской дороги XIX века? Пожалуй, российская дорога XXI столетия. О дорожных неурядицах писали, пожалуй, все классики русской литературы. Вот и здесь автор показывает небольшой участок просёлочной дороги после сильного дождя. Но грязь и распутица обретают необыкновенную притягательность, нарядность и природную красоту.

Автор, в первую очередь, любуется ожившей под дождём природой, отражением неба в лужах, стремлением деревьев дотронуться до неба. Даже грозные облака, оставшиеся после дождя, не пугают, и практически не влияют на бодрую и необыкновенно свежую атмосферу картины. Насыщенные, густые тона, которые использует мастер, создают выразительный колорит работы. Необыкновенно мастерская работа со светом наполняет картину иллюзорностью и уравновешивает «тяжесть» основных тонов. Спектральная чистота красок ещё больше усиливает эффект свежести, наступившей после проливного дождя.

Перспектива творения не уводит внимание зрителя за горизонт. Она заставляет его обратить внимание на естественную красоту природы, вне зависимости от погоды. Мастер доказывает, что красота русской природы не может быть зависимой от капризов стихии. Всё дело в умении человека видеть прекрасное во всём.

Продолжение художественного искусства кисти Алексея Саврасова подготовлено для вас на этих страницах: вторая часть обзора и третья часть обзора.