Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Алексея Саврасова. Наш выбор. Часть 2

Если кто-то вдруг пропустил первую часть обзора картин российского художника Алексея Саврасова, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этой странице. А перейдя по этой ссылке вы увидите продолжение рассказа. 11 картина. «Пейзаж с Радугой» Удивительное полотно. Кажется, будто его написал совсем другой живописец, такое впечатление возникает у каждого, кто смотрит на него впервые. Знаток пейзажей не раз изображал радугу, воспринимая её как предзнаменование добра и высшей милости. В этом произведении прихотливое явление природы предстаёт перед нами как божественный луч, рассеявший мрак, словно разорвавший плотную пелену облаков, чтобы подарить миру надежду на скорое окончание бури. Ровно половина ландшафта ещё находится во власти свирепой непогоды. Белые птицы беспокойно летают на фоне мрачных, полных влаги туч. Радужная дуга уже пронзила грозное небо. Другая часть пейзажа радует взгляд светом и умиротворением. Всё закончилось, стихло, рассеялось. Мокрые от дождя тропинки

Если кто-то вдруг пропустил первую часть обзора картин российского художника Алексея Саврасова, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этой странице. А перейдя по этой ссылке вы увидите продолжение рассказа.

Алексей Саврасов
Алексей Саврасов

11 картина. «Пейзаж с Радугой»

«Пейзаж с Радугой»
«Пейзаж с Радугой»
  • Дата создания: 1881 год
  • Размеры: 51 х 77 сантиметров
  • Место нахождения: Латвийский Национальный Художественный Музей (Рига, Латвия)

Удивительное полотно. Кажется, будто его написал совсем другой живописец, такое впечатление возникает у каждого, кто смотрит на него впервые. Знаток пейзажей не раз изображал радугу, воспринимая её как предзнаменование добра и высшей милости. В этом произведении прихотливое явление природы предстаёт перед нами как божественный луч, рассеявший мрак, словно разорвавший плотную пелену облаков, чтобы подарить миру надежду на скорое окончание бури. Ровно половина ландшафта ещё находится во власти свирепой непогоды. Белые птицы беспокойно летают на фоне мрачных, полных влаги туч. Радужная дуга уже пронзила грозное небо. Другая часть пейзажа радует взгляд светом и умиротворением. Всё закончилось, стихло, рассеялось. Мокрые от дождя тропинки скоро высохнут, воцарится гармония.

Быстрый, этюдный характер работы создаёт чувство мимолётности, мгновенности. Художник смог «поймать» момент, апогей, кульминацию ненастья. Используя резкий контраст, автор добивается в своём произведении выразительности и многослойности сюжета. Картина была написана в период, когда имя великого мастера уже было широко известно, а его работы считались эталоном художественного творчества. Но сама атмосфера, настроение этого полотна, говорят нам о внутреннем разладе автора. О нарушении душевного равновесия. Работу можно смело рассматривать как творческий «порыв». С одной стороны, она выполнена с неоспоримым мастерством, с другой стороны, это эмоциональный взрыв, художественное отражение которого автор нашёл в разбушевавшейся стихии.

Подобная эмоциональность не характерна для творчества художника, но данная работа может многое рассказать о непростой и трагичной судьбе великого русского мастера.

12 картина. «Ранняя Весна. Оттепель»

«Ранняя Весна. Оттепель»
«Ранняя Весна. Оттепель»
  • Дата создания: 1880-ые годы
  • Размеры: 68 х 54 сантиметра
  • Место нахождения: Картинная Галерея имени Бориса Михайловича Кустодиева (Астрахань, Россия)

Наверное, нет более художника в истории русского искусства, который мог бы разглядеть красоту родной природы в любую погоду и в любое время года. Любимая художником весна, особенно ранняя, по мнению многих не самое привлекательное время для пейзажа. Саврасов же, напротив, именно этому периоду и уделял в своём творчестве основное внимание. Данная работа полна предчувствия пробуждения. Взволнованные приходом тепла птицы суетятся вокруг старых гнёзд, снег полон серовато-жёлтых тяжёлых тонов. Глядя на работу, у зрителя возникает иллюзия, что снежный покров тает буквально на глазах. Пусть небо ещё абсолютно зимнее, хмурое и «снежное», но постоянно растущие проталины скоро освободят землю от зимнего ковра.

Несмотря на кажущуюся бедность палитры, мастер умело использует многочисленные оттенки, чтобы сделать свою работу необыкновенно реалистичной по форме и тонкой, необыкновенно лиричной по содержанию. Церквушка, приземистые избы – ещё не вполне освободились от снега, но невидимое на картине солнце уже высвободило крыши построек. Работа изобилует голубыми полутонами. Они присутствуют и на небе, и отражаются в снегу и проталинах. Это сама весна – главная героиня полотна.

Больше всего зрителя удивляет тот факт, что художник умеет видеть красоту в самом обычном и прозаическом пейзаже. Волшебным образом любой пейзаж в трактовке великого мастера превращается в гармоничный и уникальный шедевр изобразительного искусства. Работа была создана в период расцвета творческих сил мастера, когда он решительно оставил своё прошлое пристрастие к классическому романтическому пейзажу, и все свои силы направил на прославление русской природы.

13 картина. «Осень»

«Осень»
«Осень»
  • Дата создания: 1871 год
  • Размеры: 39,5 х 53,5 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Автора всегда привлекало затухание природы, её осеннее смирение и тишина. В данной работе особенно ощущается отрешённость художника, его стремление осознать и исследовать это чувство. Цвета в произведении приглушены и лишены всякого оптимизма. Сам предмет изображения – маленькая ветряная мельница и дом мельника в тени нескольких деревьев – вызывает вопросы. Положение для мельницы выбрано неудачно. Это может указывать лишь на то, что она стоит здесь очень давно, когда деревья ещё не заслоняли дорогу ветру, вращающему крылья мельницы.

Над домом поднимается дым – стало так холодно, что хозяева разожгли печь. На фоне тусклого и облачного неба улетающая стая птиц создаёт гнетущее впечатление. Сопоставление между высокими, крепкими деревьями и небольшими, непрочными строениями, отражает восприятие самого автора, остро переживающего вакуум в личном мире. Однако, одиночество и пустота, которыми пронизана картина, не передаются смотрящему. Художник таким образом создаёт своё произведение, что зритель, прежде всего, замечает живописность и сдержанную, величавую красоту осеннего угасания.

Разнообразные нюансы коричневого и тёмно-зелёного тонов способствуют раскрытию замысла автора, формируя общую атмосферу произведения. У зрителя возникает ощущение, что свет в картине неумолимо исчезает, отдельные детали всё сложнее рассмотреть. Кажется, что скоро свет уйдёт совсем, чтобы вернуться лишь с весной. Свет для художника является, по сути, источником самой жизни.

14 картина. «Дворик. Зима»

«Дворик. Зима»
«Дворик. Зима»
  • Дата создания: 1870-ые годы
  • Размеры: 53 х 43 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Удивительная особенность творчества Алексея Саврасова, это то, что его картины можно рассматривать очень долго, выискивая всё новые детали, которые отнюдь не дают форме и содержанию «рассыпаться», а наоборот, только усиливают общее впечатление от работы. Такой особенностью обладает и полотно «Дворик. Зима», написанное им в 1870-ые годы. Живописец изобразил крохотный уютный крестьянский дворик, покрытый белым снегом. Надо сказать Саврасов очень любил русскую провинцию, много изучал обычные, на первый взгляд, местечки. В целом, его творчество прошло путь от величественно-панорамных предпочтений к почти интимному «пейзажу-уголку». Это был выбор уже зрелого художника.

Маленький дворик весь застелен белым покрывалом, такими же белыми шапками укрыты дома и строения. На небольшом уютном пространстве бродят домашние птицы – они гурьбой прибежали к свежему зерну, посыпанному хозяйкой. На всю эту идиллическую картину важно смотрит большое деревенское окно. Чуть поодаль можно разглядеть совсем небольшое строение, напоминающее конуру. Весь дворик обнесён низким плотным забором. За забором виднеются другие дома с печными трубами, возле которых угадываются такие же уютные дворики. Картина восхищает своим настроением и почти осязаемой атмосферой – кажется, что стоит сделать вздох и почувствуешь морозный воздух, который будет не больно щипать лицо.

Искусствоведы предполагают, что на картине изображён московский дворик, хотя современному зрителю сложно себе представить, что такие вот провинциальные местечки когда-то были в Москве. Однако весь контекст картины относит полотно именно к сельской живописи, а не к городской. Как и современники Саврасова, так и сегодняшний зритель, глядя на картину не может не почувствовать, с какой любовью изображал живописец каждую деталь, с каким восхищением и уважением он относился к покосившимся заборам, неприглядным хаткам, голым деревцам. В этом и была великая душа художника.

15 картина. «Лосиный Остров в Сокольниках»

«Лосиный Остров в Сокольниках»
«Лосиный Остров в Сокольниках»
  • Дата создания: 1869 год
  • Размеры: 62 х 88 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Среди наиболее знаменитых произведений кисти Саврасова, несомненно, после легендарной работы «Грачи Прилетели», выделяется пейзаж под названием «Лосиный Остров в Сокольниках». Этот холст трижды претерпел смену названия: в 1870 году, дебютировав как «Вид Сосновой Рощи», он был удостоен высшей награды; в 1871 его экспонировали под именем «Сокольники», а спустя несколько лет – на самой первой выставке передвижников – он был представлен как «Лосиный Остров». Созданная в конце 1860-ых годов, картина ознаменовала собой переход художника от романтических веяний молодости к реалистическому изображению, наделённому символизмом и особой метафизической глубиной.

Основным элементом картины является сосновый бор. Высокие и ровные деревья, словно устремлённые ввысь, придают пейзажу величественность. Перед лесом простирается луг, где неспешно щиплют траву коровы. Свинцовое небо и лужи на переднем плане творения создают атмосферу некоторой мрачности и беспокойства. Однако, художник не углубляется в чрезмерную философскую трактовку, а уделяет внимание деталям – растительность прорисована скрупулёзно и реалистично. Публика высоко оценила это произведение, и самым значимым признанием стало приобретение полотна Павлом Третьяковым – известным ценителем и знатоком живописи. Это стало лучшим подтверждением ценности картины.

16 картина. «Закат над Болотом»

«Закат над Болотом»
«Закат над Болотом»
  • Дата создания: 1871 год
  • Размеры: 88 х 139 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Русский пейзаж обрёл особую популярность благодаря художникам-передвижникам, что делает Саврасова пионером в этой области. Для ранних работ Саврасова характерно явное идеализирование реальности, и данное полотно служит прекрасным подтверждением этому. На картине представлен типичный для российской глубинки пейзаж – обширные земли, равнина с извилистыми очертаниями болот. Тем не менее, художник смог превратить простой сюжет в произведение, полное необыкновенной красоты и величия.

Болото изображено в тот самый момент, когда солнце почти скрылось за горизонтом, и только алые отблески ещё отражаются в воде. Этот свет уходящего солнца чудесным образом выделяет каждую деталь на холсте. Безжизненный пейзаж, лишённый деревьев и растительности, тем не менее, полон жизни и движения – эту задачу художник решил, умело изобразив небесное пространство. Небо покрыто тучами, нависшими над болотом, чьё расположение указывает нам на присутствие ветра. В этом и заключалась гениальность Саврасова – умении увидеть в повседневности искру удивительного и прекрасного, чтобы затем передать это чувство зрителю.

17 картина. «Распутица»

«Распутица»
«Распутица»
  • Дата создания: 1894 год
  • Размеры: 69 х 80 сантиметров
  • Место нахождения: Волгоградский Музей Изобразительных Искусств имени Ильи Ивановича Машкова (Волгоград, Россия)

«Распутица» – это название времени года, характеризующегося затруднённым передвижением по дорогам. Как правило, это случается осенью и весной, причём именно весеннюю пору Саврасов и решил запечатлеть на своём полотне. Картина родилась в селе Покровском, где живописец мог во всех деталях наблюдать за едва уловимыми переменами в природе. Здесь зафиксирован момент, когда зима быстро уступает место весеннему солнцу – снег подтаивает, образуя лужи и обнажая после себя тёмные участки земли.

Композиция картины решена мастерски. Панорамный вид тающей дороги, устремлённой к небольшим заснеженным домикам в лёгкой дымке, гармонично сочетается со стройными берёзами, написанными более тщательно. Все эти детали в совокупности формируют этот чудесный пейзаж. Столь очевидный переход природы из одного состояния в другое, помноженный на выдающийся талант пейзажиста, позволили Саврасову создать необыкновенно живой образ, наполненный жизнью. И по сей день, спустя многие годы, невозможно перестать удивляться тому, как чутко художник ощущал природу, как метко улавливал красоту мгновения!

18 картина. «Зимний Пейзаж (Оттепель)»

«Зимний Пейзаж (Оттепель)»
«Зимний Пейзаж (Оттепель)»
  • Дата создания: 1890-ые годы
  • Размеры: 36 х 54 сантиметра
  • Место нахождения: частная коллекция

Глядя на зимние пейзажи Алексея Саврасова не перестаёшь удивляться, как богато можно представить однообразный белый цвет, который и предусматривает зима. Одна из самых красивых картин, где представлена зима во всех её красках и оттенках – это «Зимний Пейзаж (Оттепель)». Бескрайнее поле, устланное снегом, белые крыши домов, и вдруг на этом фоне узкая колея воды, уже освободившаяся от покрова льда и великолепное небо, сияние которого отображается в каждом элементе пейзажа. Благодаря этому чудесному небу, зима уже не излучает холод и отчуждение, наоборот, она заиграла яркими тёплыми красками. Для воплощения сюжета Саврасов использовал много контрастных цветов, благодаря чему зима «заиграла» многообразием и пестротой красок.

Как подтверждение тому, что холодные суровые дни уже позади, а впереди весна, чьи тёплые лучи уже начинают прогревать землю, освобождая её от снега, живописец изобразил стаи птиц, которые буквально разрисовали яркое небо. Как будто возвращая нас от созерцания восхитительной красоты природы, автор привносит в сюжет реальных персонажей – вон они бредут по вытоптанной дороге к ручью. Эта картина в своём многообразии элементов и их цветовом претворении представляется зрителю как яркое и сказочное панно, отображающее зимний день.

19 картина. «Печёрский Монастырь Близ Нижнего Новгорода»

«Печёрский Монастырь Близ Нижнего Новгорода»
«Печёрский Монастырь Близ Нижнего Новгорода»
  • Дата создания: 1871 год
  • Размеры: 101,5 х 131 сантиметр
  • Место нахождения: Нижегородский Государственный Художественный Музей (Нижний Новгород, Россия)

Картина «Печёрский Монастырь Близ Нижнего Новгорода» (также встречаются вариации с союзами «под» и «у») посвящена в первую очередь реке Волге. Живописец восхищался величием волжских пейзажей и стремился перенести своё любование на полотно. Данная работа – самая большая по размеру из серии, посвящённой Волге. Многие искусствоведы сходятся в том, что эту картину можно смело назвать предвестником волжских пейзажей кисти Исаака Левитана.

У подножия холма открывается прекрасный вид на небольшой провинциальный город — широко разлилась водная гладь, быстро бегут облака, стройные деревья качаются на ветру, и во всём этом природном великолепии виднеются крыши домов. Взгляд зрителя непременно устремляется к горизонту, где видны очертания белого монастыря, нарочно высветленного рукой художника. Смена цветовой палитры видна и в изображении неба – оно светлее и чище. Картина была удостоена первой премии конкурса, организованного Обществом Поощрения Художников в 1871 году, и тут же выкуплена Павлом Третьяковым, а спустя 60 лет обрела новый дом в Нижегородском Государственном Художественном Музее, что вполне логично.

20 картина. «Степь Днём»

«Степь Днём»
«Степь Днём»
  • Дата создания: 1852 год
  • Размеры: 73,5 х 104,5 сантиметра
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Много света, много дыхания, много свободы – первое, что приходит на ум, стоит лишь только взглянуть на знаменитый пейзаж Алексея Саврасова «Степь Днём». Идея сюжета пришла к живописцу вначале 1850-ых годов после того, как он совершил поездку по южным губерниям России и Украины. Картину отличает плавный, нежный рисунок и филигранная аккуратная техника. Художник исключительным образом пользуется палитрой, чтобы целиком раскрыть магию цвета. Нежность, присущая картине, отнюдь не убавляет её стройности композиции – плавные цветовые переходы неба, погружающиеся в золотые просторы бескрайней степи, неизменно создают цельный законченный образ.

Полотно демонстрирует Саврасова уже как зрелого художника-пейзажиста. Сюжет не изобилует элементами – лишь небо, степь, узкая протока воды, да фигуры птиц. Но как умело мастер пользуется красками и техникой, чтобы картина выглядела интересной и «цепляла» взгляд зрителя! Художник Исаак Левитан уверял:

«Пейзажи Саврасова – это попытка отыскать самые трогательные, самые одухотворённые, интимные моменты».

Разумеется, данная картина только подтверждает хвалебные слова его коллеги.