Чжан Чанву и Кан Юнлай не так известны на Западе, как Илон Маск и Джефф Безос. Но скоро это может измениться. Они возглавляют LandSpace и Space Pioneer, две ведущие частные китайские компании по запуску космических аппаратов. Эти фирмы ещё значительно отстают от SpaceX Маска и Blue Origin Безоса. Но когда речь заходит о технологических разработках в самых разных областях, недавняя история Китая часто напоминает, перефразируя Ленина, десятилетия, когда ничего не происходит, за которыми следуют недели, когда происходят десятилетия.
Декабрь 2025 года может войти в историю как начало одного из таких периодов сжатия календаря, поскольку именно в декабре LandSpace стала первой неамериканской компанией, которая попыталась вернуть ступень ракеты на Землю для повторного использования, тем самым нарушив американское господство на рынке дешевых запусков спутников. Space Pioneer также готовится к подобному запуску.
Испытательный запуск ракеты-носителя LandSpace Zhuque-3 (ZQ-3) с космодрома Цзюцюань на границе между Внутренней Монголией и Ганьсу завершился возвращением первой ступени, которая должна была приземлиться в 390 км от стартовой площадки, в результате чего, как шутливо выразился Илон Маск, произошла быстрая, незапланированная разборка — мощный взрыв. Это может показаться неудачей, даже несмотря на то, что невозвратная вторая ступень достигла орбиты. Но Маск, безусловно, объявил бы аналогичный результат для SpaceX успехом. LandSpace, похоже, с этим согласна, заявляя, что получила «критически важные инженерные данные в реальных условиях полета ракеты».
Прошло всего 11 лет с тех пор, как китайским предпринимателям в ракетной отрасли разрешили свободно развиваться после того, как Госсовет Китая допустил частное предпринимательство в ракетную и спутниковую промышленность, которая тогда была приоритетом правительства.
В результате наступил период созидательного разрушения, в течение которого новые фирмы, часто возглавляемые амбициозными представителями среднего звена из государственного сектора, экспериментировали с различными идеями, заходили в тупики и изо всех сил пытались, так сказать, обогнать ракеты-носители Long March, производимые CASC - государственной Китайской корпорацией аэрокосмической науки и техники. До настоящего времени они были рабочими лошадками китайской ракетной техники.
На данный момент они остаются таковыми. В 2024 году было запущено 49 ракет Long March — самые крупные, способные доставить 25 тонн полезной нагрузки на НОО - низкую околоземную орбиту. И ракета Long March с многоразовым ускорителем также готова к запуску из Цзюцюаня. Но к ним надеются присоединиться ZQ-3 и Tianlong-3 (TL-3) от Space Pioneer.
По данным LandSpace, ZQ-3 способна вывести на НОО до 21 тонны (хотя меньше, если первая ступень будет многоразовой). Вместимость TL-3 аналогична. Falcon 9, многоразовая ракета, лежащая в основе успеха SpaceX, имеет максимальную грузоподъемность на низкой околоземной орбите в 22,8 тонны.
Компания LandSpace была основана в 2015 году. Господин Чжан имеет финансовое образование (он получил степень MBA в Университете Цинхуа). Среди его сотрудников, когда он перешел в ракетостроение, был господин Кан, который занимал должность технического директора компании, прежде чем уйти в 2019 году, чтобы запустить Space Pioneer. Кан, напротив, инженер. Ранее он работал в Китайской академии технологий ракет-носителей, подразделении CASC, которое производит ракеты Long March.
Обе компании уже имеют заметные достижения. Достижение LandSpace — запуск в 2023 году ZQ-2, первой ракеты, достигшей орбиты на LOX - топливе из метана и жидкого кислорода. Стандартная топливная смесь для ракет такого размера — керосин и жидкий кислород (LOX), но метан и LOX сгорают чище, что полезно, если ступени, возвращаемые для повторного использования, необходимо быстро модернизировать и подготовить к дальнейшей эксплуатации. И Blue Origin, и SpaceX используют метан и LOX в своих последних проектах — New Glenn (45 тонн на НОО) и Starship (100 тонн) соответственно.
Главным достижением Pioneer стал скорее оперативный, чем технологический успех: ракета вышла на орбиту со своим первым запуском, также в 2023 году. Это был первый случай, когда частная компания добилась успеха с ракетой на жидком топливе (хотя Tianlong использует керосин, а не метан). SpaceX, для сравнения, потребовалось четыре попытки, чтобы вывести Falcon 1 на орбиту Земли. Однако в 2024 году компания Space Pioneer допустила ошибку, когда первая ступень ракеты TL-3 сорвалась с креплений во время наземных испытаний и пролетела сотни метров в воздухе, прежде чем разбиться в близлежащем лесу.
Успех SpaceX в основном обусловлен запуском многочисленных спутников, составляющих группировки, которые выступают в качестве ретрансляторов для широкополосной связи, в том числе и для собственной службы Starlink. Если ракеты-носители LandSpace и Space Pioneer докажут свою эффективность, обе компании окажутся в выгодном положении для аналогичной деятельности, поскольку сейчас начинают формироваться две китайские группировки, подобные американской Starlink.
Одна из них, Guowang, управляется правительством Китая. Другая, Qianfan, спонсируется правительством Шанхая. Вместе эти системы потребуют запуска более 28 тыс. спутников, что является маловероятным без использования многоразовых ракет — задача, в которой вряд ли будут задействованы иностранцы.
Успех в этом направлении даст обеим компаниям деньги и уверенность для перехода к следующему этапу: ракетам-носителям, которые могли бы соперничать с New Glenn или даже Starship. На данный момент только CASCобъявила о планах создания такого гиганта, который она называет Long March 9. Поэтому ожидайте услышать больше от упомянутых выше Чжана Чанву и Кана Юнлая. Похоже, на последнем рубеже появились новые поселенцы.
Источник: The Economist
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале