Вооруженные силы разных стран обращаются к технологии XVIII века, чтобы шпионить за врагами.
Военнослужащие на маневрах всегда с удовольствием принимают участие в «учениях по затоплению»: возможности атаковать и уничтожить старых военный корабль в качестве мишени.
Но во время прошлогодних Valiant Shield, крупных американских военных учений в Тихом океане, многие стали свидетелями необычного в своем роде потопления. Воздушный шар в стратосфере, оснащенный так называемыми «датчиками электромагнитного спектра», помог направить новую армейскую ракету Precision Strike Missile на движущийся корабль.
В этом году армия также подписала контракт на сумму $4,2 млрд на модернизацию своего парка привязных «аэростатов», используемых для наблюдения и связи на близком расстоянии от земли.
Другие страны следуют этому примеру. Польша закупает у США четыре аэростата для сети радиолокационных станций раннего предупреждения, предназначенной для обнаружения российских ракет и самолётов. Израиль разместил аэростаты вдоль границы с Ливаном для обнаружения ракетных обстрелов. Украина использует их в качестве ретрансляторов сигналов, позволяя своим беспилотникам летать на большие расстояния. После десятилетий забвения военная аэронавтика снова набирает популярность.
Расцвет этой техники пришёлся на 1783 год, когда братья Монгольфье изобрели воздушный шар. Например, в 1794 году французская армия запустила над полем боя привязной воздушный шар, наполненный водородом, чтобы следить за действиями австрийцев внизу.
Воздушные шары также использовались во время Гражданской войны в США для разведки на поле боя и во время Франко-прусской войны для связи между осаждённым Парижем и внешним миром, а также широко применялись обеими сторонами в Первой мировой войне для наблюдения за вражескими окопами.
Однако к началу Второй мировой войны их заменили самолёты, и, в виде аэростатов заграждения, они стали использоваться лишь для защиты от них. А в 1960-х годах спутники приобрели известность как средства шпионажа и связи. И поэтому может показаться удивительным — в эпоху, когда небо заполнено бесчисленным количеством спутников, а беспилотники повсюду, — что вооружённые силы по всему миру возрождают аэростаты. Но это так.
Растущий интерес
Военные аппараты легче воздуха в основном бывают двух видов: аэростаты и стратостаты. Аэростаты — это привязные дирижабли, работающие на высоте 3-5 километров. Помимо ретрансляции сигналов, они полезны для подъёма датчиков (уже не человеческих наблюдателей), предназначенных для обнаружения низколетящих угроз, таких как ракеты и беспилотники, которые могут просочиться сквозь зону действия обычных наземных радиолокационных станций.
Их стоимость составляет лишь малую часть стоимости AWAC - самолётов дальнего радиолокационного обнаружения, обычно используемых для дальнего наблюдения. И они могут нести дежурство неделями.
Их развёртывание не обходилось без инцидентов. Например, американская программа JLENS была разработана для обнаружения потенциальных угроз со стороны крылатых ракет в районе Вашингтона. Она включала два аэростата, висящих на высоте 3 км, каждый из которых был оснащён радаром наблюдения и управления огнём весом более 3 тонн, способным видеть на расстоянии до 550 км.
Толстые кевларовые тросы удерживали дирижабли на месте. По крайней мере, так предполагалось. Но в 2015 году один из них сорвался с тросов и пролетел почти 150 км над Мэрилендом и Пенсильванией, пугая местных жителей. Вскоре после этого программа была закрыта.
Однако этот инцидент, как показывает состояние дел сегодня, остался в прошлом. Во-первых, военные многому научились у других пользователей аэростатов. Например, таможенно-пограничная служба США установила несколько таких аэростатов вдоль границы с Мексикой для отслеживания маршрутов, используемых наркоторговцами и людьми. Другой аэростат, летающий над побережьем Пуэрто-Рико, использует свой радар для обнаружения беспилотников и небольших судов, перевозящих наркотики через Карибское море.
Но основным фактором, обусловившим новый интерес к воздухоплаванию, является Китай. В феврале 2023 года огромный китайский воздушный шар, несущий разведывательное оборудование в корпусе размером с автобус, несколько дней дрейфовал над Соединенными Штатами, пока его не сбил американский истребитель. За последние годы Китай также запустил более сотни разведывательных аэростатов над Тайваньским проливом.
В отличие от аэростатов, высотные стратостаты такого типа не имеют привязи. Они парят в стратосфере, обычно на высоте 24–37 км. Это значительно выше высоты полёта пассажирских самолётов, но гораздо ближе к земле, чем спутники на низкой околоземной орбите, высота которых составляет 160–2000 км.
Поскольку сигналы ближней связи подвержены поглощению в атмосфере, их легче отслеживать с аэростата, чем из космоса.
Меньшая высота полёта аэростатов также позволяет им делать более качественные снимки земли, чем большинству спутников. И вместо того, чтобы пролетать мимо, как спутники, аэростаты могут зависать над интересующей областью. Некоторые современные аэростаты используют искусственный интеллект для прогнозирования и использования соответствующих ветровых потоков.
По этим причинам некоторые эксперты утверждают, что высотные аэростаты могут собирать более качественные разведданные, чем спутники. И они делают это с гораздо меньшими затратами, поскольку их запуск обходится дешево и их легко вернуть. По сравнению с аэростатами, которые гораздо больше и прочнее, стратостаты ограничены малой полезной нагрузкой (она как правило на превышает 30 или 40 кг). Но достижения в миниатюризации датчиков возродили их полезность, говорит Брайан Кларк из аналитического центра Института Хадсона.
Небольшая полезная нагрузка радиоэлектронной борьбы, подвешенная под таким аэростатом, может поглощать данные, исходящие за сотни километров. Воздушные шары также излучают мало тепла или звука и используют пассивное сенсорное оборудование, что делает их трудно обнаруживаемыми. Если вы не ищете его специально, отмечает г-н Кларк, воздушный шар, скорее всего, пролетит совершенно незамеченным.
Вооружённые силы США всё чаще экспериментируют с высотными аэростатами. Одна из идей заключается в запуске роёв таких аэростатов, оснащённых необходимыми датчиками, над полем боя в рамках сети, которая идентифицирует цели и направляет на них боеприпасы.
Некоторые представители Пентагона считают, что громоздкие самолёты AWAC, которые обычно выполняют эту задачу, будут уязвимы в условиях интенсивного противостояния с Китаем. Армия также рассматривает возможность использования аэростатов для переброски и сброса боевых беспилотников в глубокий тыл противника.
Финансирования тоже начинает поступать. В законе One Big Beautiful Bill - «Один большой красивый законопроект», налоговой и расходной мере, принятой Конгрессом в июле, заложено $50 млн на экспериментальные стратостаты.
Однако ограничения сохраняются. Управление воздушными шарами на большой высоте, где скорость ветра, как правило, высока, по-прежнему сложно. Ещё одной сложностью является энергоснабжение. Электроника воздушного шара обычно использует небольшие солнечные панели, что сужает их уровень сложности.
Радиоэлектронная борьба также может сделать каналы связи уязвимыми для помех. А сбитые над иностранными государствами воздушные шары-разведчики, как правило, вызывают дипломатические перепалки, что могут подтвердить США и Китай. Но не так сильно, как сбитые вражеские самолёты-разведчики. Воздушный шар, так сказать, поднят в воздух.
Источник: The Economist
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале