Найти в Дзене
Факты про артефакты

Янтарный кубок Хоува: строители чуть не лишили нас главного сокровища Европы

Рабочий замахнулся киркой и услышал хруст. Он думал, что крушит гнилой пень или старую кость, но из грязи полыхнуло красным огнем. В 1856 году строители в английском Хоуве случайно вскрыли древний курган. Им было плевать на историю: они просто ровняли землю для новой улицы. Этот удар едва не уничтожил один из самых загадочных предметов Бронзового века. Янтарный кубок Хоува - сосуд, выточенный из цельного куска древней смолы. Он пережил три с половиной тысячи лет в сырой земле, чтобы чуть не погибнуть от рук викторианских чернорабочих. Сегодня этот хрупкий артефакт заставляет ученых переписывать историю древней Британии. Пальмейра-авеню в городе Хоув выглядит как обычная британская улица. Аккуратные дома, асфальт, редкие прохожие. Ничто не выдает того факта, что под ногами здесь когда-то спал король. Или жрец. Или воин, чье имя растворилось в сыром тумане три с половиной тысячи лет назад. История его возвращения началась не с научной экспедиции, а с банальной стройки. Середина XIX века.
Оглавление

Рабочий замахнулся киркой и услышал хруст. Он думал, что крушит гнилой пень или старую кость, но из грязи полыхнуло красным огнем. В 1856 году строители в английском Хоуве случайно вскрыли древний курган. Им было плевать на историю: они просто ровняли землю для новой улицы.

Этот удар едва не уничтожил один из самых загадочных предметов Бронзового века. Янтарный кубок Хоува - сосуд, выточенный из цельного куска древней смолы. Он пережил три с половиной тысячи лет в сырой земле, чтобы чуть не погибнуть от рук викторианских чернорабочих. Сегодня этот хрупкий артефакт заставляет ученых переписывать историю древней Британии.

Пальмейра-авеню в городе Хоув выглядит как обычная британская улица. Аккуратные дома, асфальт, редкие прохожие. Ничто не выдает того факта, что под ногами здесь когда-то спал король. Или жрец. Или воин, чье имя растворилось в сыром тумане три с половиной тысячи лет назад. История его возвращения началась не с научной экспедиции, а с банальной стройки.

Курган Хоув реконструкция
Курган Хоув реконструкция

Середина XIX века. Англия переживает строительный бум. Рабочие срывают огромный земляной холм, мешающий прокладке дороги. Никаких кисточек, никаких археологических дневников. Только лопаты, кирки и тяжелое дыхание людей, которым платят за объем вывезенного грунта. В центре холма, глубоко в глине, они натыкаются на что-то твердое. Дубовый ствол. Почерневший от времени, рассыпающийся в труху гроб.

Внутри лежала пыль, бывшая когда-то костями человека, и несколько предметов. Каменный топор. Бронзовый кинжал. Точильный камень. И чаша.

-3

Она казалась сделанной из застывшего меда. Гладкая, теплая на ощупь, светящаяся изнутри глубоким багряным светом. Один из рабочих, не разобравшись, ударил по ней инструментом. Хрупкий материал не выдержал. Чаша раскололась. Только чудом осколки удалось собрать и склеить, вернув миру Янтарный кубок Хоува — единственный в своем роде шедевр Бронзового века.

Материал не отсюда

Взгляните на карту. Хоув находится на южном побережье Англии. Янтарь такого качества и размера здесь не встречается. Это балтийский сукцинит. Чтобы попасть сюда, кусок окаменевшей смолы должен был проделать путь в полторы тысячи километров. Через бурное Северное море, через руки торговцев, через границы племен, говоривших на разных языках.

Янтарная чашка, найдённая в кургане Хоув. Нарисован мистером Джорджем Де Пари.
Янтарная чашка, найдённая в кургане Хоув. Нарисован мистером Джорджем Де Пари.

В эпоху ранней бронзы янтарь ценился выше золота. Это был не просто красивый камень. Это было солнце, пойманное в ловушку. Он горел, если бросить его в огонь. Он притягивал пушинки, если его потереть о шерсть. Для древнего человека это была чистая магия. Электричество богов.

Мастер, создавший кубок, совершил невозможное. Янтарь капризен. В нем часто бывают внутренние трещины, пузырьки воздуха, мусор. Найти кусок размером с человеческий кулак, чистый и прозрачный, уже удача. А выточить из него сосуд с тонкими стенками, не расколов заготовку в процессе, — подвиг.

-5

Стенки кубка идеально гладкие. На поверхности вырезаны тонкие декоративные линии. Ручка удобная, широкая. При этом ученые уверены: у мастера не было токарного станка. Все сделано вручную. Скоблением. Полировкой. Месяцами кропотливого труда. Одно неверное движение кремниевым резцом, и драгоценная заготовка превратилась бы в горсть дорогих осколков.

Призрак деревянной кружки

Самое странное в кубке — его форма. Он не похож на керамику того времени. Он не подражает металлическим кубкам. Он выглядит точь-в-точь как простая деревянная кружка.

Искусствоведы называют это скевоморфизмом. Это когда дорогой материал имитирует дешевый. Представьте, что миллиардер заказывает себе пластиковый стаканчик, выточенный из цельного рубина. Зачем? Возможно, форма деревянной чаши имела сакральное значение. Или же это была демонстрация абсолютной власти: «Я настолько богат, что могу позволить себе бытовые предметы из материала, которому поклоняются как божеству».

Объем чаши скромен: чуть больше половины пинты (примерно 300-350 мл.). Из нее не пили воду. Скорее всего, она предназначалась для ритуальных напитков. Мед? Эль? Или что-то более крепкое, дурманящее, позволяющее жрецу говорить с духами предков?

Свита короля

Кубок не был одинок. Предметы, найденные рядом, рассказывают историю о войне и власти.

Бронзовый кинжал типа «Камертон» (Camerton). В то время бронза была хай-теком. Владеть таким оружием было все равно что сегодня носить в кармане ключи от частного самолета. Но еще интереснее точильный камень. Он аккуратно просверлен. Его носили на шнурке, на поясе. Это не рабочий инструмент ремесленника. Это символ. Как скипетр или держава. Знак того, что владелец имеет право решать, когда оружие должно быть острым, а когда — оставаться в ножнах.

Археологи относят это захоронение к культуре Уэссекса. Это были «сливки общества» древней Британии. Они строили Стоунхендж. Они торговали с Микенами. Они знали толк в роскоши. Человек из Хоува, несомненно, принадлежал к этой элите.

Шрамы времени

Сегодня кубок стоит в витрине Музея творчества Хоува. Если присмотреться, можно увидеть следы клея. Те самые трещины от удара лопатой в 1856 году. Они стали частью его истории.

У него нет плоского дна в привычном понимании. Он слегка скруглен снизу. Если поставить его на стол, он покачнется. Возможно, его не ставили. Его держали в руках до последнего глотка. Или передавали по кругу у костра, когда ночь опускалась на холмы Сассекса, а в темноте шумело море.

Мы смотрим на него через стекло. Он светится теплым, глубоким красным светом. Внутри этого света застыло время. Смола древних деревьев, ставшая камнем. Камень, ставший чашей. Чаша, ставшая легендой.

Спустя три с половиной тысячи лет мы не знаем имени того, кто пил из этого кубка. Мы не знаем песен, которые пели на его похоронах. Но глядя на этот хрупкий янтарь, мы чувствуем странную связь. Кто-то очень любил этого человека, раз положил ему в могилу целое солнце.

Простые факты:

  • В Британии известен только один аналог подобного сосуда, но он сделан из золота (Кубок Риллатона), а не из янтаря.
  • При микроскопическом анализе поверхности кубка не найдено следов вращения, что окончательно доказало ручной метод изготовления без гончарного круга.
  • В захоронении также нашли боевой топор-молот, но он был сделан из камня, а не из металла, что для того периода уже было сознательной архаикой, данью традициям.

🔶 Наш канал в Телеграме

Читать также....