В январе 1953 года во Франции, в простой яме, вырытой в глинистом холме, археологи нашли нечто невозможное. Из темноты проступил край бронзового сосуда. Но по мере расчистки они осознали: это не просто ваза. Это монстр. Исполинский кратер высотой с человека, созданный греческими мастерами за тысячи километров от этого места.
Как эта 208-килограммовая бронзовая громадина, способная вместить 1100 литров вина, оказалась в могиле молодой кельтской женщины? И что её присутствие говорит о власти, торговле и тайных союзах, которые плелись по всей Европе за 500 лет до нашей эры? Ответы скрыты в земле и в узорах на боках этого титана.
Холодный ветер января 1953 года гулял по холму Мон Лассуа в Бургундии. Морис Мойссет и Рене Жоффруа, руководившие раскопками, уже знали, что наткнулись на важное захоронение. Но когда их инструменты коснулись чего то металлического, они не могли представить масштаб открытия.
Из земли медленно проявлялся изогнутый бронзовый край. С каждым движением кисти объект рос, не желая заканчиваться. Перед ними стоял не просто сосуд. Это был бронзовый колосс, молчаливый свидетель эпохи, когда мир был больше, а связи прочнее, чем можно было предположить.
Рядом с ним, в погребальной камере из дуба и камня, лежали останки молодой женщины. Её возраст около тридцати пяти лет. На шее тонкое золотое ожерелье, рядом разобранная колесница. Но всё в этой гробнице меркло перед гигантской вазой. Кратер. Так греки называли сосуд для смешивания вина с водой. Но этот экземпляр не имел аналогов.
Высота один метр шестьдесят четыре сантиметра. Вес двести восемь килограммов. Вместимость одна тысяча сто литров. Он был создан в греческих мастерских, вероятно, в Спарте или её окрестностях, за пятьсот лет до рождения Христа. А найден в сердце кельтских земель.
Как он сюда попал. Его путь это загадка, которую археологи разгадывают по крупицам. Перевозка такого груза через Альпы в VI веке до н.э. была предприятием титаническим. Его везли на телегах, запряженных волами, по горным тропам, опасным даже для пешехода. Каждый участник каравана понимал ценность хрупкого груза.
Это был не товар. Это был дар. Дипломатический жест невероятной силы. Дар, который должен был скрепить союз между далекой эллинской колонией, возможно, Массалией, и местной правительницей. Женщиной, чья власть и статус позволяли ей принять такой подарок.
Кратер был не просто символом богатства. Он был орудием власти. В античном мире совместное питье вина было ритуалом, полным социальных и политических смыслов. Хозяин пира, смешивая вино с водой в кратере, демонстрировал свое гостеприимство, контроль над ресурсами и знание чужеземных обычаев.
Представьте кельтский пир. В центре зала возвышается этот бронзовый гигант. «Принцесса из Викс» или жрец, совершающий обряд, разливает из него напиток знатным гостям. В этот момент она не просто местная правительница. Она повелительница, связанная с далеким и могущественным миром Средиземноморья. Её власть получает божественное и международное подтверждение.
Само изготовление кратера было технологическим подвигом. Его отливали по частям. Мастера сделали отдельно чашу, отдельно массивное основание и две ручки невероятной сложности. Ручки это настоящие скульптуры. Каждая изображает горгону Медузу, с клыками, высунутым языком и змеями вместо волос.
Фигуры, изображённые на двух ручках вазы, представляют собой образ Медузы Горгоны — персонажа греческой мифологии. Обычно Медуза изображается с волосами-змеями, извивающимися вокруг её лица. Однако в изделии из кратера Викс у неё длинные заплетённые волосы и завитые чёлки, а ноги превращаются в змей, ползущих по вазе.
Ещё две змеи обвиваются вокруг рук, словно выползающие из одеяния с чешуйчатой отделкой...Её лицо выражает гримасу ужаса: высунутый язык, полуоткрытые губы, демонстрируя острые зубы, нахмуренный нос делают её одновременно устрашающей и прекрасной. Каждая ручка имеет свою версию образа Медузы-Горгоны. В изготовлении ручки используется метод литья по восковым моделям.
Её свирепый лик должен был отпугивать зло. Но для кельтов, не знакомых с мифами о Персее, этот образ мог иметь иное значение. Магический оберег. Взгляд, обращающий врагов в камень. Фриз под краем сосуда показывает торжественный греческий парад. Колесницы, гоплиты в доспехах. Для греков это была знакомая сцена. Для кельтских воинов, с их иными представлениями о доблести, эти изображения были таинственной книгой, полной скрытых смыслов.
Загадкой остается и его погребение. Ручки кратера были аккуратно сняты и положены внутрь сосуда. Это был сознательный акт. Ритуальное «умерщвление» предмета, чтобы он мог последовать за хозяйкой в иной мир. Исследователи почти не нашли внутри следов от перемешивания. Возможно, его использовали всего несколько раз. А может, он и был создан как погребальный дар, символ, который никогда не предназначался для частого использования.
Цивилизация, породившая «принцессу из Викс», исчезла вскоре после её смерти. Её курган оставался неприкосновенным два с половиной тысячелетия. Кратер пережил империи, войны и переселения народов. Он молчал в темноте, храня тайну женщины, которая смогла приручить бронзового титана. Тайну союзов, протянувшихся через весь древний мир. Сегодня, стоя в музее города Шатийон сюр Сен, он продолжает задавать вопросы, на которые у нас до сих пор нет окончательных ответов.
Короткие, но тоже факты:
- В гробнице нашли не греческое вино, а местный напиток на основе пшеничного пива с добавлением полыни и мёда.
- Ножка кратера отлита отдельно и скреплена с чашей при помощи восьми массивных заклёпок, демонстрируя инженерный подход.
- Помимо кратера, в погребении нашли ещё одну греческую вазу, аттическую чернофигурную килику (чашу для питья), создав идеальный сервиз для пира.
- Курган «принцессы» был частью большого некрополя, что указывает на существование здесь устойчивого политического центра.
🔶 Наш канал в Телеграме
Читать также...