Постоянные замечания в дневнике, сообщения от учителей и вызовы в школу. И все по одному поводу: ребенок плохо ведет себя на уроке.
Наверное, в школьные годы у каждого из нас в классе были «хулиганистые» сверстники, которые нон-стоп привлекали всеобщее внимание на уроках. А кто-то из читателей и сам был таким… Но когда дело доходит до собственных детей, многие родители теряются и не понимают, что делать.
Рассказываем, почему дети начинают плохо себя вести в школе, как можно скорректировать поведение и что делать в особо сложных случаях.
Почему дети ведут себя плохо в школе?
Обычно это типичные проблемы, которые возникают под влиянием внешней среды, обстановки дома или просто в силу взросления. Рассмотрим самые частые.
- Семейные проблемы. Если дома ребенок находится в атмосфере постоянных конфликтов, давления со стороны родителей, то негативные эмоции он будет приносить в школу.
- Нехватка внимания. Довольно частая проблема, когда родители постоянно на работе, а учителя не успевают уделить внимание каждому.
- Конфликты в школе. Это могут быть стычки с одноклассниками и неприятие отдельного педагога. Плохим поведением ребенок как бы «протестует» против конкретного учителя или сверстников.
- Нет интереса. Здесь «баловство» на уроках возникает, когда ребенку скучно и неинтересно учиться.
- Самовыражение. Свою исключительность подростки нередко демонстрируют игнорированием правил, бунтарским поведением.
- Низкая самооценка. Постоянная критика, упреки в стиле «почему не пять?», и завышенные требования к ребенку со временем приводят к выгоранию и потере мотивации к учебе.
По данным исследования Аналитического центра НАФИ, примерно половина россиян сталкивалась с трудным поведением детей – своих или чужих. При этом подавляющее большинство опрошенных уверены, что ответственность за воспитание несут преимущественно родители. Поэтому дальше рассказываем, что же делать семье, если на ребенка вдруг участились жалобы из школы.
Как родителям реагировать на жалобы?
Сразу скажем – обвинять учителя или бросаться наказывать школьника точно не стоит. Возьмите паузу на размышления и продумайте будущий разговор с педагогом. Чтобы вам было проще выстраивать диалог, собрали советы психолога Онлайн-школы № 1 Киры Гольдштейн:
✔️Спокойно уточните детали. «В какие моменты ребенок плохо себя ведет?», «Что именно он делает?», «Как реагирует на замечания?».
✔️Попросите привести примеры. Один конкретный эпизод расскажет больше, чем пять общих фраз. А контекст ситуации может и вовсе кардинально изменить все.
✔️Уточните, что предпринимал учитель. Важно понять, какие замечания уже делались и как реагировал школьник.
✔️Покажите педагогу, что у вас одна цель – сделать учебу комфортной. Для всех.
А теперь о том, чего точно не стоит делать:
❌Отмахиваться от педагога. «Вы все врете» или «да это дети, они всегда так себя ведут» – это неправильный подход.
❌Устраивать скандал ребенку. Особенно сразу по возвращении из школы.
❌Усиленно искать виноватых без решения самой проблемы.
❌Идти на конфликт с педагогом и сыпать обвинениями, особенно при самом ребенке.
Подход должен быть конструктивным: услышали одну сторону – обдумали – поговорили с ребенком – сделали выводы – начали действовать.
Диагностика проблемы: как понять причину?
Если плохое поведение стало системой, нужно не бороться с «симптомами», а устранять причину. Даем чек-лист для диагностики ситуации.
Шаг 1. Собрать факты.
Попросите учителя описать конкретные ситуации: когда, с кем, как часто. Наблюдайте сами: каким ребенок приходит из школы? Устал? Раздражен? Молчалив?
Шаг 2. Мягко поговорить с ребенком.
Важно избегать обвинений и «нападок» в духе «Почему опять плохо себя вел?». Лучше поинтересуйтесь, как прошел день, чем или недоволен расстроен ребенок.
Шаг 3. Оценить «погоду» в доме.
Хватает ли общения? Не слишком ли много требований? Нет ли конфликтов, свидетелем которых часто становится школьник? Опять же, часто поведение ухудшается в период стресса: переезд, развод родителей, болезнь близкого человека.
Шаг 4. Оценить учебную нагрузку.
Если нагрузка слишком большая или есть пробелы в знаниях, наступает переутомление. Отсюда раздражительность, капризы и плохое поведение.
Шаг 5. Привлечь школьного психолога.
Хороший специалист увидит то, что скрыто от родителей и учителей: эмоциональные трудности, низкую самооценку, внутренние конфликты.
Оцените все составляющие в комплексе – возможно, причина даже не одна. А дальше начинайте работать со школьником.
План действий для родителей: 5 шагов
Когда причина найдена, можно выстраивать стратегию борьбы с проблемой. Здесь важен системный подход.
- Установите режим дня. Простой, предсказуемый распорядок снижает тревожность и делает ребенка спокойнее.
- Подавайте пример. Если сами вы в разговорах с окружающими постоянно перебиваете или ведете себя скандально, ребенок перенимает вашу манеру.
- Работайте с мотивацией. Обсудите со школьником, что ему интересно в учебе, покажите неочевидные плюсы и стороны «скучных» предметов. Если на уроках будет интересно, то и отвлекаться не захочется.
- Говорите с ребенком. Даже разговоры на отвлеченные темы перед сном могут снизить дефицит внимания и показать школьнику, что он важен родителям.
- Хвалите. Даже за незначительные успехи.
Главное – не пытайтесь решить проблему скандалами и наказаниями. Это лишь усугубит протестное настроение.
Как работать с эмоциональными вспышками
Даже если ребенок научился себя контролировать, иногда система может дать сбой. Просто в какой-то момент эмоции зашкалили. Нужно не ругаться, а помочь выйти из состояния. Например, с помощью простых практик:
✏️Дыхательные упражнения. Вдох на 4 счета – пауза – выдох на 6. Работает даже у самых маленьких детей.
✏️Техника «стоп-рука». Поднять ладонь: «Стоп. Давай подышим вместе».
✏️Фразы поддержки. «Я рядом», «Вижу, что тебе сложно», «Давай найдем способ успокоиться». Важно не отрицать чувства.
Когда накал страстей спадет, спокойно обсудите, что именно вызвало вспышку и как лучше реагировать на такие ситуации в будущем.
Сложные случаи: когда нужна помощь специалистов
Иногда родительских усилий бывает недостаточно. Это не значит, что с ребенком «что-то не так». Просто проблема оказалась серьезнее.
Обратиться за помощью стоит, если:
- Появляется агрессия к себе или другим.
- Конфликты становятся систематическими.
- Резко меняется поведение. Замкнутость, апатия, страхи, резкие смены настроения.
- Есть признаки травли. В отношении ребенка или с его стороны в адрес других детей.
- Ситуация не меняется. Несмотря на ваши усилия, разговоры и поддержку.
В таких случаях стоит обратиться к детскому психологу. А если есть подозрения на проблемы со здоровьем – то к неврологу или другому профильному специалисту.
Заключение
Плохое поведение в школе – не черта характера и не «приговор». Это реакция. Способ справиться с эмоциями, дефицитом внимания, скукой или тревогой. И когда родители смотрят на ситуацию как на задачу, а не как на «проблему ребенка», все становится проще.
Главное:
- поведение – всегда следствие чего-то;
- проблема решается устранением причины плохого поведения;
- совместная работа родителей и школы дает лучшие результаты.
Если вы будете реагировать спокойно, разбираться в причинах и мягко выстраивать новые правила, ребенок обязательно откликнется на ваши усилия. Но когда ситуация становится критической и справиться своими силами не получается, важно как можно скорее обратиться к специалисту.
Советуем к прочтению: Как мотивировать ребенка на учебу: рабочие техники и подходы