Найти в Дзене
Неизвестный Туран

Крепость Урга и сторожевая башня на чинке Устюрта

Двигаясь по пути Оренбургского отряда Хивинского похода 1873 года я был в предвкушении посещения первой захваченной крепости Хивинского ханства - Джан-Кала и искренне недоумевал, почему в описаниях участников похода не было отмечено никаких укреплений на мысу Урга. Хотя, как следует из дневника Е.С.Саранчева, он, вместе с полковником Глуховским, поднимался на обрыв чинка Устюрта у мыса Урга и обозревал хивинские укрепления на горизонте, а потом составил их описания. Более того, у мыса Урга было назначено рандеву с Мангышлакским отрядом экспедиции. Но никто из участников того похода не оставил сведений о средневековых укреплениях, которые было сложно не заметить. Они все прошли низом или верхом. но не удостоили взглядом руины. Средневековая сторожевая (сигнальная) башня на мысе Урга. Вид с северо-северо-запада. На дальнем плане слева озеро Каратеренг С хивинской крепостью Джан-Кала меня ждало фиаско, хотя спустя несколько лет я все-таки ее нашел (про нее будет в следующем репортаже), а

Двигаясь по пути Оренбургского отряда Хивинского похода 1873 года я был в предвкушении посещения первой захваченной крепости Хивинского ханства - Джан-Кала и искренне недоумевал, почему в описаниях участников похода не было отмечено никаких укреплений на мысу Урга. Хотя, как следует из дневника Е.С.Саранчева, он, вместе с полковником Глуховским, поднимался на обрыв чинка Устюрта у мыса Урга и обозревал хивинские укрепления на горизонте, а потом составил их описания. Более того, у мыса Урга было назначено рандеву с Мангышлакским отрядом экспедиции. Но никто из участников того похода не оставил сведений о средневековых укреплениях, которые было сложно не заметить. Они все прошли низом или верхом. но не удостоили взглядом руины.

Средневековая сторожевая (сигнальная) башня на мысе Урга. Вид с северо-северо-запада. На дальнем плане слева озеро Каратеренг
Средневековая сторожевая (сигнальная) башня на мысе Урга. Вид с северо-северо-запада. На дальнем плане слева озеро Каратеренг

С хивинской крепостью Джан-Кала меня ждало фиаско, хотя спустя несколько лет я все-таки ее нашел (про нее будет в следующем репортаже), а место где Саранчев поднялся на чинк Устюрта с определенной долей вероятности привязал в одном из предыдущих постов:

Оттуда не было видно ни средневековую сторожевую башню, ни средневековую крепость Урга рядом с ней. Благодаря современным технологиям космосъемки и археологической литературе мы сейчас соберем все эти объекты в одну статью.
История изучения памятников археологии на мысе Урга выглядит примерно следующим образом.
В 1842 г. по Восточному чинку Устюрта в Хиву направился Ф. И. Базинер. Он приводит краткое описание руин Давлетгирея, Урги и 12 башен. Ф. И. Базинер считает, что эти укрепления служили караван-сараями и были связаны с башнями (Древняя и средневековая культура..., С. 11).
Как я уже говорил, участники Хивинского похода 1873 года отметили только крепость Давлетгирей, она же Курганча, в 100 километрах севернее.
В 1946 году археологами на Восточном чинке Устюрта был выявлен целый ряд развалин башен, определенных как сигнальные: Урга, Кияжол, Караумбет, Шибинды, развалины крепостей Пулжай, Караумбет и Кияжол. На них был собран подъемный материал, сняты схематические планы. Все обследованные памятники датированы С.П.Толстовым X—XI вв. (Древняя и средневековая культура..., С. 14).
В 1959 г. этнографическим отрядом Хорезмской экспедиции обследована средневековая крепость Урга-кала с сигнальной башней. По подъемному керамическому материалу памятник датирован XII— XIII вв. Снят схематический план.
С 1960 г. в археологическое изучение Устюрта включается сектор археологии и этнографии ИИЯЛ Каракалпакского филиала АН УзССР. Его сотрудники в том же году обследовали ряд крепостей на Восточном чинке Устюрта. На Урга-кале, по керамическому материалу датированной XII—XIII вв., заложены два шурфа размером 2x1 м и зачищены края ям (Древняя и средневековая культура..., С. 16).

Систематические археологические исследования на плато Устюрт начаты в 1971 г. Каракалпакским филиалом АН УзССР. Методом сплошного археологического обследования изучалась территория Устюрта, административно входящая в состав Каракалпакской АССР. Так в 1975 г. поисковые и раскопочные работы производились на Восточном чинке Устюрта. Поисковые маршруты прошли от мыса Дуана на севере до урочища Айбугир на юге... Были произведены раскопки на городищах Караумбет и Кияжол-2, на могильниках Дуана, Сулама, Каскажол, на городищах Курганча, Урга, в курганных группах Урга, Кияжол. (Древняя и средневековая культура..., С. 6, 9).
Вероятно, в более позднее время исследования продолжались, но систематические раскопки или консервационные работы наши фортификационные объекты не затронули.
Давайте посмотрим что удалось мне увидеть и что сохранилось до нашего времени.

На карте ниже хХорошо заметны развалины рыбацкого поселка Урга на одноименном мысу, отмеченная значком кургана сторожевая башня, Каражарская тропа с урочищами Жангакала и Якуббайколь, а так же остатки укрепленной усадьбы (?) Каражар. Это нам понадобится и сейчас и в будущем.

Фрагмент листа карты К-40-022. М 1:100000, состояние местности на 1979 год.
Фрагмент листа карты К-40-022. М 1:100000, состояние местности на 1979 год.

Археологический комплекс Урга находится на одноименном мысу Восточного чинка и состоит из городища и башни. Причем внутреннее укрепление городища по какой-то причине носит наименование не цитадель, а городище № 1, а внешнее с полукруглым валом - городище № 2. Мы начнем осмотр комплекса с башни, хотя она по отношению к городищу вторична, но именно к ней я выехал от христианского кладбища заброшенного поселка рыболовов Урга.
Сигнальная башня Урга легко находится на космосъемке, а вот с городищем ситуация иная, оно так не бросается в глаза. Обратите внимание на структуры за внешним валом городища к северу от него. Это по всей видимости усадьбы позднего периода его существования, одна из которых была вскрыта шурфом. У подножия городища видна дорога и домик рыбака, мы там уже проезжали в сторону озера Судочье:

Снятый бульдозером слой грунта у башни пока оставляет одни вопросы.

Строжевая башня и городище Урга. Космосъемка Google.
Строжевая башня и городище Урга. Космосъемка Google.

В 420 м северо-западнее городища № 1 на плато Устюрта находятся руины башни. Она имеет форму четырехгранной усеченной пирамиды с сильно разрушенными боковыми сторонами. В нижней части сохранились 3 ряда непотревоженных плит ракушечника. Угол наклона боковых сторон к основанию равен 74°. Основание башни квадратное, сторона которого равна 12 м. Высота в настоящее время 6 м. В верхней части она, вероятно, была надстроена из жженых кирпичей, которые найдены в завале вокруг башни и во внутрибашенном помещении.
Внутри башни имеется камера размером 3,6x3,6 м, которая начинается от материка на высоте около 2 м. Камера сохранилась на высоту около 4 м. Она заполнена культурным слоем. В ее северо-восточном углу был заложен шурф размером 1,4х1 м глубиной 3 м для выяснения характера напластований культурного слоя.

Сторожевые башни восточного чинка Устюрта. Планы и разрезы. 1 - Урга, 2 - Шибинды, 3- Караумбет
Сторожевые башни восточного чинка Устюрта. Планы и разрезы. 1 - Урга, 2 - Шибинды, 3- Караумбет

Культурный слой в камере резко опускается от северной стороны башни к середине и производит впечатление насыпного. В нем встречаются кости животных, рыб, угольки, не полностью сгоревшие прутья, камыш и т. д. Видимо, наверху башни была сделана специальная площадка, на которой разводили дымящий костер. Для того, чтобы камыш, прутья и т. д. быстро не сгорали, их пересыпали культурным слоем, взятым из помещений в расположенном рядом населенном пункте на месте городища. Иначе трудно представить, каким образом попали в камеру многочисленная лепная, гончарная и поливная керамика, большое количество костей животных, рыб, косточки урюка и т.д.
Но и это объяснение так себе. Зачем таскать культурный слой с городища, когда рядом с башней на плато есть пускай и не такая плодородная, но почва. Я считаю, что эти артефакты попали в башню в новое и новейшее время тем же путем, каким наконечники мтрел времен неолита попадали в курган 2 курганного могильника Каскажол железного века.
Тем не менее найденная в заполнении башни керамика аналогична гончарной керамике Хорезма IX—XI вв. Лепная посуда по своему облику напоминает лепные сосуды с городищ Аджибай, Кияжол-2, Караумбет. Таким образом функционирование башни по керамическому материалу следует отнести к IX—XII вв. Однако, если допущение авторов о приносе культурного слоя с городища верно, хотя и спорно, то по сути они датируют этот принесенный культурный слой, а не башню.
Примечателен анализ рыбьих костей из шурфа 1975 года. Это вторая по количеству (61 экз.) определенная выборка с памятников Восточного чинка Устюрта.  Больше всего было костей неопределимых карповых (30 экз.), остальные кости принадлежат сазану и сому, еденично встречаются жерех, судак, плотва. Размеры сазана достигают до 70 см по выборке с пяти памятников Устюрта; размеры сома до 240 см с четырех памятников Устюрта; размеры жереха до 64 см с двух памятников. Кости шипа в башне отсутствуют полностью (Древняя и средневековая культура..., С. 304-307)
. Такой видовой состав пород рыб говорит о том, что скорее всего уже в новейшее время местные колхозники по вечерам сидя на башне пили пиво с выловленной в озере Каратеренг рыбкой, смотрели на закат и играли в чечки средневековой керамикой. Это в свою очередь ставит под сомнение датировку культурного слоя по керамике. Ни кто ведь не датировал рыбьи кости по радиоуглероду и калий-аргону?

Вид на башню Урга с юго-востока
Вид на башню Урга с юго-востока

Местность с башни просматривается на юго-запад вдоль чинка и на север. Однако ближайшие башни Кызылкаир, Таили, Судочье, Кия-жол с мыса Урга и с башни не видны, так как закрыты высокой грядой. По своей конструкции башня на мысу Урга близка башне у городища Караумбет. Эти башни взаимно просматриваются в ясную погоду. Нет сомнений в том, что огонь, зажженный ночью, или дымовой сигнал, подаваемый днем на одной из башен, будет замечен на другой. (Древняя и средневековая культура..., С. 254-259).

Вид на башню Урга с юго-запада
Вид на башню Урга с юго-запада

От городища Аджибай на севере до мыса Айбугир на юге вдоль Восточного чинка Устюрта расположено большое количество средне­вековых памятников, среди которых преобладают башни в количестве 24 единиц. Преобладают квадратные в плане однотипные башни с четко выраженным сужением корпуса в верхней части. Круг­лые в плане башни отмечены дважды (у городища Томар-кала и на мысу Айбугир). Камеры имеются в пяти башнях. В одном случае их наличие определено предположительно. Самые лучшие по сохранности башни с камерами не имеют бойниц и смотровых отверстий. Все башни построены из плит ракушечника, обработка которых была минимальной. У тех плит, которые выходили на фасадные стороны, отесывалась одна сторона, которой был придан угол, соответст­вующий углу наклона граней башни к основанию.
Для 16 башен установлена функциональная связь с расположен­ными рядом населенными пунктами. Большая часть этих башен датируется IX—XI вв. Для них характерны большие размеры оснований, что, вероятно, было в прямой зависимости от их высоты. Они сложены из плит больших размеров и надстроены жженым или сырцовым кирпичом. Башни Саксаулсай, Шибинды, Кияжол, Судочье, Кызылкаир, Кус-Тау,
Курганча отнесены к XII—XIII вв. От ранних башен они отличаются меньшими размерами оснований, плит, сырцовых и жженых кирпичей. Из башен этой хронологической группы функциональная взаимо­связь с населенными пунктами установлена для башен Шибинды, Кияжол, Курганча.

Вид на башню Урга с юга
Вид на башню Урга с юга

Плохая сохранность башен затрудняет решение вопро­са о их назначении. Это, в первую очередь, относится к башням, стоящим обособленно, иногда на большом расстоянии от населенных пунктов. Кстати, они могли быть просто утрачены и не обнаружены археологами, так же как и одна из летописных крепостей севернее Курганчи.
Ф.И.Базинер, видавший многие башни и руины населенных пунк­тов во время своего путешествия в Хиву в. 1842 г., приводит небезын­тересное мнение о их назначении: "На мой взгляд, эти укрепления ранее были караван-сараями и поэтому снабжены пирамидальными башнями, благодаря чему их видно издалека.
С этим мнением о функциональном назначении анализируемых памятников нельзя не согласиться.
Для башен с камерами у городищ Урга и Караумбет выяснено, что световой или дымовой сигнал, подаваемый с одной из них, будет замечен на другой. К башням с камерами, с которых подавались дымовые или световые сигналы, относятся Каскажол, Калалык и, воз­можно, Акчулак. Они, как было отмечено выше, не взаимопросматриваются, а поэтому не могут служить для передачи световых или дымо­вых сигналов с башни на башню.
Не исключено, что башни с камерами, расположенными рядом с населенными пунктами, могли служить в ночное время в качестве све­товых маяков. По световым сигналам могли ориентироваться и суда при их движении по одному из русел Амударьи. Это русло проходило вдоль Восточного чинка и на нем базировались населенные пункты, дошедшие до нас в виде городищ Урга, Кияжол, Караумбет и др. Необходимо отметить, что башни в горах Султануиздага (про них я еще напишу), анало­гичные устюртским по своей конструкции, располагаются также, в ос­новном, вдоль Амударьи.

Вид на башню Урга с востока-юго-востока
Вид на башню Урга с востока-юго-востока

Назначение башен не было единым. Изучаемые башни нашли свое отражение в трудах компилятивно­го автора XI в. аль Бакри, который использовал сведения, относящиеся к предшествующей эпохе. Согласно Бакри, "от Джурджании (Куня-Урген­ча) 12 фарсахов до горы Хорезма, на вершине этой горы башня, а у подножья - жилища людей, которые возделывают там поля.
Гардизи в компилятивном сочинении, написанном в середине XI в. по более ранним источникам, приводит описание пути к печенегам, ко­торые дополняют сведения Бакри: "Что касается печенегов, то дорога к ним идет от Гурганджа к Хорезмийской горе и дальше в сторону печенегов. Дойдя до Хорезмийского озера
(Интересно, что понимал автор под Хорезмийским озером? Традиционно считается что это Аральское море. А если Барсакельмес? То это уже совсем другой маршрут) оставляют его по правую сто­рону и идут дальше".
В настоящее время, когда известны, вероятно, все башни вдоль Восточного чинка Устюрта... Башню на Хорезмийской горе, по данным Бакри, можно локализо­вать на мысу Айбугир, до которого от г. Куня Ургенча 68 км, т. е. около 12 фарсахов. Если двигаться из г. Куня Ургенча на север к чинкам Устюрта и далее к Аральскому морю, т. е. путем, указанным Гардизи, то первой будет башня на мысу Айбугир. Она хорошо видна за многие километры при подходе к Устюрту.

Вид на башню Урга с северо-востока. С этого ракурса хорошо видно внутреннее помещение заполненное грунтом и отвал шурфа
Вид на башню Урга с северо-востока. С этого ракурса хорошо видно внутреннее помещение заполненное грунтом и отвал шурфа

Данные Гардизи о повороте пути к печенегам у Аральского моря хорошо согласуются с топографией памятников IX—XI вв. Их место­положение позволяет наметить трассу торгового пути, описанного Гар­дизи. Самый северный караван-сарай этого времени, находящийся на берегу Аральского моря в местности Аджибай, стоит, вероятно, на месте поворота трассы торгового пути от Аральского моря вглубь Устюрта. Уместно отметить, что и в XIX в. вьючные караваны, направ­ляющиеся из Хивы в Оренбург, следовали вдоль чинка и поднимались на Устюрт, в основном, в районе местности Аджибай. На этом пути, естественно, находятся все башни IX—X вв. Интервалы между караван-сараями и другими населенными пунк­тами на Восточном чинке (Аджибай, Урга, Караумбет, Пулжай) соот­ветствуют дневным переходам караванов...
Однако, когда в 921-922 годах Хорезм посетил арабский путешественник Ибн-Фадлан по пути в Волжскую Булгарию, он прошел несколько другим путем, огибая Барсакельмесскую котловину с запада, а не по восточному чинку Устюрта до караван-сарая (крепости) Аджибай, а потом вглубь плато Устюрт. Путь Ибн-Фадлана в нижнее Поволжье  был самым коротким, но если бы он шел в засушлийвый период, а не в марте, то менее комфортным.
Необходимо отметить, что на северо-западных чинках Устюрта так же имеются остатки трех башен, которые по высоте и размерам основа­ния, близки вышеописанным. Расстояние между двумя из них состав­ляет около 13 км. М. Алиханов-Аварский упоминает о семи башнях в местности Кара-зенгир на восточном берегу Каспийского моря. Если это такие же башни, как на Восточном чинке, то становится очевид­ным, что они отмечают наиболее удобные подъемы на плато для торговых ка­раванов... (Древняя и средневековая культура..., С. 273-283).
Как справедливо отметили авторы башни были многофункциональными сооружениями. Главная их функция это служить ориентиром для торговых караванов на плато Устюрт и у его подножия маркируя удобные подъемы и спуски с чинка, а также места безопасного ночлега и источники воды. Я по себе знаю как легко проскочить спуск с чинка ориентируясь только на колеи машин и каменные туры, особенно в ночное время. А крепость Курганча вообще найти нереально. Будешь стоять рядом с ней и не увидишь.
Именно в ночное время башни вполне могли подавать сигнал запоздавшим караванам огнем, а днем дымом, что, однако, сильно проблематично при сильном ветре на плато. Нельзя полностью исключать и сторожевую функцию сооружений, возвышающихся над ближайшей округой, а так же функцию связи (сигнализации) между некоторыми городищами. Назначение внутренних камер в некоторых башнях мне не ясно, хотя это могло быть сделано чисто для экономии материала и трудозатрат. Ну а что касается культурного слоя внутри камер, то он мог возникнуть как от долго использования, так и быть просто забутовкой внутреннего пространства. И, еще раз подчеркну, его совсем незачем было таскать с ближайшего городища.
Перейдем к следующему объекту - городищу Урга. местные жители мне сказали. что его полностью срыли и осталась одна башня. Чем ввели меня в заблуждение. В плане землеройных работ они оказались правы, но само городище расположено ступенью ниже и не пострадало. Я про это тогда не знал и не посетил его площадку. Хотя пару раз оно мне в кадр попало.

Городище Урга расположено на пологом склоне мыса, который значительно выдается в сторону дельты Амударьи. С юга и востока оно повторяет форму обрыва, к которому примыкает, а с северо-запада отделено от остальной части мыса полукруглой в плане стеной, которая выглядит в настоящее время в виде сильно оплывшего вала. Городище вытянуто с запада на восток на 130—135 м, с севера на юг — на 100 м. В юго-восточной части этого городища находится прямоугольник стен, получивший название - городище № 1. Оно вытянуто с востока на запад, ориентировано стенами по странам света и имеет размеры внутренней части 36х23 м. Северная стена разрушена при добыче ракушечника.

План городища Урга
План городища Урга

Стены городища № 1 сохранились на высоту до 1,47 м, сложены из плит ракушечника и возведены на материке. Юго-восточный (?) угол усилен прямоугольной формы башней, которая выступает из плоскости стен на 1,4 м. Видимо, и на остальных углах имелись подобные башни, в настоящее время уничтоженные. Местоположение входа и наличие контрфорсов в средних частях остается неизученным. Квадратные башни на углах отмечены на городищах Устюрта Кияжол-2 и Караумбет. На восточной стене обнаружена арабская надпись в две строки (А где ее перевод? Прим. мой).
В сильно перекопанном в недавнее время культурном слое городища № 1 двумя шурфами было обнаружено много фрагментов керамических сосудов и жженых кирпичей. Внутри городища выявлена небрежно сложенная из сырцового кирпича на обломках жженых кирпичей стена и следы ремонта обломками жженых кирпичей внешних стен из ракушечника. Фрагмент сосуда из кашина, покрытого голубой глазурью, позволяет датировать слой с внешней стороны восточной стены XII—XIV вв. Стандарт жженого кирпича ложится в диапазон IX-XII вв и в хорезмшахское время.

По результатам исследования был сделан несколько странный вывод:
изучение городища № 1 и результаты исследования 1960 г. показали малопригодность территории памятника для исследований. Внутренняя планировка, видимо, претерпела существенные изменения во время интенсивного обживания в XII—XIII вв., когда более ранние слои были уничтожены.
Скорее всего основной ущерб городищу был нанесен в советское время (1940-50-е годы) когда жители рыбацкого поселка Урга добывали известняковые плиты и жженый кирпич в развалинах крепости для своих построек. Надо было мне повнимательнее присмотреться к постройкам поселка на промежуточной ступени.

Вид со сторожевой башни Урга на озеро Каратеренг и городище Урга (слева). Вот оно с двумя торчащими кучками земли на месте угловых башен цитадели. Я его там и не думал искать, ибо получил информацию от местных, что оно полностью срыто.
Вид со сторожевой башни Урга на озеро Каратеренг и городище Урга (слева). Вот оно с двумя торчащими кучками земли на месте угловых башен цитадели. Я его там и не думал искать, ибо получил информацию от местных, что оно полностью срыто.

Для изучения остальной части памятника на внешней стене городища № 2, отгораживающей его от остального части мыса, было заложено два шурфа. Стена шириной 0,9 м построена, как показали работы в шурфе № 4, из сырцового кирпича. Она сохранилась в отдельных местах на высоту трех кирпичей. Под ней прослежен золистый слой толщиной 0,10—0,15 м, лежащий на комковатом глинистом слое, под которым находится материк. Шурфы своей цели, в основном, не достигли, так как вскрыли перекопанные слои. Непотревоженные слои вскрыты только в материковых ямах.
Еще один интересный нюанс. В 50 м северо-западнее шурфа № 1 произведены зачистки сохранившейся планировки дома (шурф № 5). На поверхности без раскопок видны остатки помещения размером 2,16x2,70 м. Стены построены из сырцового кирпича и сохранились на высоту 3-4 кирпичей. Культурный слой не сохранился. Один и тот же стандарт кирпича, встреченный в шурфах № 4-6, позволяет считать, что раскопками затронуты слои одного хронологического периода.

Керамический материал сторожевой башни (9-10, 13, 17-19) и городища (11-12, 14-16) Урга
Керамический материал сторожевой башни (9-10, 13, 17-19) и городища (11-12, 14-16) Урга

Немногочисленный керамический материал из шурфов позволяет уточнить время возникновения городищ. Проведенные исследования показали, что населенный пункт на мысу Урга возникает в IX—XI вв., а не в хорезмшахское время, как считали ранее. Обнаружение керамики IX—XI вв. за пределами стен городища № 1 позволяет считать, что вокруг первоначального сооружения вырастает небольшой городок, который в XII—ХIII вв. был обнесен стеной. Не исключено, что жизнь на мысу Урга продолжалась и в золотоордынское время. Однако имеющийся материал не позволяет говорить об этом достаточно определенно. У нас нет никаких оснований считать, что в хорезмшахское время здесь находилась пограничная крепость для обороны северо-западных рубежей Хорезма. Очень неудачное в военном отношении расположение населенного пункта на мысу позволяло противнику без усилий оставить его население без воды и взять штурмом. (Древняя и средневековая культура..., С. 254-257)
С последним тезисом конечно можно поспорить.

Вид с башни Урга на кончик одноименного мыса и терасу ниже с расположенным на нем городищем Урга. С некоторыми усилиями просматриваются остатки угловых башен цитадели, внешний вал и понимается реально небольшой размер этого укрепления
Вид с башни Урга на кончик одноименного мыса и терасу ниже с расположенным на нем городищем Урга. С некоторыми усилиями просматриваются остатки угловых башен цитадели, внешний вал и понимается реально небольшой размер этого укрепления

С моей точки зрения такое размещения городища не на самом кончике мыса Урга на одном уровне рядом со сторожевой башней, а ступенькой ниже, в первую очередь свидетельствует о стремлении скрыть его место расположения, спрятав от посторонних глаз как со стороны плато так и со стороны дельты Амударьи; укрыть его от пронизывающего ледяного ветра Мангышлака и несколько приблизить к источникам воды. Господствующая над площадкой городища высота с башней позволяла обозревать его площадку, но из-за расстояния делала невозможным ее обстрел. Более того, было невозможно спуститься к городищу по обращенному к нему склону не попав под обстрел его лучников. Абсолютно аналогичная ситуация, только более подчеркнутая скальными каньонами фиксируется на городище Курганча. Принцип все тот же. Само городище практически не видно ни снизу, ни с плато, даже, если стоишь рядом, а сторожевая башня держит под обзором округу и подает ночью сигнал дружественным караванам: "Идите сюда, здесь можно переночевать в безопасности!".
Многочисленные археологические памятники, расположенные по Восточному чинку, наглядно показывают, насколько интенсивно обжи­вался этот район с IX в. до начала XIII в. Вероятно, массовое возник­новение селений, строительство башен, караван-сараев диктовалось торговыми интересами Хорезма.
Торговые связи Хорезма с кочевой степью неоднократно рассматривались различными исследователями. Еще в 1922 г. В. В. Бартольд убедительно показал, что "Хорезм был обязан своим богатством ис­ключительно торговле с  кочевниками, по-видимому, получившей при исламе значительное развитие; эта торговля сосредоточивалась в се­верной части Хорезма..."...
А. Ю. Якубовский отметил, что "...города Хорезма, лежащие в низовьях Амударьи, сосед­ствуя с кочевой степью, самой географической обстановкой были по­ставлены в условия, при которых они не могли не взять торговой инициативы в Хазарском царстве в свои руки". В то же время А. Ю. Якубовский считал, что "не меньшую роль, чем торговля с Восточной Европой, в жизни Средней Азии играла в эту эпоху торговля с кочевой степью. Целые районы развивались под влиянием этого това­рооборота. Хорезм экономически и политически вырос не только бла­годаря торговле с Восточной Европой, сколько с кочевой туркменской или огузской степью. Во всяком случае Ургенч - столица северного Хорезма, тогда один из больших городов Средней Азии главное свое богатство построил на указанной торговле с кочевниками, которые при­гоняли на его базары скот, привозили шерсть, кожи, получая взамен рис, хлеб, ткани и металлические изделия".
По мнению А. Ю. Якубовского, "степи эти (Дешт-и-Кыпчак) в XI—XII в. посещались караванами не в меньшей, если не в большей мере, чем при ...саманидах в X в. В более поздних работах А. Ю. Якубовский показал, что торговые отношения с кочевой степью и государствами Восточной Европы способствовали перенесению столицы из южного Хорезма в северный.
Интенсивные торговые отношения Хорезма с северо-западными соседями, свидетельствующие о безопасности торговых путей, проти­воречат гипотезе об оборонительном назначении сооружений на Восточном чинке, выдвинутой С. П. Толстовым по материалам предвари­тельных исследований 1946 и 1952 гг. По мнению С. П. Толстова, эти памятники вводят нас "в обстановку напряженной борьбы с огузами".

Схема расположения средневековых памятников Восточного чинка Устюрта.
Схема расположения средневековых памятников Восточного чинка Устюрта.

Глядя на вышеприведенную схему и соотнося с походом Оренбургского отряда русской армии 1873 года возникают вопросы по поводу ответвления пути с Аджибая на северо-запад. Куда более логично было бы двигать далее нас север вдоль чинка Устюрта. Тем более что этот маршрут был обеспечен колодцами и одним так и не найденым до сих пор городищем, севернее Курганчи. Я думаю, что тот или иной маршрут выбирался в зависимости от времени года и недружественой активности кочевников.

...Наиболее интенсивный период освоения указанной территории происходит с X в. Однако не исключено, что этот процесс захватывает и IX в. Определение хронологических границ освоения Восточного чинка имеет важное значение также для изучения истории прилегающей к Устюрту территории западной части дельты Амударьи. Массовое воз­никновение различного рода караван-сараев, башен, крупных населен­ных пунктов на чинке и одновременное появление большого числа на­селенных пунктов под чинком хронологически совпадает с обводнением западной части дельты Амударьи. Граница освоения Восточного чин­ка на севере в X в. доходит до караван-сарая Аджибай. В XII — начале XIII в. она перемещается на север и ее границу определяет городище Курганча (Давлетгирей). (Древняя и средневековая культура..., С. 283-285).
Именно этот путь был одним из двух вариантов пути "серебра закамского" из Ирана, Согда и Хорезма в загадочную страну Вису, а может быть и напрямую в Приобье. И мне приятно, что я вслед за Оренбургским отрядом Хивинского похода 1873 года прошел часть этого пути.

Вид с башни Урага на самый кончик одноименного мыса. На дальнем плане озера Каратеренг и Судочье, а на переднем плане варварски снятый техникой и без того тощий почвенный слой. Цели этого действия мне остались неясны.
Вид с башни Урага на самый кончик одноименного мыса. На дальнем плане озера Каратеренг и Судочье, а на переднем плане варварски снятый техникой и без того тощий почвенный слой. Цели этого действия мне остались неясны.

Думая о варварских вскрышных работах вокруг башни Урга просто теряешься пытаясь понять их причины. Подобные "раскопки" тянутся на десятки километров по краю чинка. Просто бульдозеры елозили и срывали грунт сталкивая его в кучки или в хаотичные валы, копали длинные траншеи на ширину ножа или делали выемки. Что это может быть? Геолгоразведка или вскрышные работы перед добычей известняка? Так работали колхозники-кладоискатели или неквалифицированные археологи сплошной бульдозерной вскрышей пытались найти погребения как в Крыму на трассе Таврида? Или это добывали грунт для насыпки пирсов в след уходящему Аральскому морю в поселке рыбаков Урга? Тоже так себе идея. У меня нет объяснения этому варварскому феномену на тысячелетия оставившему шрамы на плато Устюрт и безвозвратно, бесцельно уничтожившему крупицы исторического наследия по которым бы можно было воссоздать как торговые пути древности, так и локальные системы обживания плато. Одно могу сказать точно, что вокруг башни Урга не было известно каких-либо курганных могильников. Ближайшая курганная группа Урга расположена между мысом Урга на северо-востоке и заброшенным поселком Таили на юго-западе в 1,2-3,5 км от башни Урга. Насчитывает она четыре кургана с каменными конструкциями и насыпями высотой до 1,5 м. В группе был раскопан лишь курган № 3. Инвентарь отсутствует, датировка затруднена. (Древняя и средневековая культура..., С. 138).

На этом с археологией мыса Урга мы заканчиваем. В следующем репортаже мы обратимся к тем укреплениям, которые встретили русскую армию в 1873 году на дне высохшего Айбугирского залива Аральского моря.

Источники и литература:
1. Древняя и средневековая культура Юго-Восточного Устюрта. Ташкент, 1978.
2. Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапера Е.Саранчова. СПб., 1874.

Полная навигация по репортажам о Большом Центрально-Азиатском путешествии здесь:

Центральная Азия и Азербайджан 2019. Навигация

Некоторые из упоминаемых в репортаже предыдущих статей:

Не покидайте мой второй канал "Неизвестный Туран" об азиатских странствиях, чтобы не пропустить обновления - подписывайтесь. Спасибо!
Если понравился репортаж, - оставляйте донаты на поддержку канала через
донатный-сервис здесь...

Оригинал поста в моем ЖЖ здесь...