И вновь мы с вами возвращаемся в Южное Приаралье к берегам озера Судочьего, к развалинам некогда многолюдного рыбацкого поселка Урга. В двух предыдущих репортажах мы, насколько было возможно, детально познакомились как с археологизированными постройками из камыша, вытянутыми почти непрерывной лентой на несколько километров под чинком Устюрта у подножия мыса Урга, так и с более современными строениями, в том числе со знаменитым "Белым домом", который обычно показывают туристам. Ссылки смотрите в конце. Сейчас мы с вами поднимемся на плато Устюрт к сторожевой башне и средневековой крепости Урга-Кала. Но сначала сделаем две остановки на промежуточной ступени чинка - осмотрим остатки послевоенных построек и христианское кладбище.
Верхняя часть поселка Урга, расположенная рядом со спуском, на своеобразной террасе, была построена в 1950-60-е годы и особенно ничего интересного из себя не представляет. Если бы не живописный вид этих руин. С некоторых ракурсов развалины домов из саманного кирпича неискушенному туристу вполне могут показаться руинами средневековых замков и крепостей Хорезма. Особенно красива эта локация выглядит при низком солнце.
Из открытых источников известно, что после окончания Великой Отечественной войны поселок Урга покидают беженцы и депортированные. Жизнь постепенно входит в нормальное русло, население сокращается до довоенного уровня, налаживается быт. Появляются первые многоквартирные дома из саманного кирпича, что было непривычно для местного коренного населения, привыкшего жить в камышовых хижинах. В 1964-1965 гг. Урга достигает своего расцвета. В поселке к тому времени построен детский сад, школа "Имени 8 Марта", больница, почта, магазины. По всей видимости мы сейчас с вами осмотрим руины именно этих зданий, но, к сожалению, их идентифицировать у меня никак не получилось. Никто не занимался детально историей поселка и в открытых источниках сведений по этим объектам с привязкой нет.
Там где стоит значок "Урга" расположены руины "Белого дома" с ледником. Еще один значок маркирует недавно созданный музей. Что он из себя представляет я не знаю, при мне его не было. Хорошо видна траншея на месте вырытого водопровода и дорога на месте древнего подъема на плато Устюрт.
Там где стоит значок "Судочье" в последние годы появилась, предположительно, турбаза.
Говорят, до обмеления Аральского моря завоз грузов в Муйнак осуществляется в том числе и через Ургу морем. В Урге появляется аэродром, но это не точно, т.к. никаких следов ВПП я на космосъемке не заметил. А вот остатки пирсов видны. В 1966 в связи с высыханием Арала осуществляется переселение жителей Урги в другие города и поселки Каракалпакстана. Несмотря на построенный с опозданием магистральный водопровод (его следы видны на космосъемке) жизнь в Ургу больше не возвращается. Последний житель покинул поселок в 1971 году.
В здешнем климате саманные постройки живут достаточно долго, но здесь, похоже, кто-то пробовал разбирать здания как минимум ради извлечения деревянных балок конструкций. Дерево на Устюрте большой дефицит, а уж тем более советское, завезенное с "Большой земли".
На кончике мыса безымянного мыса еще одно строение с острыми как зубы остатками простенков. Именно его мы видели снизу от "Белого дома" и именно так сейчас выглядят руины средневековых цитаделей.
О том как перебраться на противоположный берег озера Каратеренг и о системе коммуникаций в этих водно-болотных угодьях у меня было в предыдущем репортаже:
Я упорно пытался увидеть что-то в камышах на линии горизонта, т.к. этому есть причины. Вы же помните, что я следую по пути Оренбургского отряда русской армии, который в 1873 году отправился на покорение Хивинского царства, руководствуясь воспоминаниями участника похода Е.С.Саранчева. Вот как он описывает эпизод произошедший с ним в этом месте:
Подъехав к мысу Урга, я вместе с полковником Глуховским снова поднялся на Усть-Урт, с целью полюбоваться открывавшимся с вершины видом на высохший Айбугир и хивинскую крепость. Картина была не особенно привлекательна: влево тянулась нескончаемая зеленоватая масса камыша, переходившая почти близ горизонта в синеватую поверхность моря; впереди, верстах в 6, виднелась одиноко стоящая, вытянутая в одну линию какая то неясная масса, по всей вероятности крепость, а вправо рос мелкий кустарник в роде лозы; нигде не было и признаков бывшего Айбугирского залива. (Саранчев Е.С., 1874).
Так как Саранчев не упоминает руины сторожевой башни, ее он вообще не заметил, то с большой долей вероятности можно говорить о том, что Саранчев и полковник Глуховский стояли именно в этом месте, где сейчас мы с вами находимся, а не поднимался по древнему спуску на плато. Если бы они поднялись на верх, то уж точно бы подъехали к башне. И еще один момент. Первоначально я решил что крепость Джан-Кала была расположена на плато Устюрта, но лишь чуть позже пришло понимание, что искать ее надо на другом берегу нынешнего озера Каратеренг, а тогда дна высохшего Айбугирского залива Аральского моря.
Проехав версты три по направлению к крепости (По дну высохшего моря. Прим. мой), мы, к нашей неописанной радости наткнулись на первый хивинский арык Джина-джан — канал немного более сажени ширины и от 1 до 2 фут. глубины. (Этот арык великолепно читается на космосъемке. Прим. мой). Все мы, уже давно мучимые жаждой, с жадностью бросились пить свежую, пресную и прозрачную воду, которая была «слаще сахара», как выражались киргизы. Судя по рассказам жителей, этот арык всего 2–3 года тому назад проведен от одного из притоков Аму-Дарьи к вновь возведенной крепости. Мудрым хивинским стратегам, конечно, и в голову не приходило, какую медвежью услугу они этим оказывали своей стране с военной точки зрения и какую пользу принесли нашим войскам, которым, не будь арыка, пришлось бы еще несколько десятков верст идти без воды.
Опасаясь, чтобы хивинцы не запрудили устья канала и тем не оставили бы нас без воды, генерал Веревкин приказал мне устроить запруду, что и было исполнено, причем для обделки стенок и дна водослива пришлось воспользоваться растущим вблизи кустарником. Подойдя к укреплению, первый эшелон расположился бивуаком вблизи него и простоял здесь три дня. (Саранчев Е.С., 1874)
К крепости Джан-Кала мы вернемся чуть позже, когда достигнем сторожевой башни, а сейчас продолжим осмотр позднесоветских руин рыбацкого поселка.
Земля здесь представляет собой растрескавшуюся корку глины. Представляете какая грязь была здесь после схода снега еще несколько дней тому назад?
Но вернемся к "школе". Здание воистину монументальное для этих мест. Толстые стены из сырцового кирпича надежно хранили тепло зимой и прохладу летом. На ее примере тоже познавательно наблюдать процесс археологизации саманных построек.
По всей видимости здесь была все-таки школа. Или больница? Здание не лишено некоторых архитектурных излишеств в виде арочных межкомнатных проемов.
Правее них даже отсюда заметно редкое для здешних мест христианское кладбище, которое любят посещать туристы и любители ряженых в лампасах.
Кладбище мы с вами осмотрим в следующей части. Не покидайте мой второй канал "Неизвестный Туран" об азиатских странствиях, чтобы не пропустить обновления - подписывайтесь. Спасибо!
Небольшой ролик по Урге на Ютубе:
Дзен-версия для младших братьев по разуму, кому недоступны блага цивилизации:
Использованная литература:
Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапёра Е. Саранчова. — СПб., тип. Ф. Сущинского, 1874.
Полная навигация по репортажам о Большом Центрально-Азиатском путешествии здесь:
Если понравился репортаж, - оставляйте донаты на поддержку канала через донатный-сервис здесь...
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь....