Вначале был огонь… и пепел. Где теперь тот дух, что заставлял нас трепетать, ненавидеть, любить? Его вытравили, как заразу, заменив стерильной толерантностью и безликой массой. Палачи, лишенные воли, герои, чьи маски кривят в гримасе бездарности. И в этом унылом зрелище, именуемом "искусством", я узрел лишь собственное отчаяние, предчувствие неминуемой гибели идеалов. Ибо нет ничего страшнее, чем ложь, облеченная в одежды истины, чем величие, превращенное в балаган.
"Дом Дракона"… увы, он не опалил мое сердце не пламенем и не огнем, не завладел душой, как это сделала в свое время сериал "Игра Престолов". Скорее, оставил лишь пепел разочарования и уныния. В сравнении с той сагой, "Дом Дракона" кажется блеклой тенью, малобюджетной постановкой, лишенной прежней искры. Я сдался на шестой серии, когда лица героев сменились, а вместе с ними, казалось, испарилась и магия повествования. Словно подменили не только актеров, но и души, вложившие в сериал жизнь. Сюжетные арки обрушились, динамика угасла, оставив лишь унылую пустоту. Но собравшись силой воли и лени решил все таки досмотреть так сказать до полного цегундера.
"Игра Престолов" завершилась оглушительной битвой, зрелищем, затмившим собой даже голливудские блокбастеры. А здесь? Возврат к медлительной тягучести, к интригам, лишенным остроты. Я понимаю, что последующие сезоны могут разразиться бурей, но после "Игры Престолов" ожидаешь чего-то большего, чем просто жвачки для глаз. Снято дорого, богато, но душа где? На третьей серии в голове настойчиво стучала мысль: "Зачем я это смотрю?". Продолжал, стиснув зубы, но лишь фоном, надеясь на чудо. Чуда не произошло. Только негров с белыми дредами становилось все больше…
Актерский состав… о, это отдельная трагедия! Лица, лишенные харизмы, совсем не те, что вдохновляли и заставляли сопереживать. Где те яркие индивидуальности, что населяли "Игру Престолов", где каждый герой – вселенная? Здесь же, увы, лишь картонные фигуры, за исключением, может быть, Рейниры, чья игра еще хранит отблеск былого величия. Алисента тоже пытается, проявляет характер… Остальные… лишь фон, безликая масса. И эта навязчивая толерантность… словно насилие над духом Вестероса.
Возможно, я просто постарел и стал брюзгой. Но как можно было собрать настолько невыразительных актеров? Король еще теплится, но остальные… Безжизненные манекены. В "Игре Престолов" каждый актер, даже ребенок, цеплял взгляд, заставлял верить. Здесь – стерильность, пустота. А сериал "Пацаны", вот где каст – огонь!
Резня, расчлененка, порок, интриги, драконы… да, в первой серии всего этого в избытке. Но для кого? Для тех, кто разучился чувствовать, кто деградировал до уровня потребителя дешевых зрелищ? Турниры, интриги… Рейнира, похожая на азиатку с белыми волосами. Негр с белыми волосами. Белый злодей, вылитый Гитлер, только Кощея Бессмертного и Бабы Яги не хватало для полноты погружения в этот шЫдевр. Это все, на что хватило фантазии создателей? Неужели в этой огромной команде не нашлось никого, кто мог бы оживить сериал хотя бы парой искрометных диалогов, интересными сценами, не влияющими на сюжет, но делающими просмотр захватывающим? Неужели это так сложно, когда в руках такие ресурсы? Где та магия, что заставляла нас замирать у экранов, переживать за героев, ненавидеть злодеев и верить в чудеса? Увы, "Дом Дракона" не смог разбудить во мне эти чувства.
С первых же кадров, словно удар под дых, – взрослый негр с белыми дредами! Как ему еще голубые глаза не сделали даже не знаю, было бы очень сказачно. Ладно, простим, допустим. Я залпом проглотил "Фаллоут", хотя тот еще винегрет. Но, привыкнув во время "Игры престолов" копаться в родословных и биографиях, я был раздавлен: Корлис Веларион, персонаж-глыба, в первоисточнике – воплощение светлой кожи и серебра волос, – здесь обернулся… этим чудом. А когда во второй серии на горизонте замаячила перспектива брака пожилого короля с его… мулаткой дочерью, некрасивой, вызывающей бурю отторжения, – во мне взорвался вулкан. Воистину, 85% актеров – какие-то бесцветные, словно выловленные из мутной заводи безвестности. Неужели это сделано намеренно? Зачем? Ради чего? Эта болезненная тяга к противоестественному "разнообразию", преследующая меня еще со времен "Терминатора", где не к месту втиснули переигрывающую, отталкивающую мулатку с потухшим взглядом… Нет места немотивированной "инклюзивности" в исторических полотнах и фэнтези, претендующих на драму и достоверность! Пусть расовое многообразие будет географически обосновано, как мудрая "Игра престолов" поступила в свое время. Уж лучше погружусь в мир "Игры в кальмара", где корейцы хранят чистоту своей расы и пресловутую политкорректность.
Осторожно, уже во второй серии – безвкусица расовых несоответствий и вопиющая абсурдность! Представьте: юная мулатка, чья кровь – гремучая смесь, дочь темнокожего аристократа, спрашивает у короля, которому впору быть ей дедом: "Как вы оседлали Черного Ужаса? Разрешите, я рожу вам наследника чистейшей крови!" Эта сцена – плевок в лицо логике и здравому смыслу. Ни типаж "негро-аристократа", ни облик его дочери не выдерживают никакой критики по сравнению с первоисточником. Актеры – словно дальние родственники, которых пристроили по блату. Куда подевался юмор, искромётность, – а ведь это всегда зловещий знак. Все персонажи, напялив маски многозначительности, изрекают потоки пафосной чепухи, порют чушь несусветную. Сюжет – не сюжет, а густая, вязкая жижа бреда, засасывающая в свои глубины. Поступки персонажей столь же бессмысленны и нелепы, как и их речи.
Неужели мы слепо глотаем эту пропаганду? Неужели не понимаем, что искусство – это зеркало, отражающее и искривляющее реальность? Может быть, "негр-аристократ" – это гиперболизированный образ "толерантности", эпатажная попытка высмеять абсурдные тенденции? Может быть, перед нами забеременевший гей, поющий гимн семейным ценностям, поглаживая свой неестественно округлившийся живот? Нелепость афроамериканца в роли наследственного аристократа бьет по глазам, ведь аристократия – это плод многовековой стабильности и законопослушности. Слова юной мулатки о "чистой валирийской крови" – вызывают лишь горькую усмешку. Я чего-то не понимаю? Впечатление от сериала – искусственная мрачность, унылый душок негро-гомо повестки, заменивший искромётный драйв "Игры престолов". Светловолосые мужики – Дэмиан и его соратник со шрамом – обладают, безусловно, харизмой. Но желания пересмотреть, увы, не возникло. И вряд ли последняя серия это исправит. Это больше напоминает второй сезон "Good Omens", где гомо-пропаганда убила всю магию, и даже гений Шина и Теннанта не смог спасти ситуацию. Если вдруг на западе решат сделать ремейк фильма "Семнадцать мгновений весны" - на роль Штирлица пусть берут Уилл Смита, а на роль Мюллера - Эдди Мерфи. Вот это кинуха получится глаза повылазят в изумлении от такого вот поворота в сюжете.
Я уже потерял всякую надежду. Видно, что вместо "Игры престолов" нам подсовывают бразильско-мексиканскую мыльную оперу. Ни ярких диалогов, ни запоминающихся характеров – все герои плоские, картонные. В "Игре престолов" даже самые посредственные актеры выглядели достойно, благодаря масштабу и мощи происходящего. Здесь же – серость и уныние. А замена актеров – вообще полный провал, катастрофа, фиаско!
Глупость, скука, стерильность… в каждом кадре фальшь, как крик "Не верю!" Станиславского, эхом раздающийся по всему таймлайну. Смотреть больно. Единственный луч света – новый рыцарь, опалённый войной, словно осколок настоящего среди картонных декораций. Бедный Джон Сноу на минималках, хотя именно его, чужака, должны были терзать сомнения, страх перед сильными мира сего! Но нет. Все остальные актеры – бездушные марионетки, отыгрывающие роли, а не проживающие их. Даже насилие здесь – чужеродный элемент, безжизненная дань "Игре Престолов", втиснутая по разнарядке, без искры, без смысла. Треть второй серии – в мусоропровод.
Итогом двух серий – зияющая пропасть. Куда уплыли безумные бюджеты? Драконы графически жалки в сравнении с их предшественниками из оригинальной саги. Остатки надежды тлеют лишь в "не провисающем" повествовании, в отголосках родной музыки на заставке. Единственный проблеск – "Кольца Власти" Amazon выглядят, судя по трейлерам, ещё более удручающий с его афроэльфами. На их фоне, быть может, "Дом Дракона" и сойдёт за шедевр. А восьмой сезон "Игры Престолов"… о, это недостижимый идеал, мираж совершенства.
Это не Мартин. Это грубая подделка, мыльная опера с героями, лишёнными разума и мотивации. Паразит, высасывающий жизнь из репутации великого писателя и его шедевра. С каждой новой серией теплилась надежда – вот сейчас, сейчас начнётся что-то настоящее! Но тщетно… Уныние, блеклость, тоска, порой тошнота. Даже если вычеркнуть из памяти "Игру Престолов", чувство разочарования не покидает. Подбор актеров – чудовищный, сцены и диалоги – нелепые. Моменты отчаяния заставляли выключить телевизор, но что-то маниакально влекло обратно, к этому зрелищу маразма в надежде на чудо. От былого величия остался лишь саундтрек, всё остальное – мимо, в пустоту. Где интриги, экшен, острые диалоги, захватывающие персонажи – магия "Игры Престолов"? Нет ничего! Актеры не просто неприятны – они бездарны. Только Дэймон, словно проклятый ангел, приковывает взгляд. Мелкая королева – отвратительна во всех смыслах. Остальные – картонная массовка. Парадоксально, но даже оригинальную "Игру Престолов" я не сразу полюбил, однако её пилотные серии наголову превосходят этот вымученный "Дом Дракона". Досмотрю сезон… и дальше – пропасть без надежды.
Сначала обещали больше фэнтези, тёмные времена, когда дриады оживляли мёртвых. Потом скорректировали – всего пятьсот лет назад. А в итоге – прошлое сто-двухсотлетней давности. От фэнтези остались лишь драконы, остальное – нескончаемая "Санта-Барбара". Сериал низвергся до уровня Болливуда! Один герой против армии врагов, бежит и рубит их, словно траву, а они даже попасть в него не могут! Не хватает только песни "Джими-джими" в финале. Скука смертная. Несколько серий – и все живы! В "Игре Престолов" всегда висела угроза, интрига, зима… А здесь? "Ой, ваше величество, ваша дочь – шлюха!" – "Да ты что?!" И, судя по всему, в промежутке между "Домом Дракона" и "Игрой Престолов" произошло массовое истребление темнокожих. Где они все? Куда исчезли?
Под каждую серию благополучно засыпал. Ни единой искры сочувствия, ни тени уважения к персонажам этого спин-оффа. Невозможно разделить их чувства, проникнуться их судьбами. Начало сезона — безвкусная, пресная лепешка! Бессвязный шепот, бесцельные скитания, бессмысленные действия. Зачем этот балаган? На волне былой славы решили состряпать это "чудо", не утруждая себя творческим поиском, стремясь лишь урвать кусок. И пусть не летят в меня камни, не скармливайте меня драконам! Если отрешиться от чарующего мира "Песни Льда и Пламени" и взглянуть на этот сезон как на самостоятельное произведение, то в итоге получим лишь жалкую, безвкусную поделку. И мнение критиков, и приговор фанатов единодушны: скука, скукатище и пресность. Дабы не осквернять светлые воспоминания об "Игре Престолов", этот спин-офф пусть отправляется в небытие, как сериал, не заслуживающий снисхождения! Развлечение для домохозяек, клубок дворцовых интриг. Полная чушь! До величия "Игры Престолов" этому "шедевру" — как до Луны пешком. Если в "Престолах" каждый персонаж был яркой индивидуальностью, то здесь — лишь зияющая пустота, серость и убожество актёрской игры.
Меня не покидает гнетущее чувство, будто смотрю современный сериал. Переодень героев в джинсы и футболки, замени замки на небоскребы — и ничего не изменится. Ах да, драконы… Драконы словно выцвели, потеряли свою мощь. В оригинале они были лишь зачаточной силой, а здесь, в эпоху их расцвета, когда драконы были символом власти, на них почти не обращают внимания. Роды, сопливые любовные утехи, банальные интриги и предсказуемые повороты сюжета. Даже Дэмон и Рейнира… Боже, какая же унылая жизнь прописана для них в этом сценарии, словно они жители мегаполиса! Она пытается устроить ребенка в детский сад, он прячется от семейных проблем в библиотеке, предаваясь философским размышлениям… А ведь как все начиналось: полеты на драконах, захватывающие схватки… И их манила дорога приключений, пока вражина не прострелил колено…
Самые крутые повороты случаются лишь в вольном обращении сценаристов с книгой. Например, косолапого сделали убийцей отца и брата, хотя в книге это либо приказ короля, либо козни Деймона. Лейнора Велариона убили по-настоящему, а не инсценировали его смерть в камине. О том, что принцесса родила троих бастардов, знает каждый, но король вынужден закрывать на это глаза, понимая, как опростоволосился, выдав дочь за мужчинку-гея.
"Дом Дракона" получился каким-то ватным, безынтересным и нудным. Последние три серии я смотрел на перемотке, не чувствуя никакого напряжения, а концовка – полный фиаско, отбивающий всякое желание смотреть дальше. Эти люди берутся экранизировать вселенную, живущую по законам средневековья, и переписывают ее под современную повестку. Кажется, они ненавидят мир, о котором снимают сериал.
Три серии подряд сюжет вращается вокруг ноющей девицы, которая, якобы, сильна, но угнетена, ведь ей так тяжело быть принцессой и жить среди "тупых мужиков". По словам этой фригидной особы, крестьяне, умирающие от голода, живут лучше, ведь они "свободны". Как же нелепо слышать в третьем эпизоде о сыне "чистокровного валирийского рода", роль которого исполняет чернокожий актер. Сцена с лучниками, страдающими болезнью штурмовиков, тоже "восхитительна": тысяча стрел и ни одного попадания, даже щит не нужен! Как эти бомжи три года оборонялись – загадка.
Здесь нет интересных диалогов, нет интересных персонажей, нет интриги уровня "Зима близко". Это просто сказка с большим бюджетом для подростков.
Сериал до тошноты однообразен: одни разборки и интриги среди знати в столице, и совершенно некому сочувствовать. "Игра Престолов", напротив, сразу захватывала элементами фэнтези (Белые Ходоки и "Зима близко") и множеством ярких, запоминающихся персонажей, в том числе детских. Тирион, Бран, Серсея и Джейме Ланнистеры, Арья и Санса сразу проникали в самое сердце, заставляя переживать и ненавидеть. Неужели нельзя было достойно завершить "Игру Престолов", вместо того чтобы вкладывать деньги в сомнительную пародию? И я не расист, но мне кажется странным и неуместным видеть единственного представителя другой расы в стране светлокожих, да еще и на высоких постах. Белая ворона в стане чёрных. Это как если бы в историческом фильме о жизни бушменов вдруг появился двухметровый белокожий. По-моему, такая показная, нелепая толерантность как раз и является проявлением дискриминации. Где-то я уже видел эльфа-азиата, нелепо смотревшегося в северных землях. Словно он там по обмену опытом.
Даже несмотря на то, что весь сезон посвящен дворцовым интригам и всего одной битве, количество киноляпов просто зашкаливает. Почему в седьмой серии одному брату выкалывают глаз, а в восьмой он цел и невредим, а с повязкой уже другой брат? Специально пересмотрел моменты – глаза лишили Эймонда, а Эйган – старший брат. В восьмом эпизоде Эймонд со шрамом похож на более молодого Эйгана, и наоборот! Я уже запутался… Как вообще можно было так бездарно продюсировать? Неужели они перепутали персонажей?
Не знаешь, что и сказать в конце сезона, глядя на это убожество. О сюжете и постановке говорить бессмысленно, что-то вроде бы сняли или не сняли. Больше всего меня возмущает бесталанная подача и навязчивое смакование пошлости: эти теребонькающие персонажи… Жуть, честное слово! В "Игре Престолов" не было такого акцента на этом. Неужели кто-то не понял бы атмосферу без этих сцен геев, мастурбации и прочего? Даже обнаженная натура в "Игре Престолов" смотрелась органичнее, чем "вот это вот". Это просто вызывает отвращение…
Из серии в серию меня не покидает мысль, что происходящее мало общего имеет с "Игрой Престолов". Ощущения совершенно другие – ни окружение, ни персонажи, ни вселенная не вызывают отклика. Разве что музыка напоминает о принадлежности к миру "Игры Престолов", но в остальном – это что-то чужое. Будет ли желание смотреть второй сезон – это ОЧЕНЬ большой вопрос.
P.S. И вот, занавес опущен. "Дом Дракона" пал, как увядший цветок, не оставив по себе ничего, кроме горького привкуса разочарования. Я возвращаюсь в мир, покинутый "Игрой Престолов", в мир, где фантазия еще способна воспарить над серостью будней. И пусть тешат себя иллюзиями те, кто готов довольствоваться дешевой подделкой. Я же буду помнить о том, что настоящее величие неподвластно времени и конъюнктуре. Ибо подлинный огонь горит вечно, даже в самой глубокой тьме. И однажды, возможно, я вновь увижу пламя, достойное "Игры Престолов". Но это уже совсем другая история…