Пустота, зияющая на месте кошмара. Клоунада, лишенная своего жуткого вдохновителя – лишь маски без лиц, танцующие в трагическом безмолвии. Мир, осиротевший без своего страха, потерявший суть в бессмысленном фарсе. Эхо ужаса, не находящее отклика.
Как давний поклонник вселенной Стивена Кинга, я с замиранием сердца ждал новый сериал. Но "Оно: Добро пожаловать в Дерри" оказался словно старый, выцветший под безжалостным солнцем фотоальбом – тусклая попытка вызвать в памяти былой трепет. Пугающие моменты, призванные леденить кровь, выглядят до смешного наигранными, словно театральная постановка провинциального масштаба. Пеннивайз, некогда воплощение детских кошмаров, низведен до уровня карикатурного злодея, потеряв всю свою зловещую харизму и превратившись в шаблонного монстра из третьесортного хоррора. Классический Кинг – это когда четверо друзей на великах, рассекают окрестности в поисках приключений. Этакий архетипичный квартет: еврей, итальянец, гений и матерый волк с отцом-алкоголиком. Прямо как в RPG: маг, воин, вор и их всевозможные вариации. Эту ностальгическую картинку нам и подсунули в первой серии: вот он, кудрявый умник, которого сразу хочется обнять, вот его друг, увлекающийся всем на свете, и остальные, такие немного нелепые, но свои в доску. И тут же этот милый сердцу образ безжалостно отобрали, подсунув вместо него какой-то бездушный суррогат. Вот вам умник, но черный. Вот девочка, она вместо тертого калача, и тоже, как вы любите, афроамериканка. Вот еще набор детишек, но, кажется, на главных ролях они не задержатся (скормим их монстру для остроты сюжета). За шесть серий я так и не смог проникнуться к этим новым героям ни капли сочувствия. Они картонные, неубедительные, их совсем не жаль. Плюс эти амазонки-индианки с необъятными бедрами, размахивающие оружием, словно вениками.
Увы, чутье меня не подвело. Уже после первых эпизодов «Оно: Добро пожаловать в Дерри» закрадывались подозрения, что сериал станет утомительным и вымученным зрелищем. Так и вышло. Ему бы быть мини-сериалом на один сезон, и тогда все было бы отлично. А так, в глаза бросается банальное растягивание хронометража ради нескольких сезонов. Отсюда и эта смертная тоска. Если уж взялись за растягивание, надо было вводить больше интересных персонажей, развивать новые сюжетные линии. А тут, по сути, всего две: одна – об угнетенных афроамериканцах, другая – о детях. И обе, честно говоря, так себе по исполнению и содержанию. Та же история с «Очень странными делами». Растянули и упустили момент, когда нужно было красиво поставить точку. Но там хотя бы первый сезон был захватывающим, а тут изначально все какое-то невнятное и посредственное.
История про диких малолеток, которые жестоко убили инопланетянина, который просто хотел кушать. За что, он же был таким весёлым. Уже не знаешь чего ждать с каждой новой серией этой комедии. В книгах "Оно" являлось городской легендой и старалось похищать детей по одному чтобы не вызвать явных подозрений, тут же позволяет устраивать себе открытую бойню на которую обращает внимание весь город. Во второй серии оказывается что наш монстр вообще вписан в оборонную доктрину США... Сценаристы писали это при лихорадке с температурой 40, другого объяснения у меня нет. Давайте еще Фреди Крюгера сюда приплетём. Как раз Фредди Крюгер тут и причем, только он мог конфигурировать такие лютейшие сны и видения у детишек. Да здравствует Король Снов Фредди Крюгер !
Это уже не то Оно - всякие там мистические светящиеся кинжалы, военные, которым до раки нужно оружие против коммуняк, индейские воительницы, расистские расисты и круги на полях. Смотреть весело, но это уже не детишки и сила принадлежащего им завтра, против мистического страшного нечто.
Если весь фильм будет там трэшачком, то может будет весело. В противном случае в формате сериале окажется очередная мыльная опера с унылыми подростками и скримерами. Посмотрим, что будет дальше.
Первые две серии зашли на ура. Понятно что будет типичная затравка про неудачников, фриков, не таких как все. Ну это база жанра и ругать такое глупо. Картинка хорошая, я бы сказал, чрезмерно вылезанная, напоминает больше не старую америку, а Фаллоут 4 где у всех карикатурные прически, баночки колы, выглаженные брючки и блестящие машины. Следующий минус, что 50% экранного времени уделяется расизму. Стоило пару раз сделать акцент на этом и закончить, зря они столько уделяют, что повествование просело по таймлайну и становится скучно. Еще у сценариста какой-то фетиш к способам появления детей на свет, надеюсь в 3 серии тоже кто-нибудь вылезет. А в остальном все добротно, смотреть буду до конца, но с перемотками. А еще, не оч понимаю, откуда у ОНО такие силы, потому что он реально детишек люто кошмарит, ни как в фильмах. А потом вдруг врывается расовая повестка и напрочь вытесняет главный сюжет. Сценаристы, видимо, после второй серии пошли покурить, и сценарий за них дописывал ChatGPT.
Первые проблески интриги в первой серии сменились унылым предсказуемым восходом банальности во второй. Сюжет выдохся, словно проколотый воздушный шарик. Благопристойное афроамериканское семейство вторгается в город, где бледные лица погрязли в пороках и лжи, укрывая зловещую тайну. Кажется, нас ждет очередная история о "черном мессии", спасающем заблудших белых овец. Даже оружейная легенда "Макаров" пал жертвой клюквенной антироссийской пропаганды.
"Страшная сказка про умных негров" – вот как можно окрестить это зрелище. Четвертая серия – бенефис политкорректности, где не хватает разве что радужного флага. Оно, словно выдохшийся злодей, лишь пугает до чертиков, не убивая, и зачем – непонятно корчит рожи. Персонажи-подростки плоские, как картонные декорации, лишенные психологической глубины оригинала. Где страх перед одноклассниками, где ужас перед непониманием родителей? Здесь лишь слащавые реверансы в сторону меньшинств, забывающие об угнетенных индейцах. Дерри превратился в декорацию для поиска инопланетных артефактов, а не в зловещий город из кошмаров Кинга. Это – спекуляция на имени, паразитирующая на легенде. Смотреть еще терпимо, но клишированные пугалки вызывают зевоту. Каждая серия – это предсказуемый набор штампов: кровавые увечья, добропорядочные афроамериканцы, безразличные копы и сюжет, барахтающийся в трясине самоповторов. А "индейская легенда" в четвертой серии – апофеоз идиотизма, оскорбление памяти предков. Неужели можно настолько не уважать целый народ, чтобы приписать ему подобную ахинею? Седьмая серия плеснула в чан повествования ложку треша и экшена, но запашок дешевки остался. Нас продолжают держать за умственно отсталых, пичкая примитивными ходами и навязчивой моралью.
Режиссёр этого сериала «Оно: Добро пожаловать в Дерри», замахнувшись на лавры "Игры престолов", позаимствовал лишь идею безжалостного жертвоприношения персонажей. Принцип прост: вот герой, а через мгновение – титры. Никакой привязанности, зритель, готовь носовые платки!
Здесь герои гибнут пачками, словно мухи, а выживание становится редким исключением, подчёркивая бесцеремонность их "списания". Вспомните "Оно", где Пеннивайз играл с жертвами, пугал, но щадил ключевых персонажей. Здесь же режиссёр с лёгкостью отправляет на тот свет всех, кого вздумается, ломая привычные рамки "главный герой должен выжить любой ценой". В этом сериале иначе: "Умрут все… или почти все!" – вот девиз безжалостного мира, где нет неприкасаемых.
И это, признаться, бодрит. Зритель гадает, кто же дотянет до финала, ведь мелькание на экране ещё не гарантия выживания. Но сериал страдает от излишней болтливости. Зачем-то приплели военных, русских, оружие контроля сознания… Кажется, будто сценарий пишется под диктовку самого "Оно", но нет, вот вам военные, вот операции, вот статисты, слоняющиеся без дела.
Хочется, чтобы повествование, подобно оригиналу, концентрировалось на историях героев, а не растекалось мыслью по древу, перескакивая между персонажами, военными и пресловутыми русскими. "Оно" сразу бросало нас в объятия Пеннивайза, а здесь – сумбур и неразбериха. Взяли узнаваемый образ клоуна-убийцы, видимо, в надежде срубить деньжат, но угодили в производственный ад. Потеря связи с реальностью и нездоровые наклонности автора (или авторки) бросаются в глаза с первых же кадров. Ни один подросток не станет сосать соску на улице, даже под прицелом пистолета. Соска в устах подростка – это не художественный приём, а тревожный звоночек о психологических проблемах сценариста.
Это не метафора и не стиль, а дилетантское непонимание возрастной психологии и, возможно, перенос личных фетишей на экран. Сам же Пеннивайз выглядит жалко, маячит где-то на заднем плане, корчит рожицы, словно снимается в тик-токе. Он скорее неприятен, чем страшен. Фильм зияет вопиющей однобокостью: положительные герои – исключительно афроамериканцы и белые дети, обреченные на роль трогательной жертвы, призванной выжать слезу. Белые взрослые? Либо отъявленные злодеи, либо не вполне адекватные мерзавцы. Сценарий трещит по швам. Кажется, первая группа юных актеров проходила кастинг на главные роли, их лица украшали постеры, был снят пилотный эпизод… а затем сериал совершил кульбит в сторону агрессивной "негроповестки", прежних персонажей вычеркнули, а перспективных детей отправили в утиль.
Судя по обрывочным данным в сети, возвращение первого убитого подростка, кажется, Мэтти, изначально не планировалось. Актер был искренне удивлен неожиданному приглашению на досъемки. Во втором появлении персонажа зияет временной разрыв – он выглядит на полтора года старше, верный признак спешно переписанного сценария.
Сцена в пылающем сарае – апофеоз авторской оторванности от реальности. Автор, очевидно, пребывает в своем герметичном мирке, не имея ни малейшего представления о том, что такое реальный пожар. Через пару минут в задымленном помещении невозможно дышать, через три – человек теряет сознание. Прятаться в шкафу, когда вокруг полыхает пламя – физически нереально. Это не художественный вымысел, это элементарная некомпетентность. И, разумеется, выжить должны только афроамериканцы. Сценарий цинично разделяет персонажей на расходный материал и неприкасаемых.
С самого начала было ясно: чтобы достойно экранизировать книгу "Оно", нужен именно сериал. Толстенный кирпич на тысячу с лишним страниц, скачки во времени, калейдоскоп сюжетов и ситуаций, лишь косвенно связанных с основной линией – иначе не передать глубину и размах кинговского полотна. Я давно мечтал о сериале, но, конечно, предполагал, что вряд ли увижу на экране все, или хотя бы почти все, что было в книге. Скорее всего, это будет нечто "по мотивам". Поэтому я решил дождаться выхода всего сезона «Оно: Добро пожаловать в Дерри» целиком и был глубоко разочарован данной галиматьей.
В книге – бездна нюансов, не связанных с откровенной жестокостью, но формирующих атмосферу и характеры. Хулиганские выходки банды Байерса с зажигалками, убийство брата Патриком, тайный клуб "Неудачников" с первой пробой запрещенной гадости, волшебное (на мой взгляд) описание ощущений Бена в застекленной галерее между двумя библиотеками – бери и снимай!
Благодаря этому убогому сериалу, только сейчас до меня дошел смысл шутки из фильма "Очень страшное кино" (2000 г.) на 10 минуте 47 секунде. Там белые журналисты у школы сообщают об убийстве двух студентов. Полиция опрашивает свидетелей, но их нет. И тут из фургона вылезает афроамериканец и вопит: "Итак, черная братва! Замочили двух белых быстрее сваливаем!" Оказывается, они бегут не из-за страха перед маньяком, а чтобы избежать ареста!
Это какая-то ядреная клюква, не имеющая ни малейшего отношения к творению Кинга. Еле досмотрел первую серию. Не представляю, кому это может понравиться. Разве что подросткам, чья неискушенность позволяет им проглатывать любую халтуру. Тем, кто еще не видел эту поделку, настоятельно рекомендую фильм "Оно" 1990 года – он наиболее близок к оригиналу короля ужасов. Этот сериал можно смотреть, только если отключить все мыслительные процессы. В подавляющем большинстве случаев Кинга лучше читать. Ну, если вы вообще способны читать. В книге "Оно" глубоко и всесторонне исследуется проблема расизма, поэтому в сериале и двух фильмах эта тема более чем уместна, хотя и чудовищно искажена, начиная от времени действия и заканчивая полностью вымышленными сценами и персонажами. "Зеленая миля" – как книга, так и фильм – целиком посвящена этой проблеме.
Нельзя забывать, что "Оно" – это еще и история о дружбе и взаимовыручке. Клуб "Неудачников" – это группа детей, объединенных общим горем и страхом, которые находят в друг друге поддержку и силу для борьбы со злом. В сериале эта тема также затмевается политической конъюнктурой, превращаясь в набор клише и штампов. В итоге мы получаем не экранизацию романа Кинга, а некое подобие социальной драмы, паразитирующей на известном бренде. Это печальный пример того, как стремление угодить современным трендам может убить саму суть произведения, превратив его в бездушную поделку.
P.S. Словно мотыльки, опаленные ненасытной жаждой, вновь и вновь летят на зловещий свет "Оно", выцеживая из него последние капли былого величия. Если бы Кинг был жив… а, стоп, он же жив! Так вот, если бы Кинг сейчас был сценаристом этого сериала, он бы уже подал в суд на самих себя за надругательство над его вселенной. И помните: иногда лучше "Оно" не трогать, чтобы оно не тронуло вас за разум. 😉