Как и предполагали «НИ» в статье «Нагнуть Яшу и бич-пассажиров…», всероссийская акция протеста, заявленная водителями «Яндекс Go» на 15 декабря, не обернулась бойкотом и не спровоцировала значительных перебоев в функционировании платформы. «Яндекс» (он же «Яша») не нагнулся, а пассажиры не заметили.
Виктор Левин
Забастовка, которой не было
15 декабря наши корреспонденты в разных города страны — от Владивостока до Санкт-Петербурга — попытались вызвать такси в приложении «Яндекс Go» и никаких проблем не увидели. Как обычно, стоимость поездки в час пик, с 7:30 до 10:00, могла удваиваться, но затем она обычным порядком и снижалась. В Хабаровске, Ростове, Красноярске, Перми, Екатеринбурге приложение показывало большое количество свободных машин и минимальное время подачи — от двух минут.
Таким образом, объявленная забастовка ожидаемо провалилась по вполне очевидным причинам.
Во-первых, таксистов в РФ слишком много и они слишком разные по своему статусу и доходам, чтобы объединиться в некое профессиональное сообщество, способное на равных вести диалог с агрегатором. Покуда одни (меньшинство) грозились итальянской забастовкой, другие потирали руки в предвкушении увеличенных заработков, выполняя тем самым роль штрейкбрехеров.
В понедельник, 15 декабря, стоит ожидать самого противоречивого дня в году: некоторые будут жертвовать финансами ради принципов, в то время как другие — пожинать плоды, используя повышенные коэффициенты х3–х4, отмечал накануне TenChat.
Кроме того, помимо «Яндекса», на рынке перевозок есть и другие другие агрегаторы («Максим», «Ситимобиль», «Таксивичкоф»), которые с радостью получили бы огромный приток заказов. И это не считая новичков «Яндекса». Для выхода на линию и получения приветственных бонусов забастовка «стариков» была бы идеальным моментом для дебюта.
Однако система справилась и без новобранцев.
В свою очередь, организаторам протестной акции явно не хватило политической поддержки. Из всех легальных партий и общественных организаций таксистов поддержал лишь Российский трудовой фронт, который нарисовал серию листовок. К слову, РТФ был в статусе партии в 2010–2020 годах, но в феврале 2020-го лишен регистрации в Минюсте.
Однако главное не в этом, а в том, что общество в лице пассажиров не готово принимать доводы таксистов за повышение тарифов.
Пассажиры — таксистам: а почему вы должны зарабатывать больше нас?
Статья «НИ» «Нагнуть Яшу и бич-пассажиров»: к чему приведет забастовка таксистов 15 декабря набрала в «Дзене» за двое суток около 800 читательских комментариев, которые в совокупности показывают характер отношений пассажиров с таксистами. Судя по эмоциям писавших, эти отношения весьма и весьма плохи: обе стороны не любят и не уважают друг друга.
Хотя если опустить эмоции, то прислушаться к водителям просто необходимо. Вот, например, что пишет таксист Кирилл Александров из Сочи, который провез на небольшие расстояния четырех мужчин, получив всего 72 рубля:
«Я, конечно, все понимаю, возможно, расстояние действительно небольшое, но давайте обратим внимание на тот факт, что проезд в автобусе стоит 60 рублей и, чтобы прокатиться до работы на автобусе, вам нужно выйти из дома, дойти до остановки, подождать автобус, возможно, в дождичек. Сесть и проехаться в тесно набитом транспорте, выйти на остановке, пойти, дойти пешочком до работы.
И, если бы четверо мужчин поехали на автобусе, они бы расстались с суммой равной 240 рублям. А так, округляя, они сложились по 25 рублей, и я их должен встретить у подъезда на чистой машине, с чистым салоном, с улыбочкой поприветствовать, довезти, по пути исполняя все их прихоти.
Кому-то поставь музыку, кому то остановить у ларька сигареты купить и т. д.… и при этом эти пассажиры могут остаться недовольными, так, забавы ради, и поставить низкую оценку, которая повлечет снижение рейтинга, снижение уровня заказов, их стоимость и их количество.
Так вот, у меня вопрос: почему такая цена????!!! Должна быть минималка 300, и точка. В 2013 году минималка была 120 рублей только по факту подачи машины. И, простите меня, 12 лет назад были совершенно другие цены в магазинах, совершенно другие цены на бензин, совершенно другие цены на комплектующие запчасти. И сервис».
Однако пассажиры считают 70 рублей за проезд на четверых мужиков скорее аномалией, нежели нормальной практикой:
«Жене от дома до метро ехать 1,5 км, это пешком десять минут не спеша или три минуты на такси. Минимум при идеальных условиях — 300 рублей, максимум — 800, средняя — 450. Где 70 рублей? Если только за минуту поездки такая цена, то я бы сказал, минута от 80 рублей стоит, это недешево. Пусть таксисты с „Яндексом“ разбираются».
«Москва. У мамы больные ноги. До поликлиники 500 метров. Такси запрашивает 600 рублей. Это нормально?»
По мнению пассажиров, совсем ненормально, когда таксист получает больше, чем инженер, врач, учитель. Считается, что работа у них абсолютно не сложная (хотя это не так! — Прим. ред.), образования никакого не надо, опыта тоже. Права получил и поехал.
«Это по-хорошему нужно нам, пассажирам, забастовку делать. Взять и отказаться на неделю от поездок в такси. А то с такой тенденцией детям сложно будет объяснить, зачем им учиться в школе и получать дальше высшее образование. Зачем? Вот пойду таксистом и буду зарабатывать».
В самом деле, в отличие, например, от кипрских или английских таксистов, возить пассажиров в России может кто угодно. Ни знания русского не нужно, ни ориентации в городе без навигатора не обязательно. Об умении коммуницировать с клиентами, о правилах хорошего тона и безупречном внешнем виде люди даже не заикаются (это в лучшем случае требования бизнес-класса в Москве и Петербурге).
«Можно говорить что угодно, но все решает рынок. Если сегодня такие расценки, то, значит, примерно агрегатора, таксистов и клиентов все устраивает. Недовольные всегда есть. Таксистам что-то не нравится? Увольняйтесь. Уволитесь 1% от всего состава, то вас никто не заметит. Уволитесь 50%, то с остальными агрегатор будет договариваться и повысит оставшимся расценки. Может, в два раза, а может, и в три. Только у клиентов денег больше не стало. А вы нам нужны будете по таким расценкам? Или дорого стоять будете?»
---