«Тойота Камри» 2015 года, причисляемая к классу бизнес-седанов, по мнению специалистов американского издания TopSpeed, является эталоном надежности среди всех когда-либо созданных автомобилей. Секреты успеха изучил обозреватель «Новых Известий».
Виктор Левин
Кто вошел в ТОП-10 самых надежных автомобилей
Согласно оценкам экспертов J. D. Power, надежность «Камри» седьмого поколения, которую выпускали с 2011 по 2017 годы под индексом VX50, достигает 90 баллов из 100 возможных.
Авторы исследования утверждают, что это автомобиль, способный преодолеть свыше 400 тысяч километров (250 000 миль) практически без поломок. Модель 2015 года выделяется так же экономичностью в обслуживании, превосходя многих соперников. По данным RepairPal, среднегодовые затраты на сервис в США составляют примерно 378 долларов, что эквивалентно приблизительно 30 тысячам рублей.
Примечательно, что в ТОП-10 самых надежных автомобилей попали только японские и никакие другие экземпляры, при этом сразу шесть моделей «Тойота», всего одна «Хонда», две «Мазды» и одна «Субару». Но «Камри» первая по праву, поскольку именно этот седан еще и лидирует по числе продаж в Америке в течение последних 25 лет. Каким же образом эта машина стала историческим лидером?
Как «Камри» завоевывала США и весь мир
В 80-х годах века прошлого века моду на седаны Е-класса диктовала большая немецкая тройка и американские компании, тогда как «Тойота» продвигала свои машины классами ниже и размерами поменьше (если не считать, конечно, внедорожников). Первая переднеприводная «Камри» с индексом V10 появилась в США в 1983 году, но ни она, ни ее последующие модификации до конца столетия особой популярностью не пользовались. Среди аналогичных машин в лидерах ходили «Хонда Аккорд» и и"Форд Таурус»
До появления «Тойота Камри» XV20 в 1996 году ситуация оставалась неизменной. Эта модель была представлена как один из первых значительных результатов применения концепции кайдзен. Маркетологи и PR-специалисты Toyota активно работали над тем, чтобы кайдзен стал обсуждаемым в Америке явлением, своего рода новой промышленной идеологией. До сих пор бытует мнение, что успех Camry обусловлен качеством, надежностью и комфортом, хотя ключевым фактором являлась цена. Точнее, то, что кайдзен также подразумевает философию снижения затрат.
Toyota существенно уменьшила перечень «уникальных» деталей, отказалась от кузова универсал, и седаны XV20 стали непревзойденными по цене. В тот же период Toyota приняла решение выпустить упрощенную версию L (без аудиосистемы, электростеклоподъемников и кондиционера), которая стоила всего 16 880 долларов!
Уже в 1997 году Toyota Camry впервые заняла первое место по продажам легковых автомобилей в Америке, и в течение следующих 20 лет лишь однажды уступила эту позицию (в 2001 году Honda Accord в последний раз стала лидером продаж).
— Если смотреть на всех конкурентов «Тойоты», то у них каждая новая генерация той или иной модели как правило была больше, богаче, мощнее предыдущей, а стало быть и цена дороже. — говорит автоэксперт «НИ» Игорь Лемешев. — Неизбежным минусом и следствием непроверенных инноваций, экспериментов с новыми техническими решениями выступает снижение надежности автомобилей. Считается обычной практикой, когда БМВ или Мерседес проводят отзывные кампании для своих новых моделей, чтобы улучшить или доработать те или иные узлы. Но «Тойота» пошла против общего тренда, отказавшись в «Камри» от рискованных новаций.
Проще говоря, у создателей седана возобладал принцип чеховского героя из рассказа «Человек в футляре» — кабы чего не вышло. Это пусть немцы экспериментируют с АКПП на семь или даже девять скоростей, а у нас в «Камри» 2014 года стоит проверенный десятилетиями четырехскоростной автомат! Правда, в модели 2015 года тойотовцы расщедрились на АКПП с шестью передачами. Это у них там в Германии по десять моторов, включая сверхмощные тюнинговые версии, на одну модель ставят, у них пневмоподвески с умными амортизаторами, полные приводы на седанах, а у нас самое обычное, посконное, родное, моноприводное, да и моторов всего два и оба бензиновые… А к салону из «кожи» дермантина претензии есть? Ну так по цене и обновка! А любители люкса могут «Лексус ЕС» купить — богатенького брата скромной «Камри» (он, к слову, оказался на втором месте в рейтинге самых надежных автомобилей).
Разумеется, что любые достижения в автопроме имеют и свою оборотную сторону. Невероятная надежность «Камри» обернулась весьма посредственными ходовыми качествами.
«Так как авто не способно резко ускориться, перестроиться и остановиться, все нужно делать очень плавно, это прежде всего ваша безопасность и конечно ответственность перед другими участниками дорожного движения. Так как вас будет раскачивать, как на каравелле по волнам от любого маневра; назад, вбок, вперед. И „усиленные тормоза“ о которых будут рассказывать в дилерском центре, совершенно не будут давать возможность комфортного, гарантированного торможения. Все это будет придавать особенность впечатлениям от каждой подобной поездки).» — пишет недовольный манерами «Камри» 2015 года российский покупатель, называющий машину «псевдо-бизнес-классом».
Однако машина без претензий на свойства супер-кара стала бестселлером у американских домохозяек. А во многих странах мира, включая Россию, «Камри» полюбили в корпоративных и чиновничьих автопарках.
«Все началось в 2002 году с появления Camry XV30, которую Toyota представила как первую модель на новой K-платформе. Хотя, по сути, шасси осталось практически без изменений, основные обновления коснулись дизайна экстерьера и интерьера. Существенным фактором была цена: если в 1998 году Camry предлагалась в России за 46 тысяч долларов, то спустя четыре года топовая комплектация с двигателем V6 стоила 36 800 долларов, а базовая версия седана — всего 26 тысяч!» — отмечал эксперт «Авторевю» Алексей Дмитриев в 2018 году.
К 2006 году объем продаж «Камри» увеличился еще в десять раз, и с тех пор лидерство в сегменте, который принято называть бизнес-классом на российском рынке, остается неоспоримым. Народная мудрость гласит: «Если не знаешь, что выбрать, бери „Камри“!
Трудно сказать, насколько актуальным остается это принцип сегодня. Новое поколение японских машин выходит под именем Toyota Camry IX (XV80).
Это поколение не поставляется официально в Россию, но на дорогах уже встречается автомобили, пригнанные из Китая. Цены начинаются от пяти миллионов рублей, гарантии — никакой. Закупки для госкорпораций и госорганов запрещены. Так что лучшая эпоха для российских любителей «Камри» осталась в прошлом.
---