Цены на маникюр в московских салонах в ноябре поднялись на треть. Но это не предел, говорят представители индустрии. И дело тут не в росте цен на материалы. Между ноготками и клиентами стеной стоят МВД и налоговая.
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Сколько стоит маникюр в столице?
В декабре в маникюрных салонах столицы начнется ажиотаж. Перед новогодними праздниками сюда валом повалят клиенты за красотой и обнаружат, что цены на самую ходовую бьюти-услугу выросли.
Анастасия владеет сетью салонов ногтей на юго-востоке Москвы. Первый свой салон она открыла еще в 2018 году. В 2025-м Настя его закрывает. За семь лет на столичном рынке маникюра изменилось практически все — от узоров на ногтях до клиентов. Неизменным остались проблемы и рост цен. Какая сейчас в столице средняя цена на ногти, мы спросили у предпринимателя:
— 3,5-4 тыс. Но в декабре всегда бывает сезонное повышение. Обычно идет поднятие цены в начале лета и под Новый год. Это нужно сделать обязательно, 200-300 рублей никто не заметит. Когда я начинала, маникюр с покрытием был 1,2 тыс. в 2018 году. Сейчас — 2,9 тыс. В декабре хотели поднять до 3,2 тыс. Но с Нового года наступит катастрофа. Из-за новых налогов придется повысить сразу как минимум в два раза. И тогда средний маникюр будет стоить не меньше 6 тыс. рублей.
На самом деле, с учетом того что повысятся цены на расходные материалы, аренду, кофе-воду-конфеты, которые салоны предлагают бесплатно, но они стоят денег, цена на маникюр вырастет еще больше, только сейчас это посчитать невозможно.
Почему стоимость услуг вырастет в разы: не страшилка, а новые налоги
С 1 января 2026 года государство отменяет льготы по НДС, в том числе для малого бизнеса. Большинство таких салонов работали по патентной системе налогообложения (ПСН), покупая патент на доход до 60 млн рублей на год.
По новым правилам, максимальный доход для работы на патенте будет снижаться: с 60 млн рублей в 2025 году до 20 млн рублей в 2026-м, затем — до 15 млн в 2027 году и до 10 млн рублей с 2028-го. Это главное изменение, которое затронет большинство предпринимателей на ПСН.
У Насти есть один салон в Вешняках, который приносит чуть больше 20 млн в год. В нем работают пять человек. Только она сама зарабатывает немного: 90 тыс. рублей в год, или 7,5 тыс. рублей в месяц. Когда поставщики повысят цены, ей не останется и этого.
Что будет с салонами, которые сегодня работают на патенте до 60 млн рублей и как она должна будет платить налоги после снижения льготной суммы до 20 млн, предприниматель и сама не знает:
— 50% салонов Москвы — в основном это небольшие салоны, где сидят по 5-7 человек, они уже не пройдут, придется закрывать.
Маникюр, миграция и политика
Тренд на свои, натуральные ногти до Первопрестольной пока не дошел. В Москве клиенты привыкли к ухоженным рукам и предпочитают стойкое долговременное покрытие — гели. За последний год цена на него выросла на 15-20%.
Но не дорогие гели — проблема московских салонов. Катастрофически не хватает мастеров, которые готовы работать в среднем ценовом сегменте. Исторически в Москве маникюром занимались украинцы. Настя говорит, что там была очень хорошая школа маникюра, «девочки-манюкиристки занимали на конкурсах первые места». Теперь украинок в салонах нет. Но и москвички в маникюрных салонах не работают. Анастасия знает причину:
— Чтобы взять больше людей, мне нужно посадить десять человек мастеров. Каждый из них должен обслужить клиента за полтора часа. Соответственно, в таком режиме наши девушки, у которых есть квартира, муж, дети, мама помогает, работать не хотят. Зачем им? Есть масса возможностей заработать дома.
Местные работают в очень дорогих салонах и обслуживают два-три клиента в день. Поэтому там стоимость маникюра до последнего времени держалась на уровне 10 тыс. рублей. В средних салонах трудовой коллектив выглядит иначе.
— Изменилась политика, мастера остались в основном из Азии. Работали граждане Таджикистана, но после теракта в «Крокус-Сити» появился запрет. Мастеров-таджичек вы сейчас не увидите, их выгоняют. Осталась только Киргизия, но ее тоже депортируют направо и налево, очень сильно осложняя нашу жизнь, — рассказывает Анастасия.
Ужесточение требований к мигрантам ударило и по ИП
После изменения миграционного законодательства владельцев бизнесов сделали лично ответственными за оформление сотрудников из зарубежья. На страже родины стоит приложение «Амина», через которое ведется контроль за мигрантами и их работодателями.
— Каждые три дня приложение фиксирует геолокацию. Приходя на работу, трудовой мигрант обязан предоставить СНИЛС, ИНН, паспорт, миграционный документ и регистрацию. На основании этих документов я как работодатель в своем личном кабинете на «Госуслугах» обязана их оформить. Раньше давалось три дня на оформление сотрудника-мигранта на работу, сейчас я обязана сделать это день в день. Даже если мне этот человек не понравился и я не буду оставлять его на работе, завтра я с ним расстанусь, я обязана его оформить день в день.
Не «Аминой» единой живет мигрант. Работницы должны зарегистрироваться по месту жительства, а для этого нужно получить талончики в МФЦ, которых просто нет. За три месяца десять мастеров из Настиного салона не смогли получить регистрацию.
— Мой муж сам поехал с девочкой в МВД и говорит: ну нет у вас окон! Как ей подтвердить, как поставить штамп? Ему ответили, что ничего не могут сделать, потому что уже просрочка. А как ее не будет, если невозможно попасть в МВД, нет в МФЦ билетов! Они сидят в живых очередях, их не принимают. Ходят по очередям сомнительные субъекты и предлагают за 20 тыс. печать поставить.
Но на фоне новых налогов, которые грядут с 2026 года, эти проблемы кажутся почти мелкими. Впереди многие маникюрные салоны ждет либо разорение, либо уход в тень.
Маникюрная арифметика: сколько стоит содержание салона
Маленьких салонов маникюра в столице уже не будет очень скоро, считают в бьюти-индустрии. Даже сейчас мелкие сети не выживают при такой аренде и себестоимости. Уже практически ушла с рынка сеть «Лена Ленина». Настя говорит, что и сеть «Пальчики» также близка к закрытию.
Перед высоким сезоном салоны перекупают мастеров гарантированным заработком. Каждый работник получает в день в среднем 5 тыс. рублей. Через 2-3 года хорошей работы его оплата растет до 40% с каждого клиента. Без этого мастера бегут, жалуется Настя.
— Сейчас настолько мало сотрудников, что уже берут реально на такое обеспечение. У меня в одном салоне выходит пять человек на 5 тыс. гарантированного заработка, то есть в день 25-30 тыс. я должна заплатить за работу плюс 4,5 тыс. стоит в день работа администратора. Я в таком минусе!
Мастера маникюра бегут в «тень» ради заработка
При такой налоговой политике скоро в стране не останется не то что мелких, но и средних салонов, которые исправно платят налоги в казну, считает Анастасия. По ее оценке, половина маникюрных салонов Москвы с нового года закроется. Собственно, это сейчас уже происходит в Петербурге. Там 40% уже выставлены на продажу.
Как следствие мастера начнут переходить на платформы «Проф.ру» и «Авито» и зарабатывать в черную. Их в индустрии называют «домочадцами». Но дешевле для клиентов не станет, уверена Настя:
— К тебе приходит маникюрщица, которая живет в соседнем доме, месяц посидела у меня в салоне, телефон свой раздала и уходит с львиной долей клиентов. Они делают по два-три маникюра по той же цене, что в салоне. Зачем ей со мной делиться? Мы ей создаем рабочее место. Когда клиент приходит в салон, он оценивает обстановку, чистоту, стерилизацию, одноразовые комплекты инструментов, удобное время для записи и так далее. У меня все как в больнице. Стерильно и минута в минуту.
Новые правила налогообложения уберут и мастеров из Азии с московских салонов. Их уже ждут в Восточной Европе, Турции и других странах и принимают с распростертыми объятьями. Как их встречают, Настя увидела своими глазами, когда ехала на автобусе в Болгарию:
— Половина пассажиров были киргизы. Они ехали по приглашению, по рабочему договору в город Обзор. Это небольшой туристический городок с унылой инфраструктурой. Когда мы выходили на контрольный пункт, водитель предупредил, что сначала выходят те, кто с рабочими договорами, а потом все остальные. Вы не представляете, как их принимают! Люди едут на них работать, помогать зарабатывать. Конечно, трудовым мигрантам создаются все условия. К ним очень хорошо относятся!
Теперь бывшие работники Насти трудятся в Дубае, Чикаго, Европе. Цены там отличаются от московских. В Германии гелевые ногти стоят 60 евро. И денег больше, и жизнь при наличии трудового договора спокойнее.
В Москве трудности только начинаются, потому что 20 млн оборота для малых предприятий государство рассматривает как переходную меру. Уже в 2028 году граница максимального дохода для упрощенного налогообложения опустится еще в два раза, до 10 млн рублей в год. Так что ногти за 12 тыс. не за горами.
---