Лето, указатели и Чёрный замок, история одного маршрута.
Ну вот, наконец-то, мы и добрались до Гольшанского замка. Причём «наконец-то» было и тогда, в июльский отпуск, и сейчас, в последних числах декабря.
А что же происходило в июле? Да всё просто: сначала был костёл Пресвятой Троицы в деревне Бенице.
И надо ж такому случиться, что где-то по дороге в Беницу я увидел указатель «Крево» и расстояние до этого населённого пункта что-то в пределах 20-25 километров.
Это что же — который год проводим летний отпуск в Беларуси, а до Крево, до которого всего-то сотня километров от нашего местопребывания, ещё ни разу не доехали. Надо исправить такое положение дел, и чем быстрее — тем лучше! Сел прорабатывать маршрут, глядь — а там и до Гольшан рукой подать, те же самые 20 километров.
«Чёрный замок Ольшанский» Владимира Короткевича, признаюсь, не читал, но фильм «Чёрный замок» 2024 года мы с женой смотрели, а раз так, то надо бы и настоящий замок увидеть, а не тот, что режиссёр и сценарист нафантазировали.
Ну и поскольку я стараюсь не ездить в наших путешествиях одними и теми же дорогами, в расчёте на новые впечатления, то путь на Гольшаны проложил по объездной Воложина, за что, в итоге, мы были вознаграждены сначала остановкой у кладбища солдатам - жертвам Первой мировой войны у деревни Десятники.
А потом - красивейшим костёлом Святого Архангела Михаила в Деревне Богданово.
И уже после этого, как я сказал в начале повествования, наконец-то доехали до Гольшан!
Гольшанский замок: руины былой славы.
Гольшанский замок — одна из когда-то знаковых твердынь Великого княжества Литовского, от которой, к сожалению, остались лишь живописные руины.
Первые упоминания о Гольшанах как о поселении датируются XIII веком, к этому времени, видимо, относится и постройка первого, ещё деревянного укрепления. До 1525 года владельцами замка были князья Гольшанские, род играл значительную роль в политической жизни ВКЛ, но к XVI веку пришёл в упадок.
В 1525 году княжна Елена Гольшанская становится женой Павла Сапеги, и замок переходит во владение к представителю могущественного на тот момент рода Сапег. Почти через столетие, что-то около 1610 года, на месте деревянной начинается строительство новой, каменной цитадели, представлявшей собой замкнутое в прямоугольник здание с четырьмя башнями по углам, и ещё две находились посередине длинных сторон. Вокруг замка, как водится, был заполненный водой ров, въезд осуществлялся через ворота в северо-восточном фасаде, по подъёмному мосту. Владельцем Гольшан на тот момент был уже Павел Стефан Сапега, внук Павла и Елены.
Возводился замок в стиле позднего ренессанса, изначально был украшен многочисленными архитектурными и декоративными элементами, однако позже был неоднократно разрушен и перестроен, археологические исследования подтверждают как минимум три этапа проведения строительных работ, менявших как облик, так и планировку здания.
Начало разрушению было положено во время Польско-шведской войны 1655-1660 годов, называемой ещё с лёгкой руки известного писателя-романиста Генрика Сенкевича «Шведским потопом», и продолжилось во время Северной войны и Польского похода шведской армии в период с 1702 по 1706 годы.
Финансовые трудности, с которыми столкнулись владельцы после продолжительных военных действий, не дали возможности восстановить замок в его былом величии, а в XVIII веке Сапеги вообще были вынуждены под давлением кредиторов расстаться и с резиденцией, и землями.
Менявший на протяжении полутора столетий хозяев, к концу XIX века Гольшанский замок достаётся в собственность некоему Горбанёву, российскому военнослужащему, который начинает взрывать те башни и стены, что не подлежат восстановлению, а кирпич продаёт как стройматериал всем желающим. Как выглядели к тому времени остатки когда-то мощной крепости, мы можем увидеть на рисунке Наполеона Орды, сделанном им в 1876 году.
В той части здания, которое сохранилось, до Первой мировой войны ещё жили люди, но уже после Великой Отечественной остатки жилых помещений были также разобраны на кирпич, который пошёл на строительство хозяйственных построек для местного колхоза.
Потом ещё полвека забвения, и только в 2018 году Гольшанский замок, а вернее то, что от него осталось, начали частично восстанавливать, но в большей мере консервировать то, что можно ещё спасти от разрушения. На сегодняшний день восстановлена Северная башня, в которой устроен музей, где мы с вами побываем во второй серии моего рассказа о Гольшанах, и выполнены работы по укреплению и консервации остатков стен северо-восточного и северо-западного корпусов.
Покопавшись в интернете, нашёл компьютерную визуализацию, выполненную при разработке проекта музеефикации остатков замка, и, судя по изображениям и тому, что мы видели воочию, основные работы уже завершены.
Что-то осталось в прежнем виде, что-то достроили, чтобы, я так понимаю, сымитировать те архитектурные фрагменты, которые дошли до нас в настолько плачевном состоянии, что сохранить их в оригинале было невозможно.
Вообще, сотрудники музея предупредили нас, чтоб мы особо не пытались понять назначение той или иной детали, поскольку цель воссоздать исторические элементы и планировку помещений перед современными строителями не стояла, да это, в принципе, и невозможно, ведь точного представления о том, как здесь всё выглядело при Сапегах, у историков нет.
Пришлось самим фантазировать, представляя, например, что через те сквозные каналы в стенах, что на фотографиях в галерее ниже, в подвалы замка сгружали различную сельскохозяйственную продукцию, например зерно, или же дрова, предназначенные для отопления помещений зимой. Другого назначения мы им так и не придумали.
Вообще, конечно, интересно бы было пройтись по руинам и экспозиции в Северной башне с экскурсоводом, но нам в тот приезд не повезло, единственная девушка-гид, работающая в филиале Ошмянского краеведческого музея «Гольшанский замок», взяла отгулы и уехала навестить родителей.
В общем, как я уже писал в статье о дворце Булгаков в Жиличах и в повествовании о музее-усадьбе Михаила Клеофаса Огинского, путешествуя по Беларуси, будьте готовы к подобным неожиданностям, а посему лучше сначала звонить по телефону, указанному в контактах на сайте или в соцсетях, и заранее всё уточнять.
За пределами музейного комплекса остаются ещё участки старинной кладки на сохранившихся фундаментах, но непонятно - будут ли и там проводиться работы по консервации, или же эти фрагменты уже не несут никакой исторической ценности.
Может когда-нибудь мы это и узнаем, а пока немного информации для тех, кто надумает приехать в Гольшаны.
График работы и прейскурант.
Работает музей с 10:00 до 19:00 без перерыва на обед шесть дней в неделю, со вторника по воскресенье, понедельник - выходной.
Входной билет на экспозицию в Северной башне, с возможностью побродить по огороженной территории музея - 3 белорусских рубля (BYN) для взрослых, и 2 - для детей.
Обзорная экскурсия по экспозиции Северной башни - 10 BYN за группу до 10 человек, 15 BYN - за группу от 10 до 25 человек. Правда я плохо себе представляю, как в помещения на ярусах башни войдёт такое количество народу, там и для десятерых-то уже тесновато будет.
Проводятся также другие тематические и обзорные экскурсии, но всё надо, как я уже сказал выше, уточнять и заказывать по телефону.