Найти в Дзене

Архитектурная симфония. Экскурсия по апартаментам дворца Булгаков в Жиличах

Краткую историю создания дворцово-паркового комплекса в Жиличах, на реке Добосна, а также немного о его хозяевах, я рассказывал в первой части своего повествования о родовом поместье семейства Булгаков. Там же я упоминал об экскурсии, проводящейся по апартаментам второго этажа, на которую мы, собственно, и попали. Как уже было сказано, от былого величия до XXI века дошли только сами строения, кроме утерянной во время Второй мировой войны оранжереи, интерьеры и мебель не сохранились, самое ценное Булгаки после революции успели вывезти, остальное же было просто разграблено. Воссоздавалось наполнение дворца по большому количеству сохранившихся фотографий, сделанных представителем этого дворянского рода Яном Булгаком, человеком, которого в Польше именуют отцом польской фотографии, а в Литве — родоначальником школы фотографов. В комнате, откуда берёт начало экскурсионный маршрут, всё внимание — на два портрета, на которых изображены первый и последний владельцы дворца: Игнатий-Казимир Булга
Оглавление

Знакомство с апартаментами и их хозяевами.

Краткую историю создания дворцово-паркового комплекса в Жиличах, на реке Добосна, а также немного о его хозяевах, я рассказывал в первой части своего повествования о родовом поместье семейства Булгаков. Там же я упоминал об экскурсии, проводящейся по апартаментам второго этажа, на которую мы, собственно, и попали.

Как уже было сказано, от былого величия до XXI века дошли только сами строения, кроме утерянной во время Второй мировой войны оранжереи, интерьеры и мебель не сохранились, самое ценное Булгаки после революции успели вывезти, остальное же было просто разграблено.

Воссоздавалось наполнение дворца по большому количеству сохранившихся фотографий, сделанных представителем этого дворянского рода Яном Булгаком, человеком, которого в Польше именуют отцом польской фотографии, а в Литве — родоначальником школы фотографов.

Вестибюль.

В комнате, откуда берёт начало экскурсионный маршрут, всё внимание — на два портрета, на которых изображены первый и последний владельцы дворца: Игнатий-Казимир Булгак, автор идеи постройки, и Эдгар-Эмиль-Владислав Булгак, самый младший из сыновей, родившийся в 1848 году, в год смерти отца.

Тут следует, наверное, упомянуть такой интересный факт, что Игнатий-Казимир был женат дважды. Первой его женой стала Изабелла Слизень, дочь местного предводителя уездного дворянства, а когда она в возрасте 24 лет умерла от тифа, Булгак обвенчался с её младшей сестрой, Терезой, став, таким образом, не только единственным наследником огромного имущества рода Слизней, но, кроме того, получив в придачу ещё и почётную должность своего тестя, став, как мне думается, самым влиятельным на то время лицом в Бобруйском уезде.

К слову, после Эдгара, вообще-то, владельцем имения стал его племянник Эммануил, купивший поместье у дяди за баснословную (по сведениям из интернета) сумму в один миллион рублей, однако состоялась эта сделка в апреле 1914 года, через три месяца грянула Первая мировая, а ещё через три года — революция, так что пожить в своё удовольствие новому собственнику во дворце не удалось.

Каплица.

Каплица, или капелла, — это личная домовая церковь, её можно осмотреть с балконов второго этажа. Когда дворец восстанавливался, была мысль сделать её действующей, чтобы на службу могли приходить и местные жители, однако идею реализовывать не стали, поскольку сейчас, как, впрочем, и столетия назад, население в Жиличах преимущественно православное.

Скорее всего, именно по этой причине Булгаки и выстроили домашний храм для личного пользования.

Из прежнего интерьера XIX века до нашего времени дошли только напольная шахматная плитка да гипсовый кессонный потолок. Вообще, потолки и гипсовые карнизы — это то, что сохранилось в комнатах лучше всего из-за того, что находятся они высоко и до них практически не дотянулись руки вандалов.

Картинная.

Следующую комнату я не знаю как назвать, забыл прочитать на информационной табличке, стоящей на входе в каждое помещение, поэтому окрестил её картинной.

Картинная. Фото из личного архива автора.
Картинная. Фото из личного архива автора.

Здесь основной акцент - на портрет Наполеона Орды ии на репродукции его работ на стенах.

Наполеон Матеуш Тадеуш Орда - белорусский, литовский и польский литератор, музыкант, художник, его имя хорошо известно в Беларуси и Польше.

Картинная. Репродукции работ Н. Орды. Фото из личного архива автора.
Картинная. Репродукции работ Н. Орды. Фото из личного архива автора.

Летом 1877 года Орда останавливался в Жиличах, и запечатлел дворец на двух рисунках, их копии украшают одну из стен комнаты.

Угловая комната для дамских занятий.

Угловые комнаты усадебных домов XIX века чаще всего отводились дамам для занятия рукоделием, чтения книг, модных газет и журналов, ведения личной переписки. Причина проста: окна в таких комнатах расположены в двух смежных стенах, поэтому в них светлее, чем в остальных.

Печь, облицованная белым кафелем, на самом деле — сложная система дымоходов, предназначенная для обогрева помещений второго этажа, а сама печь находится на первом, соответственно, вся сажа, дым и копоть остаются там же.

В этой комнате экскурсовод предложила нам обратить внимание на как будто выцветший участок в углу потолка, который, как вы, наверное, понимаете, был оставлен специально, чтобы посетители могли увидеть оригинальное покрытие, по которому потом реставраторы восстанавливали цветовую гамму отделки поверхностей.

Привет из XIX века. Фото из личного архива автора.
Привет из XIX века. Фото из личного архива автора.

Парадная гостиная.

В гостиной нас опять встречает Игнатий Булгак и его вторая жена - Тереза, на стене висят копии их портретов работы Яна Дамеля.

Это помещение предназначалось для проведения досуга мужчин, здесь они вели беседы, деловые встречи, собирались за карточным столом, чтобы испытать свою удачу.

Между прочим, некоторые источники утверждают, что последний владелец имения, Эммануил Булгак, выиграл в карты у принца датского и греческого Андрея титул князя. Так это или нет, я не знаю, однако дыма без огня, как говорится, не бывает.

Зал в голубых тонах со стрелами.

Небольшой салон, расположенный рядом с бальным залом. В XIX веке такие комнаты служили местом, куда могли во время танцев отлучаться дамы, чтобы пообщаться с подругами без присутствия мужчин.

Бальный зал.

О назначении бального зала рассказывать, я так думаю, смысла нет, но по нюансам конкретно этого пробежаться надо. Я, например, первый раз вижу, чтобы равноценные оркестровые балконы находились с двух сторон помещения.

Парапеты этих балконов, украшенные меандром, несут на себе также гербы обоих родов, упоминаемых мною в начале статьи: Сырокомля в виде буквы W с крестом сверху — семьи Булгаков, и Слизень, земной шар, на котором также установлен крест, соответственно — семьи Слизней.

Под балконом с гербом Булгаков стоит белый рояль Bechstein, он здесь не только для антуража. В зале регулярно проходят различные музыкальные мероприятия, конкурсы, в том числе балы, и рояль принимает в них самое активное участие.

К слову, уже третий год в первый месяц осени в усадьбе проводится «Вераснёўскі фэст. Палац у Жылічах» («Сентябрьский фест. Дворец в Жиличах») с самыми настоящими балами. С каждым годом количество желающих принять участие в таком грандиозном мероприятии только растёт, так что действие происходит не в предназначенном для этого зале, а во внутреннем дворике дворца. Зал просто не сможет вместить такое количество пар, ведь если на балах у Булгаков бывало человек до пятидесяти, то на фестивале 2024 года в вальсе кружилось около двухсот пар, а в этом году, по сведениям из интернета, раза в полтора больше.

Музыкальный салон.

В этом зале тоже имеется балкон с балюстрадой из белых столбиков для размещения оркестра, поэтому его и назвали музыкальным.

Главная изюминка в украшении помещения — барельефы в виде женского лица. Согласно легенде, когда умерла первая жена Игнатия, Изабелла, хозяин дворца, тоскуя по рано ушедшей супруге, распорядился запечатлеть навсегда её образ в орнаменте на потолке и пристенном карнизе.

Музыкальный салон. Фото из личного архива автора.
Музыкальный салон. Фото из личного архива автора.

Чайный салон.

В чайном салоне на нас со стены смотрят дети Игнатия от первого брака — дочь София в возрасте 21 года и сын Иосиф-Витольд в возрасте 9 лет.

Оригинальный паркет с оптической иллюзией, или, как сказали бы сейчас, с 3D-эффектом, в годы войны был полностью уничтожен, тот, что мы видим сейчас, воссоздан по фотографиям Яна Булгака.

Чайный салон. Фото из личного архива автора.
Чайный салон. Фото из личного архива автора.

Банкетный зал.

Банкетный зал занимает всё левое крыло главного корпуса дворца. Потрясающее зрелище — громадное помещение, залитое светом из больших окон, кессонный потолок блестит золотом, а люстры с большим количеством ламп-свечей добавляют торжественности. Хотя, если посмотреть фотографии Яна Булгака, по которым восстанавливались интерьеры дворца, то люстр-то в начале XX века как раз и не было.

Вся мебель в зале, как и в других помещениях, создавалась заново современными мастерами, от прежнего убранства не осталось совершенно ничего.

Камин из белого мрамора во времена Булгаков был дополнительным источником тепла, сейчас это просто красивая деталь интерьера.

После банкета гостей приглашали прогуляться в зимнем саду — пальмарии.

Зимний сад. Пальмарий. Оранжерея.

Оранжерею, разобранную по кирпичикам во время немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны, изначально восстанавливать не планировали, но в итоге передумали, и теперь она радует посетителей музея буйством зелени.

Буфетная.

Буфетная, куда можно попасть как из оранжереи, так и из банкетного зала, скрывала от гостей винтовую лестницу, по которой прислуга спускалась в кухню, находившуюся на первом этаже (сейчас этот проём в перекрытии закрыт), а музыканты поднимались наверх, где у них располагалась комната отдыха. Сейчас то помещение используется сотрудниками музея как административное.

Вестибюль и парадная лестница.

Ну и парадная лестница напоследок.

По ней, вообще-то, во дворец попадали приглашённые Булгаками гости, которых с имеющегося и здесь балкона встречал торжественной музыкой оркестр.

Парадная лестница сохранилась, так что мы имеем возможность сегодня пройтись по тем же дубовым ступеням, по которым двести лет назад ходили визитёры и хозяева дома, и сказать спасибо реставраторам, глядя на небольшие, еле заметные заплатки-вставки в тех местах, где дерево пострадало от времени и от вандалов.

На этом наша экскурсия по парадным залам на втором этаже дворца Булгаков закончилась, помещения же первого этажа занимает администрация Жиличского исторического комплекса-музея, туда посетителям вход запрещён.

Немного информации.

График работы музея: вторник - воскресенье с 09:00 до 19:00.

На сайте указано, что экскурсии проводятся по предварительной записи, или при наличии свободного сотрудника, но мы заранее вроде нигде не записывались. Вообще заметил такую особенность - в Беларуси сайты организаций, будь то музеи, рестораны, гостиницы, или что-то подобное, не несут такой нагрузки, как в России, там никто не заморачивается с их наполнением, и не контролирует актуальность информации. Поэтому совет для российских туристов - ориентируйтесь на страницы этих учреждений в заблокированной у нас сети Запретграм, благо у сябров проблем с ним нет.

Ну и по цене на билеты, актуальной на 2025 год.

Входной без экскурсионного обслуживания - 12 белорусских рублей (BYN), для учащихся - 6 BYN.

С экскурсионным обслуживанием в составе сборной группы численностью до 25 человек - 16 и 8 BYN соответственно.

И небольшой анонс.

До сего года я как-то даже не задумывался, что кроме средневековых замков в Беларуси есть ещё и помещичьи усадьбы, а тут в течение одного дня побывали сразу в двух, да каких! С утра - в Красном Береге, у Козелл-Поклевских, а потом в Жиличах, у Булгаков.

Но, скажу по секрету, это не всё, на подходе рассказ об ещё одной, так что продолжение следует!