Найти в Дзене
Строительный мир

«Байкал» взлетел по-новому: самолёт впервые поднялся в небо с российским двигателем

Лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал» сделал важный шаг к серийному будущему: машина впервые поднялась в небо с полностью российской силовой установкой. Испытательный полёт с турбовинтовым двигателем ВК-800 и воздушным винтом АВ-901 прошёл успешно и подтвердил готовность проекта к следующему этапу — сертификации. Лётные испытания состоялись на аэродроме Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Во время полета самолет достиг скорости 210 км/ч и высоты 400 метров. По итогам вылета летчики-испытатели и специалисты дали положительную оценку работе всех систем. В Минпромторге подчеркнули, что: Перед выходом в небо силовая установка прошла полный цикл наземных проверок — от устойчивости работы на различных режимах до тестирования аварийной остановки двигателя и флюгирования воздушного винта. Такой подход позволяет минимизировать риски и перейти к лётным испытаниям с высокой степенью уверенности. Турбовинтовой двигатель ВК-800 разработан АО «Уральский завод гражданской авиации» в
Оглавление
Источник: Москва 24
Источник: Москва 24

Лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал» сделал важный шаг к серийному будущему: машина впервые поднялась в небо с полностью российской силовой установкой. Испытательный полёт с турбовинтовым двигателем ВК-800 и воздушным винтом АВ-901 прошёл успешно и подтвердил готовность проекта к следующему этапу — сертификации.

Первый полёт с двигателем ВК-800: как прошли испытания

Лётные испытания состоялись на аэродроме Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Во время полета самолет достиг скорости 210 км/ч и высоты 400 метров. По итогам вылета летчики-испытатели и специалисты дали положительную оценку работе всех систем.

В Минпромторге подчеркнули, что:

  • самолёт вёл себя стабильно,
  • управляемость соответствовала расчётным параметрам,
  • двигатель функционировал корректно,
  • основные и резервные системы подтвердили надёжность.

Перед выходом в небо силовая установка прошла полный цикл наземных проверок — от устойчивости работы на различных режимах до тестирования аварийной остановки двигателя и флюгирования воздушного винта. Такой подход позволяет минимизировать риски и перейти к лётным испытаниям с высокой степенью уверенности.

ВК-800: двигатель, который в России ждали давно

Турбовинтовой двигатель ВК-800 разработан АО «Уральский завод гражданской авиации» в рамках программы импортозамещения. Его создание закрывает нишу, в которой ранее серийное производство двигателей в России фактически отсутствовало.

Источник: glavpahar.ru
Источник: glavpahar.ru

Работы над ВК-800 стартовали в 2019 году:

  • в 2022 году был собран газогенератор,
  • в 2023 начались заводские доводочные испытания,
  • в 2024 конструкторской документации присвоена литера «О», что означает завершение разработки и выход на лётные испытания.

Максимальная мощность двигателя варьируется от 807 до 877 л.с. — в зависимости от области применения. При проектировании закладывались требования по надёжности, обслуживанию и эксплуатации не ниже, чем у современных зарубежных аналогов, а по ряду параметров — выше.

Особое внимание уделялось адаптации двигателя к суровым климатическим условиям. ВК-800 рассчитан на работу в Арктике, тайге, горных и труднодоступных районах — именно там, где легкая авиация играет ключевую роль.

Не только «Байкал»: универсальная платформа для лёгкой авиации

Двигатель ВК-800 создаётся не под один самолёт. Он предназначен сразу для нескольких перспективных программ:

  • ЛМС-901 «Байкал»,
  • учебно-тренировочного самолёта УТС-800,
  • российско-белорусского регионального самолёта ЛМС-192 «Освей»,
  • ремоторизации локализованных самолётов L-410.

Кроме того, ранее ВК-800 был установлен на летающую лабораторию Як-40, что позволило отработать ряд режимов в реальных условиях эксплуатации.

ЛМС-901 «Байкал»: замена Ан-2 и опора региональной авиации

Самолёт «Байкал» разрабатывается компанией «Байкал-Инжиниринг» по контракту с Минпромторгом РФ как современная замена легендарного, но устаревшего Ан-2.

Ключевые особенности ЛМС-901:

  • до 9 пассажиров или до 2 тонн груза,
  • дальность полёта — от 1,5 до 3 тыс. км,
  • эксплуатация с грунтовых ВПП,
  • возможность установки лыжного или поплавкового шасси,
  • один турбовинтовой двигатель.

Первый полёт «Байкал» совершил ещё в январе 2022 года, а сейчас проект выходит на принципиально новый уровень — с полностью отечественной силовой установкой и винтом.

Источник: Известия
Источник: Известия

Самолёт ориентирован на местные воздушные линии, перевозки в малонаселённых и труднодоступных районах, санитарную авиацию, авиационные работы и региональные пассажирские рейсы. Не случайно, например, в Бурятии рассчитывают, что ЛМС-901 будет использоваться авиакомпанией «Аврора» для полётов в малые сёла республики.

Что дальше: сертификация и серия

После успешного первого полета с двигателем ВК-800 «Байкал» вступает в этап сертификационных испытаний. Именно они определят готовность самолета к эксплуатации и серийному производству.

По планам, первые серийные поставки ЛМС-901 должны начаться в 2026 году. Ранее в Минпромторге сообщали, что на сегодняшний день уже изготовлены три опытных образца самолета.

Почему это важно

Испытания «Байкала» с отечественным двигателем — это ключевой элемент восстановления и развития легкой авиации в России. Самолёты такого класса жизненно необходимы стране с огромной территорией, сложной географией и тысячами населённых пунктов, куда невозможно добраться иначе.

Собственный двигатель, собственный самолет и серийное производство — именно из таких шагов складывается реальная авиационная независимость.

Верите ли вы, что такие самолёты вернут регулярное авиасообщение в малые города и сёла?

Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Строительный мир и читайте больше наших статей: