Найти в Дзене
Деревенский дед

Почему «деревенский дед» считает эту картину наиболее ярким документальным отображением крестьянского быта

Для затравки - небольшое лирическое отступление: В избах у крестьян местечка мало
Для кроватей было - не сыскать...
Лавок, правда, завсегда хватало:
Их сдвигали вместе, чтобы спать.
Старикам - уютнее местечко
Отводили там, где потеплей:
На спасительнице - русской печке-
И готовка, и купальня в ней!
А под потолком ещё полати -
Нары между печью и стеной -
Деткам тоже были, как кровати,
Рядом печь дышала теплотой.
Мал мала и меньше - так и жили...
А рожали много потому,
Что детишек часто хоронили:
Не спасти их было никому. Любой исследователь дореволюционного деревенского быта, прочитавший эти стихотворные строки, тотчас воскликнет: до чего точно эта поэтическая зарисовка отображает содержание этнографической картины русского врача-педиатра и крупнейшего исследователя детского физического воспитания Егора Покровского «Крестьянские дети зимой в избе»! Которая, в свою очередь, является иллюстрацией к книге «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России», написанной

Для затравки - небольшое лирическое отступление:

В избах у крестьян местечка мало
Для кроватей было - не сыскать...
Лавок, правда, завсегда хватало:
Их сдвигали вместе, чтобы спать.
Старикам - уютнее местечко
Отводили там, где потеплей:
На спасительнице - русской печке-
И готовка, и купальня в ней!
А под потолком ещё полати -
Нары между печью и стеной -
Деткам тоже были, как кровати,
Рядом печь дышала теплотой.
Мал мала и меньше - так и жили...
А рожали много потому,
Что детишек часто хоронили:
Не спасти их было никому.

Любой исследователь дореволюционного деревенского быта, прочитавший эти стихотворные строки, тотчас воскликнет: до чего точно эта поэтическая зарисовка отображает содержание этнографической картины русского врача-педиатра и крупнейшего исследователя детского физического воспитания Егора Покровского «Крестьянские дети зимой в избе»! Которая, в свою очередь, является иллюстрацией к книге «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России», написанной Покровским в 1884 году.

Картина, которую мы обсуждаем. Картинка из открытых источников.
Картина, которую мы обсуждаем. Картинка из открытых источников.

Чем поражает эта картина? Бросаются в глаза удивительные подробности крестьянской жизни, которые сегодня могут показаться странными, но в позапрошлом веке были полны глубокого смысла.

Здесь хорошо показаны деревенские реалии того времени, хотя всё на первый взгляд выглядит вполне пасторально: многодетная (как водится) семья; серьёзный (и достаточно возрастной) отец качает на руках малыша, намереваясь уложить его в подвешенную на верёвках самодельную люльку; ещё один сидит у его ног и, кажется, вот-вот будет облизан телёнком (такая вот живая игрушка!); за всем этим с полатей с любопытством наблюдает ребёнок постарше...

Но самое любопытное и удивительное вот что. В левой части картины мы наблюдаем печь, из которой выглядывают двое детей. Невольно возникает вопрос: а что они там делают? Оказывается, их поведение никоим образом не связано с детской шалостью: это всего-навсего гигиеническая и лечебная процедура.

Ну как в деревне без неё прожить?! Фото из открытых источников.
Ну как в деревне без неё прожить?! Фото из открытых источников.

Просторная русская печь для деревенских жителей всегда была кормилицей и настоящим «сердцем» дома. В ней не только готовили еду, но и мылись. Что неудивительно, поскольку бани на Руси встречались редко.

Когда необходимая пища уже приготовлена, а печь всё ещё очень горячая, еду и угли из неё убирали, стелили солому и приступали к помывке. Не пропадать же теплу! Причём взрослые мыли в ней не только детишек, но и сами каким-то непостижимым образом умудрялись забираться внутрь и наслаждаться всеми достоинствами русской печи. Некоторые «упаривались» в ней так, что не могли самостоятельно выбраться и им (чуть живым) помогали родственники.

С лёгким паром! Фото из открытых источников.
С лёгким паром! Фото из открытых источников.

Вот как описывает процесс мытья в печке в конце ХIХ века известный русский этнограф В.Н.Тенишев:

«Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя. Причём подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном тёплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову «щёлоком», потом окатывается водой на сарае».

На картине мы видим момент, когда одного ребёнка уже вынули из печи, а второго готовятся помыть. Это была обычная процедура - печь долго сохраняла тепло, создавая идеальные условия для купания.

Не подумайте, что это Баба-яга... Картинка из открытых источников.
Не подумайте, что это Баба-яга... Картинка из открытых источников.

Но помимо купания, печь выполняла ещё одну крайне важную функцию: она лечила.

Кое-кто сильно удивится, но бытовал на Руси такой старинный способ выхаживания недоношенных младенцев, очень худых деток и малышей с «собачьей старостью» (рахитом): их было принято «перепекать» в печи. Крестьяне считали, что раз ребёнок слабый, то он «не дозрел» в материнском чреве, а стало быть, его надо «довести до готовности» (буквально как хлеб!). С этой целью малыша ненадолго отправляли в тёплую (но не горячую) печь - как правило, тепло в ней оставалось после готовки. Подержав там какое-то время, его вытаскивали, а затем снова отправляли «греться». И так повторяли несколько раз (обычно трижды). Потом кроху обдавали холодной водой и хорошенько укутывали. Лечение детей «перепеканием» считалось очень эффективным и кое-где применялось даже после революции.

Существовал ещё и более ранний вариант этой «процедуры»: младенца перед «перепеканием» оборачивали тестом, оставляя лишь отверстия для дыхания, и отправляли в печь на хлебной лопате. Почти как в сказке! Пока тот «перепекался», мать (или знахарка) читала специальные наговоры. После окончания процедуры малыша «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака (!) съедала покрывавшее ребёнка тесто». Согласитесь, что звучит жутковато...

Старинная рекомендация по применению. Фото из открытых источников.
Старинная рекомендация по применению. Фото из открытых источников.

Помимо чисто физической пользы для больного малыша (прогревание), в «перепекание» закладывался и более глубокий смысл - ритуальное сжигание болезни и возрождение здорового и сильного ребёнка. Ведь печь на Руси имела и сакральное значение - как символ и «портал» в загробный мир. Помещая туда ребёнка, люди обращались таким образом к душам предков за помощью в деле спасения младенца. Тем более, что и сам ребёнок, как считалось, в первые дни после рождения ещё приобщен к потустороннему миру.

Приступаем к перепеканию! Фото из открытых источников.
Приступаем к перепеканию! Фото из открытых источников.

Продолжаем рассматривать и анализировать картину. Другие детали обстановки в избе тоже рассказывают о мудром (рациональном) устройстве крестьянского быта.

Современные полати - это и тепло, и рационально. Фото из открытых источников.
Современные полати - это и тепло, и рационально. Фото из открытых источников.

Здесь мы наблюдаем давно ушедшие в небытие полати, которые одновременно служили и спальным местом, и сушилкой для лука и льна.

Главней всего - телёнок в доме! Фото из открытых источников.
Главней всего - телёнок в доме! Фото из открытых источников.

Телёнок в избе (равно как и прочая домашняя живность) - отнюдь не причуда, а жизненная необходимость: в лютые морозы молодняк только так и выживал! Вот и обитали они в холодные зимы бок о бок с людьми, становясь забавой для детишек.

Люлька с младенцем в деревенской избе никогда не отвлекала от прочих занятий. Картинка из открытых источников.
Люлька с младенцем в деревенской избе никогда не отвлекала от прочих занятий. Картинка из открытых источников.

А вот в подвесных люльках в некоторых деревнях укачивали детей вплоть до середины прошлого века, не прерывая привычного рукоделия.

Вот так Покровский запечатлел многогранный крестьянский мир, где каждое действие и каждый элемент быта были продуманы поколениями. И где простые крестьянские решения оказывались удивительно эффективными…

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!