Для затравки - небольшое лирическое отступление:
В избах у крестьян местечка мало
Для кроватей было - не сыскать...
Лавок, правда, завсегда хватало:
Их сдвигали вместе, чтобы спать.
Старикам - уютнее местечко
Отводили там, где потеплей:
На спасительнице - русской печке-
И готовка, и купальня в ней!
А под потолком ещё полати -
Нары между печью и стеной -
Деткам тоже были, как кровати,
Рядом печь дышала теплотой.
Мал мала и меньше - так и жили...
А рожали много потому,
Что детишек часто хоронили:
Не спасти их было никому.
Любой исследователь дореволюционного деревенского быта, прочитавший эти стихотворные строки, тотчас воскликнет: до чего точно эта поэтическая зарисовка отображает содержание этнографической картины русского врача-педиатра и крупнейшего исследователя детского физического воспитания Егора Покровского «Крестьянские дети зимой в избе»! Которая, в свою очередь, является иллюстрацией к книге «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России», написанной Покровским в 1884 году.
Чем поражает эта картина? Бросаются в глаза удивительные подробности крестьянской жизни, которые сегодня могут показаться странными, но в позапрошлом веке были полны глубокого смысла.
Здесь хорошо показаны деревенские реалии того времени, хотя всё на первый взгляд выглядит вполне пасторально: многодетная (как водится) семья; серьёзный (и достаточно возрастной) отец качает на руках малыша, намереваясь уложить его в подвешенную на верёвках самодельную люльку; ещё один сидит у его ног и, кажется, вот-вот будет облизан телёнком (такая вот живая игрушка!); за всем этим с полатей с любопытством наблюдает ребёнок постарше...
Но самое любопытное и удивительное вот что. В левой части картины мы наблюдаем печь, из которой выглядывают двое детей. Невольно возникает вопрос: а что они там делают? Оказывается, их поведение никоим образом не связано с детской шалостью: это всего-навсего гигиеническая и лечебная процедура.
Просторная русская печь для деревенских жителей всегда была кормилицей и настоящим «сердцем» дома. В ней не только готовили еду, но и мылись. Что неудивительно, поскольку бани на Руси встречались редко.
Когда необходимая пища уже приготовлена, а печь всё ещё очень горячая, еду и угли из неё убирали, стелили солому и приступали к помывке. Не пропадать же теплу! Причём взрослые мыли в ней не только детишек, но и сами каким-то непостижимым образом умудрялись забираться внутрь и наслаждаться всеми достоинствами русской печи. Некоторые «упаривались» в ней так, что не могли самостоятельно выбраться и им (чуть живым) помогали родственники.
Вот как описывает процесс мытья в печке в конце ХIХ века известный русский этнограф В.Н.Тенишев:
«Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя. Причём подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном тёплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову «щёлоком», потом окатывается водой на сарае».
На картине мы видим момент, когда одного ребёнка уже вынули из печи, а второго готовятся помыть. Это была обычная процедура - печь долго сохраняла тепло, создавая идеальные условия для купания.
Но помимо купания, печь выполняла ещё одну крайне важную функцию: она лечила.
Кое-кто сильно удивится, но бытовал на Руси такой старинный способ выхаживания недоношенных младенцев, очень худых деток и малышей с «собачьей старостью» (рахитом): их было принято «перепекать» в печи. Крестьяне считали, что раз ребёнок слабый, то он «не дозрел» в материнском чреве, а стало быть, его надо «довести до готовности» (буквально как хлеб!). С этой целью малыша ненадолго отправляли в тёплую (но не горячую) печь - как правило, тепло в ней оставалось после готовки. Подержав там какое-то время, его вытаскивали, а затем снова отправляли «греться». И так повторяли несколько раз (обычно трижды). Потом кроху обдавали холодной водой и хорошенько укутывали. Лечение детей «перепеканием» считалось очень эффективным и кое-где применялось даже после революции.
Существовал ещё и более ранний вариант этой «процедуры»: младенца перед «перепеканием» оборачивали тестом, оставляя лишь отверстия для дыхания, и отправляли в печь на хлебной лопате. Почти как в сказке! Пока тот «перепекался», мать (или знахарка) читала специальные наговоры. После окончания процедуры малыша «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака (!) съедала покрывавшее ребёнка тесто». Согласитесь, что звучит жутковато...
Помимо чисто физической пользы для больного малыша (прогревание), в «перепекание» закладывался и более глубокий смысл - ритуальное сжигание болезни и возрождение здорового и сильного ребёнка. Ведь печь на Руси имела и сакральное значение - как символ и «портал» в загробный мир. Помещая туда ребёнка, люди обращались таким образом к душам предков за помощью в деле спасения младенца. Тем более, что и сам ребёнок, как считалось, в первые дни после рождения ещё приобщен к потустороннему миру.
Продолжаем рассматривать и анализировать картину. Другие детали обстановки в избе тоже рассказывают о мудром (рациональном) устройстве крестьянского быта.
Здесь мы наблюдаем давно ушедшие в небытие полати, которые одновременно служили и спальным местом, и сушилкой для лука и льна.
Телёнок в избе (равно как и прочая домашняя живность) - отнюдь не причуда, а жизненная необходимость: в лютые морозы молодняк только так и выживал! Вот и обитали они в холодные зимы бок о бок с людьми, становясь забавой для детишек.
А вот в подвесных люльках в некоторых деревнях укачивали детей вплоть до середины прошлого века, не прерывая привычного рукоделия.
Вот так Покровский запечатлел многогранный крестьянский мир, где каждое действие и каждый элемент быта были продуманы поколениями. И где простые крестьянские решения оказывались удивительно эффективными…
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!