Найти в Дзене
Деревенский дед

Вот такой он был - общественный транспорт в советской деревне!

Недавно "деревенскому деду" попались на глаза вот эти поэтические строки: В кузове машины бортовой
Везут элиту женского сословья
Под песни Родины святой
С полей колхозного подворья... И тотчас нахлынули воспоминания из деревенской жизни в 1950-1970-ых... Тогда в порядке вещей имела место практика передвижения местного люда на специально оборудованных грузовиках (в основном это были ГАЗ-51 и ГАЗ-52): те были с лестницей, лавками, нарощенными бортами - в общем, всё, как полагается. Причём перевозили народ в таком необычном для сегодняшнего времени формате не только на работу (в поле и на ферму), но и между населёнными пунктами. Даже до райцентра так добирались. По сути, колхозные грузовики выполняли роль общественного транспорта. А куда деваться, если автобусы в сёлах тогда были большой редкостью! Собственно говоря, экономически они колхозам-совхозам были невыгодными: если и приобретался таковой - то один на несколько хозяйств. И берегли его, как зеницу ока... В отличие от автобуса, п

Недавно "деревенскому деду" попались на глаза вот эти поэтические строки:

В кузове машины бортовой
Везут элиту женского сословья
Под песни Родины святой
С полей колхозного подворья...

И тотчас нахлынули воспоминания из деревенской жизни в 1950-1970-ых...

Здесь кузов оборудован двумя лавочками. Мужикам пришлось разместиться на полу. Фото из открытых источников.
Здесь кузов оборудован двумя лавочками. Мужикам пришлось разместиться на полу. Фото из открытых источников.

Тогда в порядке вещей имела место практика передвижения местного люда на специально оборудованных грузовиках (в основном это были ГАЗ-51 и ГАЗ-52): те были с лестницей, лавками, нарощенными бортами - в общем, всё, как полагается. Причём перевозили народ в таком необычном для сегодняшнего времени формате не только на работу (в поле и на ферму), но и между населёнными пунктами. Даже до райцентра так добирались.

По сути, колхозные грузовики выполняли роль общественного транспорта. А куда деваться, если автобусы в сёлах тогда были большой редкостью! Собственно говоря, экономически они колхозам-совхозам были невыгодными: если и приобретался таковой - то один на несколько хозяйств. И берегли его, как зеницу ока...

А здесь лавочка всего одна. Фото из открытых источников.
А здесь лавочка всего одна. Фото из открытых источников.

В отличие от автобуса, предназначенного только лишь для перевозки людей, грузовая машина могла перевозить всё что угодно, в том числе, и людей.

Хотя скептики тут же ехидно возбудятся: да уж, возили народ - как скот! Но местный люд это вполне устраивало: лучше плохо ехать, чем хорошо топать пару километров на полевые работы или на дневную дойку!

В тесноте, да не в обиде... Фото из открытых источников.
В тесноте, да не в обиде... Фото из открытых источников.

Понятное дело, что безопасность поездки в этом случае не была столь высокой как при поездке на автобусе, но на этот шаг шли вынужденно. Для этого были специально скорректированы правила дорожного движения, которые предписывали обозначать такой грузовик специальными знаками "люди"; в кузове оборудовались сидячие места, количество которых должно было соответствовать перевозимому числу пассажиров; а водителю надлежало строго соблюдать предписанный скоростной режим.

Едем на картошку! Фото из открытых источников.
Едем на картошку! Фото из открытых источников.

Конечно, эти правила редко соблюдались: не раз самолично в 1960-1970-ые годы наблюдал стоящих в кузове полеводов или сидящих просто на настиле (солома или сено) местных бабулек, доставляемых деревенским шофёром на рынок или в церковь. Да и самому не раз доводилось участвовать в таких поездках, когда отец (он работал шофёром в местном совхозе) брал всю свою большую семью на сенокос или на заготовку дров. Точно так же он регулярно отвозил деревенскую детвору в школу в соседнее село.

При соблюдении всех норм перевозка людей в кузове грузовика была делом относительно безопасным. К тому же, появление сотрудников ГАИ в деревнях и сёлах было большой редкостью, а свой доморощенный участковый закрывал на эти нарушения глаза.

Доярки возвращаются с дневной дойки. Фото из открытых источников.
Доярки возвращаются с дневной дойки. Фото из открытых источников.
Мосточек со ступеньками - почти цивилизация! Везде обычно через колесо залазили... Фото из открытых источников.
Мосточек со ступеньками - почти цивилизация! Везде обычно через колесо залазили... Фото из открытых источников.

Вот так они и ездили - простые, крепкие, настоящие советские люди, для которых труд был не повинностью, а частью их жизни, в которой главное - быть нужными. Утром в кузов - и на работу в поле, на ферму, на стройку. Без кондиционеров, без расписания, но с песнями и смехом! Ветер в лицо, под ногами доски, а в душе - бодрость и привычная уверенность: всё успеем, всё сделаем! И ни жалоб тебе на отсутствие комфорта, ни нытья в связи с нелёгким колхозным трудом!

А уж если в такой развесёлой компании девчата оказывались вперемешку с парнями, представляете - какой прилив жизненных сил и трудовой энергии вся эта человеческая масса получала за время пути!

Где же вы, кавалеры? Фото из открытых источников.
Где же вы, кавалеры? Фото из открытых источников.

Сегодня можно ностальгировать по юности и молодости, по открытым и счастливым людям, в жизни которых не было нищеты, серости, принудиловки, обязаловки и... перевозки людей как скота! Ведь для них это была норма жизни.

С песней по жизни. Фото из открытых источников.
С песней по жизни. Фото из открытых источников.

А вы застали такие передвижения?

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!