Найти в Дзене

Роберт Бартини (Ч. 39). «Смерть» без Свободы: Тюрьма Епископата и Психология Заключенных. Контраст Ярмарки.

"Ярамарка и Плен", иллюстрация создана сетью Джемини Предыдущая часть цикла здесь. 1. Жизнь в Каменном Плену Тюрьма епископата, расположенная в восьмигранной башне, – это место, где время остановилось и свобода умерла. Хелмар, для которого потеря свободы невыносима, подобно благородному зверю в ловушке, непрестанно движется в узкой камере: три шага вправо, три влево. Он ощупывает каменные стены, осматривает маленькое окошко под потолком. Лязг замка и засова, скрип двери – это единственное, что нарушает тишину, когда входит стражник с кувшином воды и миской похлебки. Но Хелмар, стиснув зубы, в приступе ярости разбивает принесенную еду и воду, не в силах принять унижение плена. В другой камере – Мария и кастелянша. Голова девушки лежит на коленях доброй монахини, которая тихо гладит её. В третьей – седой старик, лежащий неподвижно с глазами, устремлёнными в потолок, и мужик с редкой бородой, мерно качающийся вперед и назад. Так проходят долгие часы и целые сутки, которые могут длиться м
Оглавление
"Ярамарка и Плен", иллюстрация создана сетью Джемини
"Ярамарка и Плен", иллюстрация создана сетью Джемини

Предыдущая часть цикла здесь.

1. Жизнь в Каменном Плену

Тюрьма епископата, расположенная в восьмигранной башне, – это место, где время остановилось и свобода умерла.

Хелмар, для которого потеря свободы невыносима, подобно благородному зверю в ловушке, непрестанно движется в узкой камере: три шага вправо, три влево. Он ощупывает каменные стены, осматривает маленькое окошко под потолком.

Лязг замка и засова, скрип двери – это единственное, что нарушает тишину, когда входит стражник с кувшином воды и миской похлебки. Но Хелмар, стиснув зубы, в приступе ярости разбивает принесенную еду и воду, не в силах принять унижение плена.

В другой камере – Мария и кастелянша. Голова девушки лежит на коленях доброй монахини, которая тихо гладит её. В третьей – седой старик, лежащий неподвижно с глазами, устремлёнными в потолок, и мужик с редкой бородой, мерно качающийся вперед и назад.

Так проходят долгие часы и целые сутки, которые могут длиться месяцы и годы.

2. Ярмарка: Жизнь за Стеной

В этот же самый момент, на базарной площади города кипит праздничная, тихая ярмарка.

Жизнь за стенами тюрьмы – это пестрый, шумный контраст:

Изобилие: В котлах и на вертелах варится и жарится вкусное, соблазнительные запахи привлекают бродяг и собак. Вино разливают большими черпаками.

Веселье: Вокруг балаганов толпится народ. Фигляры, жонглеры, акробаты демонстрируют искусство, а вокруг музыкантов – пляски и пение.

Среди этого хаоса и веселья выделяется бродячий фигляр, который развлекает зевак частушками. У него новая красивая лютня и новый песик, который явно страдает от колпачка с бубенцами на голове, но, спохватившись, что «это грех», трясет ими с важной миной.

3. Незваный Гость

Фигляр, собирая деньги, обходит круг с фуражкой.

Среди зрителей незаметно оказывается кривой монах. Он кладет монету в протянутую фуражку, глубоко погружая туда свою руку (кажется, не только монета оказалась в фуражке...).

4. Зловонный Завершающий Аккорд

Наступает прохладный вечер. Влажные туманы спускаются с гор, и ярмарка пустеет. Остаются лишь нищие, воры и бездомные собаки.

На краю рынка – помойная яма, засыпанная зловонной гнилью. Даже паршивые собаки не выдерживают смрада и в ужасе убегают. Но люди не могут позволить себе брезгливость: бродяга прыгает в нечистоты, чтобы шарить в них руками.

Появляются нищий и калека. Завязывается молчаливая, остервенелая драка: люди, скользя и падая в скользкую грязь, борются за свое существование.

Вопрос для читателей Дзена

Жизнь в тюрьме и жизнь на воле (Ярмарка) – два разных вида плена. В какой из этих двух сцен, по вашему мнению, люди теряют своё достоинство и свободу выбора в большей степени?

Продолжение здесь.