Статья является идейным продолжением предыдущей и предшествующей ей. Обращаться туда не обязательно, она самодостаточна, просто смотрит на один и тот же феномен с разных сторон.
С самого начала выведу главную мысль:
- Ни у кого нет вашей ценности. Потому что нельзя присвоить себе чужую ценность. Из этого следует несколько выводов:
1. Вам не у кого её взять.
2. Большинству людей наша ценность всё-таки без надобности. Потому что большинство людей осознанно или нет, но чувствует, что чужую ценность присвоить себе не могут. Они уже пробовали, не получалось.
3. Если по ужасной случайности или действительно чьей-либо воле у вас забрали вашу ценность, то её там же и оставили. Следовательно, вы можете вернуться [туда и тогда] и забрать её себе.
4. Пожалуй, самое важное. Кто-то не возвращает себе самоценность, потому что САМ её отвергает. Считает, что не должен был никому позволять на неё покушаться и обесценивает свою возможность стоять на себя. Либо просто считает свою ценность раз и навсегда осквернённой.
В этом много боли, но и много персонального выбора. Нашу ценность мы сами сдаём. И это должно подтолкнуть нас к сложному и самому взрослому решению: не сдавать свою ценность и не мериться чужими ценностями.
Даже если вы считаете, что ваша ценность мала, станете вы её отвергать в связи с этим, или будете взращивать? Даже если видите, что чужие ценности превосходят вашу, оставите ли вы свою при себе?
Таким образом, тема самоценности (хоть и является очень важной и популярной) нарциссична по содержанию. Люди редко мыслят о ней как об абсолюте. А она абсолютна, что значит, всегда присутствует.
Обычно люди самоценность видят не через «ценность», а через оценку и так она становится переменной величиной. Поэтому самоценность в нашем нарциссическом мире тесно связана с борьбой. Как будто это то, что нужно отстоять, добиться, доказать и так далее.
Есть люди, которые успешно складировали свою ценность в коробочку, но так и не начали ей пользоваться. А есть те, которые даже не начали складировать. Они вроде и представляют, что делать, но сознательно увиливают от этой обязанности. Потому что в их представлении, если они будут копить свою уверенность, то однозначно по их следам придут враги и разгромят всю сокровищницу. Это может ощущаться как последствия былых поражений. Это может ощущаться как тяжесть отношений. Это может переживаться как неясная тревога, даже если в обозримом пространстве нет того, то как будто посягает на их самоценность.
Страх поражения (возможно, былого) не даёт человеку накапливать и распоряжаться самоценностью. Ещё мешает предубеждение, что ему постоянно чего-то должно не хватать. Ведь как будто если он признает, что ценен, как есть, то превратится в хлипкую амёбу. Это тоже последствие дефицитарного мышления, где за ценность нужно бороться, выдирать её и скрывать от кого-то.
Так люди сами блокируют уверенность в себе. Потому что как будто при её наличии они остановятся. А когда они собирают свою сокровищницу, то правда много делают и много преодолевают. Они герои в своих собственных глазах. Это позволяет им сепарироваться от родителей и от других косых взглядов, но никогда не приносит удовлетворения.
Накопительство самоценности до добра не доводит. Достаточно в скором времени после начала накопления у человека появляется желание оставить её всю при себе. Он может себе, конечно, придумать, что это на «чёрный день». Но, как правило, не успевает воспользоваться своей сокровищницей. Ведь всё это время он так и не научился ею пользоваться: не принимал в жизни важные решения и не претерпевал цену своих решений, не горевал и не вытаскивал себя из горя.
Так его время воспользоваться своей сокровищницей никогда и не наступает. Не наступает даже в силу субъективных причин. Ведь тратить свою самоценность — это всё равно что признать, что наступил «чёрный день». А личность, которая столько всего накопила, как будто не может себе этого позволить. Гордыня мешает.
Ваша ценность должна работать на вас как инвестиция. Если её сейчас недостаточно, то складируйте её проявления, а не транжирьте и не обесценивайте. Станьте Скруджем Макдаком над своей ценностью, приумножайте её.
Однако если вашей ценности на сегодня достаточно, то она должна быть во что-то вложена. Потому что иначе происходит то же самое, что и с деньгами. Неработающие деньги со временем обесцениваются. Ваша ценность должна быть подчинена какой-то надличностной цели. Без эзотерики, без пафоса. Просто нужно придумать себе смысл и забыть, что это вы его придумали.
Самоценность должна работать на этот смысл. Тогда, какие бы динамики валютного рынка не происходили, вы не чувствуете себя вновь на поле боя. Вы не солдат, вы стратег.
Да, вы можете поставить самоценность куда-то и проиграть. Однако, если она подчинена некой цели, то ваш проигрыш — всего лишь опыт. И вы, имея опыт прироста своей самоценности, вновь это сделаете.
Своей самоценностью надо пользоваться. Если вы много времени потратили на собирание, то вы не только не знаете, КАК пользоваться. Вы даже перестали чувствовать, какое количество самоценности находится в вашей сокровищнице. Вы представляете, что её много. А как дело доходит до подсчёта, то вы теряетесь и пасуете. И даже когда случается какая-то трудная ситуация, вы опираетесь не на уверенность, которую насобирали, а вновь бегаете во внешний мир искать опору.
Всё, что вы можете сделать сейчас, — это позволить себе чувствовать свою ценность. Даже если у вас есть претензии к себе за то, что вы её давно не брали. Или претензии к ней за то, что она как будто осквернена.
Чем больше вы откладываете, завидуете и отвоевываете, тем больше вы отчуждаете свою ценность. Вы как бы оставляете свою крепость без присмотра. И тогда, когда вы вернётесь к своему необжитому замку, вам будет казаться, что он уже и не ваш. А всё потому, что вы не приложили достаточно усилий, чтобы обжить его.
Но и собирательство самоценности должно закончиться. Её пора куда-то вложить. Не потому, что нельзя больше насобирать, а потому что ваши объятия охватили столько, сколько вы можете вынести. И вы волевым решением объявляете достаточно на этом.
Стоит удерживаться от сравнения, кто сколько самоценности способен унести. Потому что, делая элементарные упражнения на визуализацию, кто-то несёт красивые цветные камушки, а кто-то огромный мешок с обёртками. Смотря на чужой огромный мешок, вы ни за что не догадаетесь, что у него внутри обёртки, но вам ваши камушки могут казаться недостаточными. Вы не просто не можете отобрать чужую ценность, вы её даже ПОСТИГНУТЬ НЕ МОЖЕТЕ. В этом приходится выдохнуть, расслабиться и уже обратить внимание на то, какую ценность представляете собой вы.
Так что рано или поздно нам всем придётся признать, что работу по оценке своей ценности приходится делать самостоятельно, даже если извне уже оценили.
Чтобы довести мысль до крайности, предположим, что мы все пытаемся вскапывать поле в несколько соток. И тогда самоценность строится на том, сколько я успел вскопать до того, как на этот метр пришёл соперник. Мы должны быть эффективны, а как иначе? А вот если представить, что модель не двумерная, а трёхмерная, и третье измерение практически не имеет конца, то конкуренция становится просто глупой. Ничего не зависит даже от того, с какой скоростью вы копаете, потому что вам всё ещё осталось необозримо много.
Из дефицита вообще не получается изобилие. Чем более мы многомерны, тем меньше у нас дефицита внутри, потому что всегда ещё есть, куда копать.
Имеет ли смысл вообще куда-то копать и можно ли остановиться? И справедливы ли ваши страхи, что вы остановитесь, если прекратите осуждать себя? Нет, они не обоснованы. Представьте, что вы остались на поле боя тогда, когда ваши враги и друзья ушли. Долго вы там ещё простоите? Постепенно вы будете обнаруживать, что сходите с ума. Ваше сознание начнёт порождать чудовищ помимо вашей воли.
Душа призвана трудиться и тогда крепнет наше Эго. Это чистый инстинкт выживания — покидать поле боя. Также, как и покидать арену, на которой вы выиграли или проиграли. Там нельзя оставаться. Ваша личность стремится к развитию больше, чем вы думаете.
Например, если вы стремитесь качественно расходовать себя, то вы понимаете, как много себя вы оставляете в тех или иных действиях. И вы не намерены самого себя обсчитывать, говоря, что вам это «ничего не стоит». Обыденная жизнь человеку стоит многого. И ему придётся считать баланс вещей, которые ему дают энергию, и вещей, которые отнимают. Опять же, если его самоценность подчинена некой большей цели, то он волей-неволей будет этот баланс пододвигать в сторону большей ресурсности для себя. Ведь, делая себе хорошо, он делает большое дело.
Одновременно человек, подсчитывающий, сколько энергии ему стоит совершить то или иное действие, становится осознанней. Он лучше понимает причины и поводы тех или иных событий в жизни и, даже если происходит что-то, что потом оказывается к худшему, он не забывает ни причин, ни поводов к совершению своих действий. Он знает, почему он делает то, что делает. Это помогает ему держаться за себя.
Вы меня спросите, а как же те, кто страдает депрессией. Они ведь вроде как останавливаются? Нет, они предпринимают очень много сил, чтобы … лишить себя ресурса!
Люди в депрессии постоянно находятся под давлением реальности. Они не выдерживают неизвестности. Это как раз связано с тем, как они боятся, что другие люди или обстоятельства отнимут их ценность.
Параллельно люди в депрессии боятся быть видимыми. В том числе и потому, что для них видимость сопряжена с борьбой. Как встать на табуретку, раскидав всех оппонентов, да ещё и удержаться, пока другие подпиливают ножки. Их видимость страшна не объективными изменениями, которые может претерпеть личность на пути.
Их видимость страшна ИЗБЫТОЧНЫМИ УСИЛИЯМИ, потраченными на борьбу, а не на саму видимость. Более того, если им удастся удержаться в видимости, эти усилия как будто будут никому не нужны. Последнее — важно. Депрессники пугают себя, что им придётся прыгать выше своей головы и в итоге это никому будет не нужно, если у них получится. Ну а если не получится — тем более. Таким образом, их усилия как будто вообще никому не нужны. И поэтому они их прилагать не могут.
Им бы стоило разъединить свою видимость и борьбу за самоценность. Ведь если они хотят бороться за самоценность, то обречены делать это постоянно. А если они хотят быть видимыми, то не обязательно бороться.
От борьбы мы сначала отказываемся.Сознательно, рассудочно и волевым усилием. А потом проходит достаточно длительный период ПЕРЕРАСТАНИЯ через потребность бороться. И на этом пути многие, к сожалению, возвращаются, потому что не знают, как не делать этого.
Более того, всё-таки большое количество людей хочет не проявляться, не свершаться, а именно побеждать. Ну то есть делать действия, похожие на самосовершенствование, но обязательно через аплодисменты.
- Так, люди могут хотеть не быть в отношениях, а победить в гонке за признание своей ценности. Как в фильме «Материалистка».
- Люди могут хотеть не взаимоподдержки в семье, а чтобы признали их правоту.
- Хотеть быть не счастливыми, а хорошими в смысле «правильными».
- Хотеть быть уверенными в себе для якобы безопасности, но на самом деле для того, чтобы никто не мог их победить.
- Хотеть самоценность не для себя, а чтобы другие её видели и не смели посягать.
- Не быть проявленными, а получить признание. Всё те же аплодисменты, только сбоку.
Никто не вправе осуждать, если человек всё-таки желает борьбы. Однако проблемы могут появиться, когда человек, наконец, устанет от неё. Либо столкнётся с большими поражениями, потерями. Его жизнь будет подпихивать к тому, чтобы перестать мерить себя дефицитами. Но именно нарциссическая уязвимость не даст просто взять и отсоединиться от этого.
И если вы хотите видимости, но идёте в борьбу, то вам намного тяжелее будет стать видимыми. Ваша видимость всегда «где-то там» из-за того, что вы стоите в очереди тех, кто тоже хочет побороться. И она светит вам, если вы уж прям сильно победили. И то, всегда найдутся желающие оспорить ваше право на победу. Борьба никогда не заканчивается.
Вам не с кем меряться, потому что кругом ЧУЖИЕ судьбы. И, что уж скрывать, чужие трофеи. Пора выйти из очереди.
Подборки всех статей по тематикам:
Работа с чувствами (кроме боли)