Найти в Дзене
Виктория Новак

Познание VS Владение

У каждого из нас есть какие-то свои установленные схемы мышления. Эти карты часто скрыты от нас, как своеобразные фильтры восприятия, к которым мы уже со временем привыкли. А инсайт — это как раз возможность увидеть фильтр со стороны, приоткрыть его. Фильтр восприятия представляет собой большую часть нашего ума, как предпосылку эмоционального состояния и решений, принимаемых по жизни. По мере нашего роста и развития мы вынуждены пребывать в тех или иных стадиях неполного восприятия реальности. Удаётся ли нам из этих стадий вырасти, или мы продолжаем видеть реальность через свой фильтр как единственно возможный способ – вот самый главный вопрос взросления. Попробуйте, прочитав эту статью, окинуть свою жизнь безоценочным взглядом. С одной стороны, честно, а с другой, с любовью к себе. Вам не нужно выносить никакие вердикты. Вам нужно лишь почувствовать, где болит, и попробовать в эту точку дать свою максимальную поддержку. Тогда вы сможете больше осознавать, в каких ситуациях, в каких а

У каждого из нас есть какие-то свои установленные схемы мышления. Эти карты часто скрыты от нас, как своеобразные фильтры восприятия, к которым мы уже со временем привыкли. А инсайт — это как раз возможность увидеть фильтр со стороны, приоткрыть его.

Фильтр восприятия представляет собой большую часть нашего ума, как предпосылку эмоционального состояния и решений, принимаемых по жизни.

По мере нашего роста и развития мы вынуждены пребывать в тех или иных стадиях неполного восприятия реальности. Удаётся ли нам из этих стадий вырасти, или мы продолжаем видеть реальность через свой фильтр как единственно возможный способ – вот самый главный вопрос взросления.

Попробуйте, прочитав эту статью, окинуть свою жизнь безоценочным взглядом. С одной стороны, честно, а с другой, с любовью к себе. Вам не нужно выносить никакие вердикты. Вам нужно лишь почувствовать, где болит, и попробовать в эту точку дать свою максимальную поддержку. Тогда вы сможете больше осознавать, в каких ситуациях, в каких аспектах раскрывается ваш ограничивающий фильтр восприятия и, в итоге, подвергнуть его сомнению. При этом, что важно, не сомневаясь в себе самом!

Итак, понимание стадий развития личности более-менее присутствует во всех психологических школах. Их количество разное, однако, закономерность изменений есть во всех. Подобная стабильность, с одной стороны, ограничивает вас, а, с другой стороны, направляет.

Абсолютно все школы вам расскажут о том, что через стадию перескочить невозможно. Это значит, что взросление — это переход от одной судьбоносной дилеммы к другой. Причём каждый предшествующий выбор является фундаментом для последующего. А каждый последующий превосходит по содержанию предыдущей и одновременно вбирает его в себя. Так что каждая последующая дилемма включает в себя предыдущую, в том числе, как это ни прискорбно, возможность сделать из предыдущей дилеммы неверные выводы.

Поэтому и справедлива мысль, что, получив психологическую травму и не найдя от неё исцеление, человек со временем САМ может дойти в своем сознании до травмы отвержения, как до первичной дилеммы «быть или не быть». В связи с этим в мире живёт много людей, так и не сделавших выбор, жить им или нет, а просто болтающихся в этом пространстве и времени.

Для того, чтобы выйти на новую стадию, нужно интегрировать внутрь себя предыдущую. Перерешить ту дилемму, что гложет неполезным и даже жестоким выбором. И тогда у вас появятся силы для решения актуального вопроса.

На какой бы стадии развития ни произошёл раскол, часть личности (выбравшая не полезный для себя путь) остаётся там, делать свой выбор вновь и вновь. Даже если мы говорим о самом начале жизни.

Как можно догадаться, на первой стадии развития ребенку актуальны по большему счёту физиологические потребности и создаваемое ими ощущение безопасности. В это время ребёнок ещё не осознаёт себя как отдельное существо. Он есть только в глазах матери, в руках матери, в присутствии матери.

Эту стадию определяет голод и отношение к своему голоду. Голоду по психике, которая отражает вашу. Голоду по объектам, которые врезаются в ваше восприятие для того, чтобы давать вам ощущение, что вы живы.

Для человека, частично застрявшего на первой стадии, всегда присутствует дилемма «жить или не жить». Практически она выражается в более детализированной проблеме: «питать ли себя, находить ли для себя ресурсы?». И вы, уважаемые читатели, надеюсь, знаете ответ. Потому что НИЧЕГО не может происходить в жизни человека, что запрещало бы ему питать себя.

На второй стадии рождается наше обособленное Я. Впечатление о своих грандиозности и всемогущества достигает предела, дозволенного родителями и обстоятельствами. Ребёнок может дотянуться реально или символически до того, чего хочет. Фрустрация его пугает так же, как на первой стадии. Но здесь очень много веры в то, что всё будет.

На этой стадии сознание человека крутится вокруг обладания. Личность додумывает за явления окружающей среды что-то своё и на основе этого к ним относится. Как ребёнок скрывается за портьерой при игре в прятки и уверен, что его не видно, даже если под шторами торчат ноги. Ребёнок искренне не понимает, почему с ним не случается то, чего он хочет, если он совершил полный набор ритуалов для привлечения этого. Он же априори хороший (если не был ранен на первой стадии), следовательно, с ним должно случиться то, что ему нужно.

Если же внимание родителей сосредотачивается исключительно на его физиологии, не помогая ребёнку познавать мир, то «я имею право жить» не превращается в «я достоин всего самого лучшего». И будущий взрослый несмотря на то, что имеет много желаний, самопарализуется, отказывается от инициативы. Особая пораненность может привезти к отказу от возможного обладания чем бы то ни было, к аскезе, но также и к скрытой, давящей обиде на мир.

Однако, если подобного не происходит, то на третьей стадии ребёнок тяготеет не просто к владению, но к власти. Это тот самый период триангуляции. Не нужно думать, что власть ребёнка всегда пагубная. Власть — это не титул и не должность. Это воля, воплощённая в действие.

Право появляется постфактум, когда никто не оспаривает. В этом заключается вся драма триангуляции. Потребность ребёнка во власти ограничивается властью над своей жизнью и своими возможностями. Его дилемма «я вправе или нет». Однако, как мы, взрослые, понимаем, представление ребёнка о власти над своей жизнью далеко от реальности. И поэтому он раз за разом обречён на фрустрацию. Чем больше он хочет, тем больше ему нельзя. И должен быть тот человек, который будет выносить его фрустрацию и как-то давать ему понять, что это не навсегда.

Человек, которому не помогали принять свою фрустрацию, становится категоричным и агрессивным. Да, его агрессия может не выражаться вовне. Но внутренняя агрессия как фиксация на вине и стыде всё равно проявится. Так что многие люди, даже если не хотят свою волю насаждать другим, всё равно являются застрявшими на этой стадии.

Осложняет ситуацию то, что на данном этапе мало эмпатии. Личность ещё не полностью способна признать ограничение со стороны другого. Ну и в принципе, что у другого есть не менее важные потребности.

Застрявшие здесь взрослые будут иметь иллюзию, что им никогда не придётся отказываться от своих желаний. Так они иногда бывают склонны вымучивать себя, других людей и реальность своими действиями и ожидать, что это принесёт свои плоды.

Невозможность достичь желаемого в сочетании с прорывом ЭГО даёт абсолютную власть их внутреннему критику. Ведь никто не сдерживал их фрустрацию, соответственно, их внутренний критик будет требовать, чтобы они имели всё, что стоит только захотеть.

Если человек по счастливой случайности успешно преодолел эту фазу, то он выходит в пространство «мы» (четвертая стадия). Все предыдущие стадии были сугубо нарциссическими и это нормально. Однако помощь в прохождении предыдущих периодов вызывает у ребёнка БЛАГОДАРНОСТЬ, пусть ещё зарождающуюся, но тем не менее...

Вот эта благодарность наконец-то переходит в возможность не только получать любовь, но и отдавать её, формировать «мы». Хотя для ребёнка всё так же остаётся важным вписаться в «мы», которые у него уже есть, то есть в родительскую семью и имеющиеся социальные институты. Иными словами, ему важно в том числе быть принятым.

И несмотря на то, что эта стадия активно способствует развитию эмпатии, появлению благодарности и способности соотносить свои предпочтения с чужими, она также подбрасывает аргументы внутреннему критику: способствует активному пониманию, каким человеком быть абсолютно не следует. Эта стадия больших групповых контрастов: «они быдло, мы интеллигенция», «они успешные, мы изгои».

Человек неосознанно, но интенсивно вырабатывает для себя правила, стереотипы и ценности. Он строит свою самооценку внутри ценности группы, но пока ещё не способен строить свою самооценку как отдельного индивида вне какого-либо сообщества. Вот почему основная травма на этой стадии, – травма предательства. Но также здесь проявляется и обратная сторона семейной лояльности: чтобы быть достойным членом семьи, ребёнку приходится брать на себя чужой сценарий.

При прохождении и этой стадии, у вас сформированы ценности и принципы, вы чувствуете себя устойчиво как член сообщества и семьи. Параллельно развивается ваш интеллект. Интеллект становится вашей опорой и способом не просто присоединения к группе, но ещё нахождения особенного места внутри неё. И когда мы с вами говорили о травме, я откровенно писала, что, если по счастливой случайности вам не была наставлена ни одна из травм раннего детства, в травму несправедливости вы в любом случае окунётесь.

В этой пятой стадии человек сконцентрирован на достижении, на экспансии и так далее. Он зависим от своих побед. У него есть контроль, власть, поддержка в виде семьи и друзей, он чувствует себя на коне. Это не совсем эгоизм. Это, скорее, самонадеянность, которая еще не испытала свои границы на практике. А, к сожалению, мир не такой принимающий и располагающий к себе, как хотелось бы. Самонадеянность обламывается через несправедливость.

Хорошо то, что на пятой стадии личность наконец-то понимает, что У ВСЕГО ЕСТЬ ЦЕНА. И здесь она либо соглашается её платить, либо регрессирует на предыдущие стадии.

Представляете, что происходит с психикой, с которой не случается несправедливости? Я таких не видела. Однако могу представить степень доверия к миру у подобного человека и одновременно ощущение какого-то всемогущества. Должно быть, это прекрасно, но настолько грандиозно, что невероятно шатко.

Именно поэтому падать с неба очень больно. Больно не от падения, а от ощущения, что такого не должно происходить. Люди, застрявшие на стадии несправедливости, как будто пребывают в перманентном шоке от реальности. Они рады, когда реальность абсолютно подконтрольна, понятна, прогнозируема. Но, когда что-то идёт не по плану, все горя мира обрушиваются в один момент.

Что будет, если и эту стадию пройти конструктивно?

Мышление на предыдущей стадии было богом, но человек уже наигрался в Бога для себя.

Как раз и происходит то, какого состояния для вас добиваются все психологи мира: «мир хороший, люди хорошие, я хороший и смысл есть».

Я не думаю, что так уж много людей пребывает в этом. Тем более постоянно. Однако как намерение оно прекрасно и имеет место быть. Видеть себя вписанным в мироздание с точки зрения его разных систем и не ставить себя во главу угла. Это значит видеть или по крайней мере предвосхищать взаимосвязь мелких, тонких деталей, которые складываются в единый механизм, движущий этот мир сегодня.

В этом мышлении есть принятие неизвестности, чего многие из нас так и не смогли освоить. Есть признание того, что мы не знаем, почему каждый человек ведёт себя так или иначе. Мы можем видеть бесконечные обоснования его поведению, но их число никогда не будет исчерпывающим. И уж точно нет факторов, способных предположить исход.

Я искренне полагаю, что это позиция демиурга, который создал мир и убрал свои руки от него, чтобы позволить миру жить своей жизнью. Это позиция поистине любящей матери, которая отдала всё и теперь позволила ребенку решать там, где он хочет решать. Это не всегда про невмешательство. Но это всегда про доверие замыслу.

Маслоу описывает данный уровень как «бытийность». Человек в нём придает значение каждому элементу системы в общем массиве данных, признавая, что не способен контролировать это и прибывая в готовности заплатить цену за своё влияние.

На этой стадии естественным образом появляется возможность само-актуализироваться. Не потому, что человек хочет признания (ведь это говорит о дефицитарности его потребностей). А потому что, являясь частью системы, он видит, как может влиять, и готов нести за это ответственность.

Прохождение через все предыдущие дефицитарные стадии является закономерной предпосылкой появления личности здесь. Соответственно, на какой бы точке вы ни застряли, у вас два выхода. И вам не надо заставлять себя вести так, как вам не свойственно.

Я абсолютно убеждена и как женщина, и как терапевт, что фокусированное внимание и любящая доброта, направленная на то или иное свойство себя, со временем преображают. Преображение происходит не через самоосуждение или принуждение. А тогда, когда вы осознаёте динамику и способны посмотреть на себя, как на героя романа, захватывающего, интересного. В вашем романе герой проходит некоторую трансформацию. Наблюдать за собой и одновременно ощущать, что вы способны быть намного больше, — это и есть расширение и выход на новый уровень.

И когда вы представляете человека, каким хотите быть, учитывайте, к какой стадии развития он принадлежит. Собирается ли он выходить за рамки этой стадии? То, что он платит, это для того, чтобы расти? Или для того, чтобы остановиться на конкретной стадии развития?

Вы абсолютно вольны выбирать быть тем, кто превосходит вас лично. И это однозначно приведёт к тому, чтобы вы сами продвигались дальше. Да, поднимутся новые вопросы. Возможно, придётся заново для себя решать предыдущие. Но лишь упорство и зов того человека, кем вы хотите стать, способен двигать ваше сознание в сторону расширения.

Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.
Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.

Подборки всех статей по тематикам:

Отношения в паре

Боль, утрата

Работа с чувствами (кроме боли)

Самоуважение и ценность себя

Мотивация и энергия для жизни

Психические особенности и личностные границы

Детско-родительское

Психологическая травма

Психология взрослости

Особенности психотерапии